Сказка о северном солнце

Ивкина Катирута
 Давно это было. Племя настоящих людей жило в снегах. Не знали они тогда еще ни жадных купцов, отбирающих мясо диких оленей, ни хитрых менял, меняющих шкурки песцов на ненужные побрякушки, ни водки, ни табака. Счастливое было время.

 Мужчины охотились, женщины шили из шкур зверей одежду и жилища, собаки племени были добры к детям и беспощадны к зверю. Все было хорошо в племени настоящих людей. Самые теплые кухлянки были в этом племени, самые сытые трапезы были в этом племени, самые красивые девушки жили в этом племени, самые сильные охотники вырастали в племени. Все было хорошо в племени настоящих людей. Но не долго жили охотники и женщины быстро старели, а дети часто болели. Так было всегда, и все привыкли к этому. Старость и болезнь сопровождали людей племени так же, как бесконечная зимняя ночь и долгий летний день. Зато юность была сильна и здорова – как короткое лето, когда окрашивается тундра красными, зелеными желтыми и фиолетовыми огнями цветов.

 Однажды весной, вместе с оленятами, родились в племени два мальчика, два брата. Их мать умерла родами, а отец не вернулся с охоты. Но дети принадлежат всему племени, и мальчики быстро росли, не ощущая своего сиротства. Они были тепло одеты, их яранга была крепка, и очень скоро они вступили в пору мужества. Все стойбище любило их, и они любили всех – да и как иначе, они были детьми своего племени. Братья заботились о судьбе своего народа и хотели стать ему полезными.
- Я стану охотником, великим охотником, - сказал один брат.
- Я наловлю много зверей и у всех людей моего племени будет теплая одежда и мясо.
- Я стану шаманом, - сказал другой брат.
- Я стану шаманом и буду лечить всех людей.

Добрые духи тундры услышали обоих братьев. Один из них стал великим охотником, и любая из луноликих девушек согласна была перейти в его ярангу. Второй стал шаманом и лечил людей.
Но прошел один год, другой, выросли оленята, и все оставалось по прежнему в племени настоящих людей – дети болели, женщины быстро старели, а охотники умирали молодыми.
Брат-охотник пришел к шаману и спрашивал его:
- Почему я приношу с охоты много дичи, все люди моего племени сыты – но умирают?
- Почему кухлянки детей моего племени теплы – но они болеют?
- Почему женщины мажут жиром лица - но стареют до срока?
- Бей в свой бубен, брат, и спрашивай у духов лекарства!
Не встал брат-шаман, не пошел бить в свой бубен, а только низко опустил голову.
- Много раз я вставал и бил в бубен, спрашивал богов.
- Много раз духи тундры слышали меня и отвечали мне.
- Все лекарства, что я даю – бессильны без солнца.

Опечалился брат-охотник, разделил брат-шаман с ним тяжелую ношу знаний. Все есть в краю снегов – реки быстрые, рыбой полные, пушнина, дичь – нет только солнца зимой. А зима в тундре длинная…
- Брат, - тихо спросил охотник, - а спрашивал ли ты у богов, где взять нам солнце в тундру?
- Спрашивал. – Еще тише ответил шаман.
- Если лучший охотник племени отдаст свои глаза духам тундры, они превратят их в камни, которые заменят людям солнце.
Не стал раздумывать охотник, встал и подошел к жертвеннику.
- Много я видел. И снега искрящиеся, и цветущую тундру. И горящие лодки небесных охотников, и зверей всех, и птиц. Возьми мои глаза, шаман – все равно нет в племени лучшего охотника, возьми – и подари людям солнце.

 По берегам северных рек находят люди камни. То голубые и искрящиеся, как снега, то красные, как цветущая тундра, то коричневые, как перья куропатки, то темно-бурые, как шкурки зверя. Называют их тиманскими агатами. И все они – радужные и светящиеся, как глаза молодого веселого охотника. И все – несут свет и радость, как солнце…