Этикет и несколько правил хорошего тона

Вера Вавилова-Кириченко
ЭТИКЕТ  -  на французском языке означает «ярлык» -  это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, правила поведения человека в обществе. Этикет всегда реализуется в общении, но не всякое общение является этикетом.
 В общении переход с «вы» на «ты» должен быть внутренне обоснован и предложен старшим младшему, начальником подчинённому. В отношениях с женщиной, право разрешить общаться на «ты» остаётся за ней.
В приветствии юноши встают, если здороваются с проходящей мимо женщиной или со старшим мужчиной. Если здороваются за руку, мужчина встаёт не зависимо от пола и возраста. Женщина встаёт перед пожилым мужчиной (значительно стершее неё по возрасту) или на службе перед начальником, как подчинённая. Приветствует первым младший старшего, мужчина женщину, подчинённый начальника, женщина пожилого мужчину. Входящий здоровается первым. В компании мужчина в первую очередь здоровается со всеми женщинами, затем со своей женой и только потом с мужчинами. Прийдя в гости, здороваются с хозяйкой, хозяином, а затем с гостями. Проходя мимо, обгоняющий здоровается первым. Если ваш спутник с кем-то здоровается, то вы тоже здороваетесь даже, если человек вам не знаком. Женщина отвечает на приветствие, если оно явно относится к ней.
При рукопожатии старший первым протягивает руку младшему, женщина  -  мужчине, начальник  -  подчинённому. При рукопожатии мужчины перчатку снимают.
На банкетах гости знакомятся сами. В узком кругу вас должен представить гостям хозяин. Членов семьи можно представлять, не называя имён. Хозяйка обязана познакомить гостей друг с другом. Если вы пришли в гости с другом, то знакомите его вначале с хозяйкой и хозяином, а затем с остальными гостями. Представляют младшего старшему, мужчину женщине, подчинённого  -  начальнику. Правила поведения в общественных местах, за столом, в разговоре по телефону  и многие другие выработаны обществом не напрасно. Знание их поможет вам легко и непринуждённо вести себя в любом месте, в любой компании.



Искусство вести беседу

А теперь поговорим о порядке беседы. Беседа предполагает разговор по крайней мере двух собеседников и, очевидно, нельзя превращать её в монолог. Как бывает тягостно в праздничной компании, когда один из её членов безраздельно  завладевает разговором, лишая всех права голоса. Таких людей трудно «принимать в больших дозах».
Конечно, если собеседник умеет говорить, если он хороший рассказчик, многие с удовольствием отдают ему предпочтение в беседе. Но даже в этом случае не злоупотребляйте вниманием других. Ведь каждый человек не против высказать своё мнение и оказаться хотя бы немного в центре внимания.  В большой компании, за праздничным столом, всё же кто-то должен незаметно направлять разговор в нужное русло. Обычно это делает хозяин дома или  выбранный тамада, талант которого состоит в том, чтобы оживить беседу за счёт участия в ней по возможности всех собеседников. Умение слушать  -  непременное условие хорошей беседы. Бестактно перебивать говорящего без крайней необходимости. Многое решает тема разговора. Женщины быстрее находят общий интерес в разговоре, тогда как мужчины первоначально перекидываются лишь парой общепринятых фраз.
В большой компании не стоит заводить разговоры на узкоспециальные темы. Это не всем интересно. И совершенно не допустимо распространяться в обществе о своих сердечных делах, домашних неурядицах, а так же сплетничать  -  в какой бы форме это не выражалось. Надо избегать всего, что может поставить людей в неловкое положение и способствовать мрачному настроению. В нашем многоязыковом обществе очень важно и такое правило: если разговор ведётся на языке большинства собеседников, некрасиво отдельным лицам тут же комментировать его на другом языке, который некоторые из присутствующих не понимают. Если же в компании оказался человек, не владеющий местным языком, постарайтесь переводить ему суть разговора.
Не вступайте в чужой разговор, если вас об этом не просили. Включаться в частную беседу незнакомых или малознакомых людей без приглашения равносильно вторжению в чужую квартиру.



