Моря и океаны

Иван Крайности
-Это ты? - спросил Тимка и бросился в объятиях давно знакомого ему человека, - я узнал Вас по улыбке!.

-Я. А кто же еще, - ответил тот ему в ответ, улыбаясь непринужденно.

Улыбка у Василия Василевича Погремышкнина никогда не исчезала с лица. Еще тогда, когда они познакомились впервые в своей жизни, где они служил на флоте на одном оргомном корабле, командир корабля улыбался даже в тех случаях, когда им грозила опасность. И это очень силно удивляло и волновало их, его подчиненных. Но со временем они поняли, что улыбка командира их общий успех. Ею он внедрял в них спокойствие, уверенность, любви к своей профессии, уважение к нему, как к командиру и огромное желание во всем ему подчинятся бесприкословно.

И теперь, много лет спустя, он также стоит перед ним и обнимая его, улыбается.

"Красивая у него улыбка" - подумал про себя Тимка, - "и глаза тоже. Они такие голубые, глубокие, умные. В них отражается жизнь. А лицо, хоть и с небольшими морщинками, хранит в себе эластичность молодости. Щеки румянные, как будто командир недавно выпил коньяка, или побывал на палубе, подставляя лицо солнечным лучам и встречному ветру, для загара".

-Тимофей Васильевич! А Вы не изменились! Все тот же молодой, целеустремленный, красивый матрос!

-Ошибайтесь командир! Я уже давно капитан первого ранга!

-Да ты что? Догнал меня званием?

-Прошу прошения. Так получилось. Случайно. Мы не виделись с Вами более двадцати пяти лет. Сколько же вам лет, Василий Васильевич? Надеюсь, это не секрет.

-Нет. Я уже двадцать лет, как на пенсии. Скоро семьдесят. Но продолжаю трудится на благо нашего оттечества. Форму моремана поменял на форму сотрудника государственной инспекции по маломерным судам. И занимаюсь также своим любимым делом. Тольк я вырос в годах, а мой корабль стал маленьким.

Они посмеялись дружно расслабляя захват объятий. Отошли друг от друга на несколько шагов, присмотрелись и опять подошли молча друг к другу и крепко, по матросски обнялись. А через минуту опять расслабили свои объятия и теперь стояли друг против друга никого не замечая и вспоминали свое прошлое.

-А помните тогда, нашу встречу с китами? Они взбесились и кидались на нас, а мы старались по Вашему приказу не причинить им зла.

-Помню хорошо. Мне до сих пор непонятны причины их отношения. Может мы пришли в их водяном пространстве без разрешения?

-А как у них спроить надо было? Разрешите уважаемые животные, таким же как Вы, животным, но только на корабле пройти?

И они опять посмеялись. Их смех заразил других, стоящих неподалеку и прислушившись к их разговору.

-А помните Василий Васильевич нашу встречу с подводниками другого государство? Когда Вы стоя на палубе заметили что-то в воде и дали команду "Влево руля!", а мы, все мы Ваши подчиненные подумали что командир бредит. Кругом одна гладь и курс наш четко определен. Мы резко повернули и оказаль правыми. Из воды торчал телескоп подводной лодки вероятного противника...

-Да. Если бы мы его не заметили, произошло столкновение. У нас скорость была огромная, а он вышел почти что на поверхность воды, прямо по курсу, но не заметил. Может оборудование не сработало. Хотя, как только увидели в телескоп ушли ко дну на максимальной скорости. Я уж за них переживал, не повредили ли что. Глубина в том месте не очень уж и большая, да еще и с большими неровностями. Они так и не вышли на связь. Я тогда был зол, напугался...не за себя, за Вас всех, за наш корабль...

-Вы всегда ставили интересы других выше своих.

-Это обязанность каждого человека, а тем более, командира или начальника.

-Совершенно с Вами согласен. Меня жизнь тоже потрепала. Хорошо, хоть Вы мне сейчас говорите о той же, давней красоте... Но я был старпомом, командиром подводной, командиром крейсера. Я, как Вы, все в жизни повидал. Я всегда вспоминал Вас. Когда мне было тяжело, я обращался к Вам мысленно! Вы, надеюсь слышали мой мысленный зов? По крайней мере, всегда мне приходили на помощь, также мысленно.

-Читать мысли на растояние, к сожалению, не могу, но раз вы говорите...

-Я спрашивал себя, а как бы он поступил, а Вы тут как тут, естественно мысленно, мне, наприер, "Тимка, ты не бойся. Обойди препятствие с отключенными приборами. Терпи. Настрой людей на временные неудобства и все обойдется". И я давал тут же смело команду "Ложимся на дно. Отключаем оборудование".

