Реальные пацаны сдали уже ВСЕ анализы?..

Cyberbond
Ситком — комедия ситуаций — ох, и коварный жанр! Пожалуй, самый заметный ситком прошедшего телесезона «Реальные пацаны» (ТНТ) — тому яркое подтверждение.

Сразу оговорюсь: хороший «продукт» подарили нам его создатели (автор идеи проекта Антон Зайцев, режиссер-постановщик Жанна Кадникова). Сериал добрый, теплый, зачастую уморительный и нередко достаточно меткий.

Поэтому вся моя критика — не в осуждение, а лишь в пожелание.

Прогремевшие до «Пацанов» ситкомы «Солдаты» и «Моя прекрасная няня» (беру самые-самые культовые) — это все-таки откровеннейший балаган, который эксплуатировал армейский опыт мужской части телеаудитории или девичьи грезы лучшей ее, телеаудитории, половины…

«Реальные пацаны» — намного реальней по сути. Здесь теплее посыл, любовнее (заинтересованнее) отношение творцов сериала к своим героям. И вообще они намного правдоподобнее. Авторы проекта рекламировали свое детище как «признание в любви к родному городу (Перми)». При всей «смехорылости» есть в сериале что-то тонко ностальгическое, ведь и актеры снимались в собственной одежде, которую носили лет семь назад. Сейчас-то они другие, они давно уж не пацаны из спальных районов и пригородов, и социальный опыт их иной. Они не лохи и не лузеры, они по жизни винеры, и молодой телезритель, зная это, радуется за них. (И о себе-винере тоже мечтает, естественно).   

И все-таки то, что формировало, что было так дорого (романтика «чисто пацанской» дружбы, свежесть мечты) — для актеров-героев в прошлом. Почему и финал второго сезона, при всех заманках сценаристов на третий сезон, такой и символичный, и усталый, и грустненький.

Честно скажу: уже в сюжетах второго сезона чувствуется некоторая усталость. Совсем уж неправдоподобным завершается линия любовного треугольника Эдик (Станислав Тляшев) — Машка (Мария Шекунова) — Валя (Влентина Мазунина). Буксуют не только герои второго плана (доблестный мент-ботаник Базанов — Алексей Базанов), но и два мушкетера Тоха (Антон Богданов) и Вован (Владимир Селиванов), без конца повторяя одни и те же словечки и жестики, которые уже перстаешь как хохмы воспринимать.

Подустал сериал, подустал даже и главный мушкетер и герой Колян (Николай Наумов). А все, мне кажется, потому, что создатели сериала вопреки собственному обещанию проследить эволюцию своего героя остались в тисках ситкомовских однотипных, в общем-то, ситуаций.

Большинство актеров играют под собственными именами и фамилиями. Они — это «они», как есть «по жизни», пускай для себя уже и вчерашние. Например, участковый Игорь Сергеевич (Игорь Ознобихин) — в прошлом мент, и такого подлинного мента в сериалах, кажется, еще не появлялось у нас. Не знаю, чей нынче муж или любовник Армен Бежанян (Армена же и играет, любовника Коляновой матушки), но в почти бессловесной роли он умудряется передать такой заряд чувств, такой мощный эротическуий пыл, что… Замечательно милый образ!

Этот вроде бы недопрофессионализм, зато неподдельный порой реализм, естественность, «подлинность» трогают зрителя. Да и сами  исполнители говорят: это куда интересней, чем изображать даму 18 века (признание Марии Шекуновой — Машки). Правда, Шекунова тут же честно оговорилась: узки рамки роли, предложенной сценаристами, не устраивает актрису, что ее Маша вечно такая нюня.

Да, а Валя (Валентина Мазунина) — всегда лишь при своих кулаках, а Вован (Владимир Селиванов) — вечно при своей тормознутости, а метросексуал Эдик (Станислав Тляшев) — при своей до придурости нерешительности.

Конечно, все они — лишь подтанцовка для Коляна, но почти безразмерный объем сериала позволил бы и им продемонстрировать разнообразие черт характера (тем паче, что потенциал всех очевиднейшим образом дает такую возможность), а повороты сюжета стали б разнообразней и правдоподобнее. Ведь именно правдоподобием, кажется, мне, «Реальные пацаны» «покатили» так телезрителю.

Жизнь пацанская — штука жесткая, нередко жестокая. Финал второго сезона по-своему символичен: менты в костюмах черта и ангела уводят Коляна под белы руки в тюрьму за не совершенное им преступление. Жутковатой «правдой жизни» веет и от вдруг такой серьезной реплики заполошной матери Коляна (актриса Марина Федункив — абсолютная звезда и удача проекта): «Лишь бы наркоманить не стал…»

Создатели «Реальных пацанов» преотлично знают изнанку жизни, но предлагают зрителю взглянуть на эту жизнь (даже и с элементами изнанки) только на позитиве. И кстати, в этом больше психологической правды (правды зрительской надежды, просьбы к судьбе), чем в тех же «Солдатах», где шутовство лишь подчеркивает полное отсутствие жизненной достоверности.

Да, очень смешной сериал «Реальные пацаны» — также и очень лиричен. И достаточно социален. Не только потому, что подробно рассказывает о той прослойке, которую эстеты зовут гопотой и жлобами. И не только потому, что метко порой показывает разные слои с их фирменными замороками.

Пацанство у нас — это ведь целое явление, это дух целой эпохи, и совсем недавней! Кто такой богатенький отец Леры (Зоя Бербер) почти олигарх Сергей Иванович Оборин (Сергей Ершов)? Да вчерашний, в 90-х еще, пацан, такой же, как и Колян Наумов. Правда, Колян никого ни в жизнь не прикует наручниками к батарее, никого не может прессануть, как следует, отчего и презренный лузер (с точки зрения г-на Оборина).

Став лет двадцать назад субкультурной атмосферой не только улицы, но и деловых офисов, и политических кулуаров, романтика блатняческого пацанства в своих слишком грубых формах, возможно, уже и уходит в прошлое. Но ведь время разводит и социальные мосты. Сегодня 18-летний Колян, встретив богатую Леру, вряд ли сможет напомнить ей, что они играли когда-то в одной песочнице…

Нынешнее поколение совсем юных уже, кажется, не знакомо с этакой социальной мешаниной. Может, еще и поэтому «ностальгнули» создатели сериала — по недавнему и короткому времени этой самой вот мешанины, что была вроде демократичней и как бы сулила всем возможность подняться?

Лейтмотивом звучит в каждой серии рэповая песня, которую сочинил Вован (В. Селиванов):

Каждый по-своему крут и отважен
В лабиринте серых пятиэтажек.
Это мой район – здесь родился и вырос,
Для кого-то – болото, для нас – стабильность.

Здесь все живут, как и прежде,
С любовью и верой в душе.
Пацаны смотрят вдаль с надеждой,
Но трамвай не ходит уже.
 
И, как мантра или как тост слишком часто поднимаемых гранюков, повторяется:

Зацени, здесь реальные пацаны,
За моральное здоровье нации.
Зацени, здесь реальные пацаны,
За моральное здоровье нации. —

Лирика? Ирония? Самоирония?.. Песенка по смыслу ой двойственная, но бесспорно верно отражающая вялотекущее «сегодня» большинства «пацанов с района». А в какое русло может рвануть оно завтра — об этом вдруг да и намекнут сценаристы, расхрабрившись, в третьем сезоне?..

15.04.2011

© — Copyright Валерий Бондаренко.