О жестах и мимике

Среди афоризмов немецкого просветителя Г. Лихтенберга имеется такое высказывание: «Самая занимательная для нас поверхность на Земле  -  это человеческое лицо.» Лицо  -  инструмент человеческого общения, следовательно, им, как и любым инструментом, надо владеть. Ведь на лице отражаются оттенки мыслей и чувств, а приветливая улыбка и открытый взгляд  -  лучшая характеристика  личности человека. Совсем мало внимания обращаем мы на мимику, которая  -  один из наиболее тонких и точных инструментов передачи информации. Нарочитая демонстрация эмоций ни к чему, но человек должен управлять своим лицом. Пусть у вас будут открытые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчеркнёт мимика, выработанная хорошим воспитанием.
Но не только лицо отражает эмоциональное состояние человека. Поза, жест, особенности движений во многом дополняют мимику, характеризуют человека. 80% информации мы получаем о человеке с помощью жестов и мимики. Быстрая походка и размахивание руками говорят о  ясной цели, которую человек готов реализовать. Привычка держать руки в карманах говорит о скрытости, критичности человека, а  держать руки на бёдрах означает желание человека достичь своей цели кратчайшим путём.
 Жесты открытости: открытые руки, не скрещенные ноги, посадка на краю стула, распахнутая куртка, расстегнутый ворот рубашки.
Жесты закрытости, подозрительности: сцепленные руки, скрещенные ноги, посадка в глубине стула, кресла, бегающий взгляд из подлобья, касание носа, ступни и тело повёрнуты к выходу.
Жесты оценки: размышление, задумчивость на лице, рука у щеки или теребит нос, наклон головы, почёсывание подбородка, взгляд искоса.
Выразительные жесты усиливают или смягчают сказанное. У разных народов роль жеста в разговоре различна. Представители южных народов (итальянцы, израильтяне, испанцы и др.) используют яркую жестикуляцию, которая в обществе северных народов (эстонцев, финнов и др.) покажется нескромной. Язык жестов не должен быть скуден, примитивен, а тем более вульгарен. Изящество, благородство и выразительную сдержанность жестов надо воспитывать.

Несколько шутливых проб, предлагаемых на страницах брошюры покажут вам, на сколько вы умелый и вдумчивый партнёр в различных видах общения.

ПРОБА1. В каком бы настроении вы ни проснулись, задержите взгляд на своём лице в зеркале и состройте гримасу, которая сможет вас рассмешить. Не получилось? Вас воспринимают окружающие, как чересчур серьёзного, даже злого человека, вы бываете утомительно скучным.
ПРОБА 2. Расположите два зеркала, чтобы увидеть себя в профиль. Не охорашивайтесь, ссутультесь, приоткройте рот, расслабьтесь. Принимаете себя в этом неприглядном виде? Значит реалистически можете оценить, каким вы видитесь другому человеку.
ПРОБА 3. В транспорте приглядитесь к чьему-либо лицу. Сделайте это незаметно. Не получилось? Значит у вас слишком настойчивый не деликатный взгляд, а это ограничивает возможности общения.
ПРОБА 4. При случайной ссоре в транспорте заставьте себя (даже, если вы правы), извиниться и замолчать, как бы не унижали вас в ссоре. С точки зрения окружающих, тот кто молчит, ведёт себя достойнее того, кто неистовствует, так что публика определённо станет на вашу сторону… Не можете сдержаться? Значит, вы человек властолюбивый или нервный. А это -  помеха общению.
ПРОБА 5. Постарайтесь выразить своё одобрение, похвалу работе незнакомого  человека (продавцу, официанту ) Скажите с улыбкой: «Ловко это у вас получается»… Не можете решиться? Вы скупы на доброе слово. Если же тон реплики выбран неправильным ( покровительственный, снисходительный), вам ответят неприязненным взглядом или грубостью. Возможно, вы заносчивы и ставите себя выше других.