Великий пост

Нина Вакулова
ВЫПИСАНО И СОСТАВЛЕНО МНОЮ ИЗ РУССКОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ.
               
Сразу за семью днями разгульного масленичного веселья начинался семинедельный период строгости, воздержания – великий пост.
Первая неделя великого поста – «сборная», о ней говорят: « Неделя сбор  - течёт вода с гор», поскольку великий пост приходился обычно на март, даже если  начало его выпадет на конец февраля.       Великий пост обмочит хвост ( ожидают оттепелей).
Понедельник « сборной» недели называется  «чистым».
В « чистый» понедельник крестьяне совершают по масленице « тужилки, которые сопровождаются …полосканием зубов, кулачными боями для  вытряхивания  блинов, мытьём в банях и т .п.»
Утром  «чистого» понедельника ребята в некоторых местностях окончательно прощались с Масленицей. Они собирались толпами у каждого дома , « вооружённые» ухватами, кочергами,помелами, сковородами, и кричали: «Мы Масленицу прокатали,святы вечёры проиграли, мы рождествен пост пропряли. « Свет наш Масленица дорогая! Где ты ночь ночевала?» - « Под кустом на дорожке». Ехали скоморошки , вырезали по пруточку, сделали по гудочку, и вы, гудушки, не гудите, и вы Масленицу не будите!»
«Сборное» воскресенье  ( на сборной неделе) особым образом отмечалось только в Москве. Здесь устраивали знаменитый торг певчими птицами  и собаками , а также выставка говорящих скворцов и умных собак.
                СРЕДОКРЕСТИЕ.
Из сорока девяти дней великого поста в русском земледельческом календаре оказались выделенными не более десяти. Одной из самых значительных вех была , ночь со среды на четверг в середине великого поста , когда « пост ломается пополам», Предки наши верили , что перелом этот происходит так обязательно, что можно его услышать ровно в полночь.
Четвёртая – серединная – неделя поста называлась « средокрестной». В среду на этой неделе во всех крестьянских домах пекли специальное печенье в виде креста. А также « наподобие  разных земледельческих орудий, например, в виде сохи, косы, бороны». В кресты, которые пеклись по числу членов семьи, хозяйка закладывала куриное пёрышко. « чтобы  куры велись», или ржаное зерно, «чтобы  хлеб уродился», или даже человеческий волос  «чтобы  голове легче было». Кому попадался крест с каким – либо из этих предметов. Считался счастливым.
Средокрестное печенье хранили  до первого весеннего  выезда в поле , с ними начинали засевать свои поля и огороды.
Кое -  где кресты использовали для гадания, тогда в них запекали кусочек угля, монетку и пр. и по доставшемуся печенью ( по его « начинке»») судили о предстоящих событиях, изменениях в жизни , об урожае и т. д. Так, уголёк сулил печаль, зерно – хороший урожай. Лучина – гроб, чаинка – нечаянную жизнь, кусочек кирпича – плохое житьё, овсяное зёрнышко – благополучие, монетка – богатство. В среду ребятишки ходили по деревне поздравлять всех с окончанием первой половины поста, пели ( выкрикивали) специальные песни и получали за это угощение – те же «кресты» пироги.
Известен и такой оригинальный обычай: ребятишек – поздравителей сажают , «как цыплят , под большую корзину, откуда они тоненькими голосами поют: «Здравствуй, хозяин – красное солнышко, здравствуй,  хозяюшка – светлый месяц, здравствуйте, дети – яркие звёздочки!.. Половина говенья переломилась . а другая наклонилась!».
Пятая неделя великого поста называется «похвальной»( от «Похвалы», которая в субботу читается в церкви).На похвалу сорока яйцом похваляется( то есть начинает в этот день класть яйца или успевает уже снести первое яйцо).
В среду на «похвальной» неделе в церкви совершается всенощное бдение с каноном Андрея Критского, в народе именуемое «Андреевым стоянием» или просто «поклонами». Девушки считают обязательным выстоять эту службу в церкви, причём полагают. Что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших женихов, о чём они ему усердно молятся.
               
