Глава 108. Петербург - культурная столица Мира

Герман Смирнов
       Париж. Река Сена.

        Может быть,  и не совсем скромно назвал я себя ленинградцем,  в начале предыдущей главы,  хотя и не коренным? Имел ли я право себя называть так в то время, только что появившись в таком героическом городе, пережившем тяжёлые дни блокады и выстояв под натиском немецкой военной машины. Прошло всего лишь четырнадцать лет после войны и ещё раны её не успели затянуться в душах коренных ленинградцев, и я это ощущал. Ощущал уже потому, что слово «коренной» очень и очень часто возникало в диалогах и в разговорной речи настоящих граждан города. Истинные ленинградцы ревностно относились к своему статусу и, если говорили о ком-то,  то непременно это подчёркивали, и в этом, нельзя было их упрекнуть – они это заслужили!  Поэтому, только сейчас, прожив  пятьдесят два года, я ещё рискнул написать, но в любой разговорной ситуации,  никогда не назовусь, если меня не спросят, а если спросят - никогда не слукавлю – я не имею на это морального права. Да, я приехал в Ленинград в 1959 году.   
         Прогуливаясь по проспектам и улицам прежнего Ленинграда, а гулял пешком много, наслаждаясь красотой города, в который занесла меня судьба. Не зря называют  его Северной Пальмирой и второй Столицей России. Так прогуливаясь,  я постоянно, без всякого пафоса – ощущал гордость и сознание того где я гуляю и прохаживаюсь. Почти всегда, приехав в центр, я делал променад по Невскому проспекту от площади Восстания  до Адмиралтейства, потом  выходил на набережную Невы и снова прогуливался от памятника Петру, вдоль Зимнего Дворца  и Летнего сада,  по Литейному проспекту снова выходил на Невский проспект и прогулки эти носили почти систематический характер. Я наслаждался видом Невы и её набережными, украшенными дворцами,  и музеями. Четыре года назад мы с женой побывали в Париже, прокатились на катере по Сене,  под её мостами и у меня появилась возможность сравнить эти два города и две реки и два исторических проспекта.  Но Париж, по сравнению с Петербургом, показался мне тесным городом с его узкой Сеной, про которую столько прочитано у французских классиков. Знаменитые Елисейские Поля - тоже не произвели особенного впечатления! Широченная «просека» среди бетона и оштукатуренных домов,   с копошащимися по обе стороны человечков,  похожих, из окон нашего туристического автобуса,  на перемещающихся насекомых.  Действительно, площади газонов такие большие, что похожи на поля заселённые людской массой. Многочисленные кафе, столики на улице на этих «полей» создают впечатление сидячего,  ходячего и перемещающегося базара.  Нет, наш Невский хотя и поуже, но величественен, строг и значителен, а в последние годы с включенной подсветкой зданий и колон просто не отразим. А Нева! Зрительно она в два раза шире Сены, а мосты с их длинными пролётами это же произведения и достижение всего человечества!
      Сегодня, побывав во многих городах Мира и России, могу смело заявить, что Санкт – Петербург с его проспектами, каналами Дворцами и Музеями самый красивый и величественный город Мира!  И не зря в одной из глав моих мемуаров я эпиграфом поставил слова детской песенки –« ….счастлив, что я ленинградец и в городе славном живу»!
      Однако, разгуливая по проспектам города, всё больше сознавал свою личную и гражданскую ответственность за право жить в таком городе, поддерживать его имидж, как города высокой культуры и как пел Владимир Высоцкий – « ..здесь плюю и курю только в урны я».  Не гласный и моральный запрет плевать на героическую землю (тротуар)политую кровью ленинградцев  тогда существовал у многих в сознании и у меня тоже, так что я воздерживался от такой дурной привычки. У меня, правда, и сейчас её нет, но когда я вижу молодёжь плюющую, как верблюды, в душе меня это и сейчас раздражает.  Если бы я мог, то запретил бы курить на улицах городов, когда проходишь мимо курящего и ветерок занёс его дым в твой нос, не очень – то это приятно. Во всяком случае, многими деталями своего поведения и общениями я старался быть похожим на истинного ленинградца и у меня это получалось. Совсем не трудно пользоваться обычными словами: пожалуйста, извините, благодарю, берегите себя (у американцев слизали) и прочими мелкими взаимными услугами. Мне и сегодня при моих 74 – годах не сесть в общественном транспорте, если рядом стоит или собирается сесть женщина вне зависимости от её возраста, стоять на ногах,  ведь не зазорно, а наоборот подчёркиваешь своё достоинство, гордость и здоровье пусть и показное и пусть думают окружающие, что вы ещё не «одуванчик!»
         И так вот каждый раз,  сажусь за клавиатуру с  одними  мыслями, а печатаются другие, заносит куда-то в другие рассуждения.  Ну что ж! Вскоре я нагуляюсь по прекрасной Пальмире,  и  душа позовёт  меня в залы музеев и Дворцов, которых в Ленинграде великое множество, а фонтанов, и таких как в Петродворце,  в Лувре я тоже не увидел.          (Продолжение следует).http://www.proza.ru/2011/04/16/1084