Конфликт, и как из него выйти

Вера Вавилова-Кириченко
Конфликт  -  это противостояние идей, мнений, взглядов. Это не обязательно что-то плохое. Плохим может быть поведение в конфликтной ситуации. И чем ниже уровень культуры, воспитанности, тем непригляднее поведение в конфликтной ситуации. Мы в основном состоим из эмоций, мы должны ими владеть. Выигрывает тот, кто более сдержан, рассудителен, умеет доказать свою правоту, отстоять свою точку зрения. Кто не в состоянии аргументировано доказать своё мнение, отстоять свои взгляды, начинает пускать в ход кулаки или оскорбительную брань, вызывает неуважение, даже презрение окружающих. Не надо думать, что чем громче кричишь, заглушая противника, тем ты больше прав. В конфликте люди выражают свои чувства. Если их подавлять, то конфликт не исчезнет, а будет тлеть.
Можно идти разными путями, находя выход из конфликтной ситуации.
КОНСТРУКТИВНЫЙ путь, созидательный, приводит к пониманию противника, соглашению и миру. Для этого постарайтесь встать на точку зрения партнёра и предсказать его следующую реплику «Я понимаю, что ты…». Постарайтесь определить, где ваши точки зрения расходятся, а где совпадают. Часто конфликтная ситуация приводит к стрессу. Как же справиться с ним, выйти из этого состояния?
На физическом уровне  -  это глубокое дыхание (вдох на 7 счётов, выдох на 11). Необходимо снять мышечное напряжение, расслабиться, посмотреть на ситуацию мягким отрешённым взглядом.
На психологическом уровне  -  представить приятные картины природы (водопад, заснеженный лес, осенний листопад, цветущий сад и т. п.). Попробовать «плыть в цвете», т. е. радужное изменение цвета, нежный переход тонов. Можно выплеснуть все эмоции на бумагу (написать письмо) и сжечь её. Уменьшить обидчика до размера насекомого. Теперь его крик превращается в еле слышный писк, а угрозы кажутся смешными. Можно попытаться увидеть себя со стороны, представить ситуацию через несколько лет. Вы о ней не вспомните? Забудете через неделю? Тогда не стоит расстраиваться из-за таких мелочей. Некоторым личностям с холерическим типом нервной деятельности помогает активное движение: занятие спортом, танцы, активная уборка помещения.
Чаще к стрессу приводит разрушительный путь решения конфликта, когда человек боится принять борьбу всерьёз, убегает, прячется, притворяется, что соглашается с точкой зрения противника, приспосабливается ради кратковременного мира или наносит запрещённый удар, используя знания об интимных подробностях партнёра, примешивая вопросы, не относящиеся к делу. Такое поведение приводит к тому, что человек загоняет свои негативные чувства глубоко в себя. Это ведёт к возникновению стрессовой ситуации.
Существуют косвенные причины, приводящие к конфликту.
1.Нападение на личность, идею, представляющие ценность для партнёра.
2.Давать обещания и не делать никаких попыток их выполнить.
3.Попытка объяснить происхождение каких-либо чувств партнёра.
4. Завышенная планка, т. е. требование от партнёра большего, чем он может дать.
5. Создание и усиление чувства эмоциональной тревоги, небезопасности. Страх, угроза перед грядущими бедствиями.
6. Непонимание и нежелание понять партнёра.
7. Предательство.
Все эти причины при определённых обстоятельствах и эмоциональном накале могут вызвать конфликт, который больно ранит вас. Чтобы избежать такой ситуации, постарайтесь изучить партнёра. Узнавая сущность человека, его принципы, взгляды, привычки, вы сможете приблизительно прогнозировать его действия, знать, что можно ожидать от данной личности. Возможно, не стоит доверять ему свои душевные секреты и переживания, ожидать от него помощи и сочувствия. А, возможно, наоборот  -   человек способен сопереживать, дать совет, помочь реальным делом. Постарайтесь  стать сами таким человеком, которому правду говорить не опасно. Будьте терпимы и сдержаны. Постарайтесь увидеть в человеке то хорошее, что он делает, оценить это по достоинству. Ведь на практике мы в первую очередь замечаем плохое, но не у себя. Чтобы предупредить развитие конфликта, постарайтесь вовремя заметить раздражение, не копить его в себе. Настройтесь на собеседника, на его эмоциональную волну. Если он грустит, погрустите с ним, а затем мягко, не навязчиво подтолкните к другому настроению, отвлеките от мрачных мыслей. Не спорьте по мелочам с тем, с кем бесполезно спорить. Признайте право каждого на свою точку зрения и смените тему разговора. Чем больше вы давите на партнёра, доказывая свою правоту, тем сильнее он укрепляется в своём мнении. Есть несколько правил искусства полемики. Руководствуясь ими, можно выиграть спор на публичном собрании: 1. Работать на аудиторию. 2. Захватить инициативу.
3. Наступать (лучшая защита  -  нападение). 4. Разбивать позицию противника, а не доказывать свою. 5. Не отвлекаться на мелочи. 6. Быть подготовленному к спору.
Подводя итоги выше сказанному, запомним, что надо ценить то, что мы имеем, не переживать, а действовать. И зачем переживать плохое? Тем более, если это уже в прошлом. Научиться принимать неизбежное и, если нельзя изменить ситуацию, то попробовать изменить своё отношение к ней. Ищите поводы для улыбки, провоцируйте её своей доброжелательностью. Будьте внимательны и добры к людям и это вернётся к вам вдвойне. Познав науку общения, очистив душу от негатива, вы сможете однажды сказать: «Я счастлив!»