          ВЕРБНАЯ НЕДЕЛЯ;
   ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.
Вербная неделя, «вербница» ,предпасхальная неделя. Шестая неделя великого поста.»Лазарева суббота» - канун вербного воскресенья.
                Святой Лазарь за вербой лазил.  На Лазареву субботу сеют горох.
Вербное воскресенье  проходит под знаком освященной вербы. Растение это особенно серёжки. Распустившиеся почки, повсеместно считалось целебным. Наделённым особой силой.
 В вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и обязательно скармливали его скотине. По верованию крестьян. Если съесть девять вербных серёжек, то это предохранит от лихорадки. Почки освящённой вербы советовали есть бесплодным женщинам. Ветками принесённой из церкви вербы хлестали друг друга, и в первую очередь детей, приговаривая: Не я бью – верба бьёт! Верба хлёст бьёт до слёз! В Козловском уезде распространено верование, что ,всякий трус, желающий избавится от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье по приходе от заутрени вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы – средство это, если не превратит труса в героя, то во всяком случае, погонит природную робость».
                СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ.
Последняя неделя великого поста.
Четверг на страстной неделе – «великий четверг» - сосредоточил вокруг себя огромное число поверий, примет, действий, представлений. Великий четверг называют так же «чистым четвергом».
 В четверг перед пасхой варили кисель ( обычно овсяный), выносили его в миске на улицу и кричали « Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овёс . нашу рожь, а бей быльник да крапивник!» или « Мороз ,мороз, не морозь наш овёс! Киселя поешь , нас потешь!»Тверские мужики садились в великий четверг на кочергу верхом и трижды объезжали вокруг избы, огорода и поля, произнося при этом:» Крот , крот не ходи в мой огород, в день чистого четверга тебе в …кочерга». Ещё в конце прошлого века в Вятской губернии происходило следующее: « в великий четверг до восхода солнца хозяйка дома , нагая. Бежит со старым горшком в руке на огород и опрокидывает горшок на кол; горшок остаётся опрокинутым на колу в течении всего лета – он предохраняет кур от хищной птицы. Ярославцы в великий  четверг умывались с серебра. Кто первый умоется – лицо белое будет». По многочисленным свидетельствам, в великий четверг,  невзирая ни на какую погоду.» люди ходили на реку и окунались в её воды, даже если на реке был ещё лёд. Соприкосновение  с водой должно было принести здоровье и силу на всю сельскую работу. В этот же день самым тщательным образом вымывают и украшают избу: расстилают чистые . праздничные половики, развешивают красивые полотенца и занавески, кое – где пол в горнице посыпают белым песком. Обязательным было и купание в бане. « Моются в бане до восхождения солнца, говоря, что и ворон перед этим днём купает детей своих…Всходя на полок, приговаривают,»Хрещёный на полок,не хрещёный с полка». Выходя из бани, оставляют на полке ведро воды и веник для «хозяина»( байника) и, перекрестившись, произносят: «Тебе, баня, на стоянье,, а нам на здоровье!»» В великий четверг девушки ходят утром под яблони волосы чесать – что бы хорошо росла коса. Обычную крупную соль завёртывали в тряпочку и перепекали в печи, иногда с квасной гущей. Такая соль оказывалась очищена от скверны, т. е. от прикосновения руки Иуды – предателя, поэтому она обладала целебными свойствами и хранилась в течении года как лечебное средство для людей и скота.
Суббота на страстной неделе  - великая, красильная. В страстную субботу красят яйца.
                ПАСХА.
         ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ, СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ,
По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. У крестьян существовало поверье , что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко покатись,
Красное, нарядись!
Как дождь или погоды в первый день Пасхи, дак весна дождлива будет,
Масса примет, суеверий, приурочена народом к пасхальной ночи и торжественной заутрени, когда в церквах провозглашают воскресение Иисуса Христа.  «По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают не обычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу: в каждой кошке ,в каждой собаке и свинье они видят оборотня, чёрта, прикинувшегося животным», - писал С. В. Максимов на основе многочисленных наблюдений и сведений.
На Пасху  «старики расчёсывают волосы  с пожеланием, что бы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. А молодые взбираются на крыши», что бы встретить солнце.
Во время пасхальной службы, девушки тихонько шепчут:»Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчёнках да в порчёнках!»; « Дай бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами. Не на корове, а на лошади!» Все девичьи пасхальные приметы об одном: если девица ушибёт локоть, значит, её вспомнил милый; если во щи упадёт таракан или муха - к свиданию, губа чешется -  к поцелуям; бровь станет чесаться – кланяться с милым. Девушки умывались с красного яйца. Что бы быть румяной, становились на топор, что бы сделаться крепкой.
У каждого своя корысть  и поскольку Пасха – величайший христианский праздник, когда высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека. Желания произносятся прямо на заутрени. Используют этот момент и охотники, которые специально являются в церковь с ружьями. И как только в первый раз запоют «Христос Воскресе», они стреляют в воздух в полной уверенности, что этим выстрелом убьют чёрта и обеспечат себе удачную охоту в течении года. Воры « употребляют все усилия, чтобы во время пасхальной заутрени украсть какую – нибудь вещь у молящихся в церкви, и при этом украсть так, чтобы никому и в голову не пришло подозревать их. Существует и такая примета: если собака во время пасхальной  утрени  будет лаять на восток – к пожару, на запад – к несчастью.
Как  всякий большой праздник. К тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христоваться и обмениваться крашеными яйцами. На Пасху разрешается всем и повсюду( мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит  беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Исключительно пасхальным развлечением было катание яиц, для чего приготовлялись специальные желобки и выбирались опытными игроками яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело.
Пасхи не бывало без качелей, Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте( на деревенской площади, ближайшем выгоне и т. п.) загодя вкапывались столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Качели были чрезвычайно популярны на Пасху.    
…»на качелях катаются решительно все», возле них «образуется нечто  вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни , с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами.
На Пасху не редко посещали кладбища – ходили христоваться с покойниками. На могилах оставляли крашеные яйца и немного хлеба и пива.

                РАДУНИЦА.

К этому дню относится пословица: «На Радуницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут», означающая, что после Пасхи вплотную приступают к сельскохозяйственным работам в поле, что Радуница – это день, когда обязательно ходили на могилы ( один из главных родительских дней), а к вечеру веселились.
Блинцами от родительской кормят овец, чтоб ягнились.
Вывози навоз в родительскую, хлеб уродится.
« Радуница бала праздником всенародным. Вся деревня выходила на кладбище к могилам своим близких, Женщины на могилах причитали…На могилы приносили еду и питьё: кутья, пироги, калачи,, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун ( род браги) и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; всё это делалось « мёртвым на еду» По могиле катали яйца.

                КРАСНАЯ ГОРКА,

Первое воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели. В ряде мест к Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым  для вступающих в брак.