-Таких команд нет в нашем морском уставе. Но мы с Вами их себе придумали сами. По доброте своей.

-Это мне всегда помогало. Это мой талисман.

-А я теперь ловлю нарушителей экологической безопасности на реках, в закрытых водоемах, типа водохранилищ, озер, ловлю также рыбу. Видимо это все, на что я способен, хотя в свое время... ох и бороздил моря и океаны. Знали меня все, не только на краблях, где служил, но и в стране, а может, и в мире. Так и покинул свой корабль имея за собой личный опыт работы, уважение коллектива, кличку: "старый и хитрый лис".

-Так...мы даже в этом с Вами схожи!?

-Все мы люди на нашей планете похожи друг на друга. только у одних свойства выражаются ярче, а у других, тускнее.

-А помните наши морские слова? "Когда мы в походе, не видно врага"!

-Помню. Как же не помнить, если сегодня, когда мы с командой едем по нашим водоемам, не то, что браконьеры, дажи добросовестные рыбаки прячутся.

-Все посмеялись дружно кивая головами в знак подтверждения его слов.

-А как Вы поступили в военно-морском училище?

-Это интересно, тем более, что поступил я не сразу. Но зато в конце первого курса я был назначен старшиной курса, а разжалован был в курсанты в конце четвертого курса. И офицерское звание получил с должности курсанта.

-А за что разжалован?

-А за то, что поступил по мужски. Дело в том, что я был женатым к этому моменту. А мой сосед, лез к моей жене. Она мне сказала и я ему долбанул не расчитывая свои силы по глове бутылкой из под пива, которую он же бросил мне под ноги. И самое главное, что он потом стал обвинять меня, что я у него попытался украсть часы. Несмотря на то, что я все решил, что было доказано что я не виновен, всеровно начальник политотдела дал команду поставить мне двойки по научному комунизму и по марксизм-ленинизму. Так меня и отправили после выпуска на Камчатку. И все свои молодые годы я провел там. Но я не жалуюсь. Жизнь так распорядилась, что там я прибыл и сразу же был назначен вахтенным офицером. И я обязан был за всех следить, заполнять документы...

-А что, это у Вас норма?

-В основном да. И уходя в море я уже был назначен временно исполняющим обязанности командира лодки. Я сам заступал на вахту. Решал задачи по обеспечению живучести лодки.

-А Вахту нести сложно?

-Очень. Тем более, что иногда возникали проблемы. То пожар в каюте, то глубина более двухсот метров и это означала объявлять тревогу всему личному составу. А каково это сделать мне, молодому офицеру?

-Двери там бывает заклинивают... А как принимали нас в офицеры?

-О-о-о-о! Целый ритуал. Выпить надо плафон соленной воды. Это около литра. Представляешь? Потом поцеловать нужно кувалду, которая качается как маячок туда - сюда. И многие не могли поймать эту кувалду в момент наибольшей ее амплитуды без того, чтобы разбить себе губу или даже выбить зубы...

-Опасные трюки!

-Но это традиция! Такая же традиция, как мыться в бане. Но был у нас один товарищ, который не всегда любил мыться в бане. И спал он не всегда в каюте в в коридорах. Где захотелось спать, там и уснул... По полгода мы были в походах, бороздя моря и океаны. И видели землю лишь во снах.

-А теперь, на земле? Навсегда?

-Навсегда? Разве может морская душа ходить по земле? Нет! Теперь я в структуре госинспекции по маломерным судам и слежу за порядком на внутренних водоемах.

-А у Вас есть должность помощника старпома? Или хотябы матроса?

-У нас таких должностей нет. Мы все едины в своем порыве. Наша задача обеспечение безопасности на воде, причем, не только людям, но и подводной фауне. Рыбы нас уважают за это может даже больше, чем люди.

И все дружно рассмеялись.

-Тогда, я могу расчитывать на Вашу поддержку? Ведь мне на днях велено сдать свой крейсер. Сократили его, старика. А с ним, и меня и всю нашу команду.

-Мы тебя ждем, дорогой Тимка. В наши ряды, таких как Вы принимают с распростертыми руками. Теперь Вы будете служить в лучшем Министерстве России и даже Мира! Ты Тимка, будешь служить в МЧС России!

-Спасибо, товарищ командир.

И они пошли в обшей компании по крутому берегу огромного водохранилища, вспоминая былое.

Вдали видны были маленькие кораблики, их катера и надувные лодки с символикой МЧС России, которые смотрелись на общем фоне глади воды водохранилища, как те кораблики, которые дети выпускают в огромных лужах, образовавшихся во дворах после сильного проливного дождя.