Масленица отрывок

Татьяна Юношева
Отрывок из рассказа "Запах подснежников, или Сказки для новорожденных".  В рассказе этот кусочек  лишь отдаленно связан с сюжетом и может существовать, как самостоятельный.


     Светка, женщина неопределенного возраста с испитым лицом и соответствующим оформлением – лиловым, уже сходившим фингалом и полными растрескавшимися губами - простоволосая, не смотря на снегопад, спешила к месту своего проживания. Было заметно, что ей нипочем скользкие дорожки, хотя правую, плохо работающую ногу – след парализации - она неловко подтягивала к почти приплясывающей здоровой ноге. Раскрасневшаяся, бодрая, она громко напевала и дирижировала себе рукой, погруженная в мелодию и не замечавшая ничего вокруг. Обитала Светка в подвале старого деревянного дома в два этажа – послевоенная спешная постройка с покосившейся крышей и ютившимися в холодных квартирах людьми. Деревянная дверь подвала,  рассохшаяся и не раз латанная, тем не менее, плотно прилегала к косяку и в такую непогоду служила укрытием людям без определенного места жительства.
     Остановившись у двери, Светка присвистнула: та оказалась почти до половины занесенной снегом.
     - Опа-чки,- всплеснула она руками,- а дома меня никто и не ждет. А я им жратву несу.
     Она потопталась, огляделась и крикнула мужчине, разгребающему снег в конце двора.
     - Эй, прынц заезжий, чего не расчистил тропинку к моим хоромам? Я за тебя должна вкалывать? Слышь, Дед Мороз в драной шубе?
     Дворник обернулся, привычно покрутил пальцем у виска и продолжил работу.
     Ничего другого Светка не ожидала. Беззлобно бросив «понаехали тут», она добралась до двери, проваливаясь в снег по колено, и с силой ее потянула. Легкий снег частично осыпался, Светка, напевая и приплясывая, принялась энергично утаптывать его у двери и даже разбрасывать голыми руками.
     Наконец дверь, сильно наклоняясь в одну сторону от верхнего угла, открылась достаточно для того, чтобы Светке с трудом, но удалось попасть вовнутрь.
     - Никого, что ли? – громко бросила она в полумрак, пытаясь вглядеться ослепшими от  снега глазами.- Носит вас по такой погоде!
     Протянув руку вперед, она добралась до дощатого стола и уже почти присела на топчан, как из-под груды тряпья послышался стон.
     Светка вскочила, помедлила и отбросила дырявое одеяло.
     - О, Валька, это ты? Привет, подруга! Не соскучилась за мной? Лежишь, дрыхнешь, а я ох и погуляла! Масленица, как-никак: угощают, наливают – веселуха! Только я всех наших растеряла, разбрелись за удачами каждый себе. Завидуешь, небось?
     Не дождавшись ответа, Светка толкнула подругу в плечо.
     - Валька, ты че, меня не слухаешь?
     - Худо мне, совсем худо, - донесся слабый голос.- Двое суток схватки мучили, а все не разрожусь. Теперь ничего, только горю вся, мне бы попить. Там вода, в банке, если не замерзла.
     Светка схватила банку и плеснула воду в стакан с отбитым краем.
     - Батюшки, чего это тебе приспичило? Разве уже пора? Вроде вот только вытравить пытались. Ах, да, тогда же еще лето было. Вот  время летит! Пей, да голову приподними. Ой, горячая какая!
     - Я же говорю: плохо мне. Лекарства бы какого, чтоб дите родилось. Мучаюсь и его мучаю. Помру я.
     - А вот это ты перестань! Знаю я твою болезнь, сама не раз такой была. Ты когда последний раз пила? – и, не дождавшись ответа, продолжила тараторить:- Вот из-за этого и худо, где ж не трястись и не гореть? Я тебя мигом вылечу, у меня есть нужное лекарство. Я бутылку спрятала в парке, в дупле, думала, что тут вся орава будет, на стольких все равно мало было бы. И блины я принесла.- она полезла в карман и положила на стол газетный сверток.
     - Не уходи,- донеслось с топчана, - кажется, опять начинается, не справлюсь.
     - Валька, ты потерпи, два дня справлялась, еще немного выдюжишь. Я мигом за водочкой смотаюсь да блинами тебя накормлю. Окрепнешь, дело лучше пойдет. Я мигом!– Светка уже летела к двери.
     Сквер, громко именуемый парком, располагался недалеко, и этот путь Светка проделала моментально, не обращая внимания на скользкую дорогу и немощную ногу. Она не раз использовала дупло старого дерева в качестве тайника для своих сокровищ. Однажды даже обнаружила, что к ней присоединился еще кто-то, когда в облюбованном месте оказалась бутылка, оставленная не ею. Светка поборола соблазн полностью завладеть находкой, хорошенько приложилась к ней и милостиво положила на прежнее место. Но с тех пор сначала осматривалась вокруг, и только не увидев ничего подозрительного, ныряла рукой в дупло. Сейчас же, не раздумывая, она с лету выхватила бутылку, обернулась вокруг этого же дерева и поспешила назад.
     У их жилья был незнакомец. Совсем дряхлый сгорбленный старик ковылял от одного оконца к другому, всматриваясь вглубь подвала.
     - Эй, дедуля,- бросила запыхавшаяся Светка,- отчаливай. Хата занята, свободных мест нет.
     Видя, что старик не бросился наутек от ее строгого окрика, она добавила с расстановкой:
     - Нельзя туда, деликатное дело у нас, женское. Топай дальше, гражданин, и не оглядывайся.
     - Я к мальчонке,- тихо проговорил старик.
     - Нету тут никакого мальчонки. Иди, родимый, своей дорогой. Бедный, горб такой нарастил, как только таскаешь его?
     - Это крылья,- шепнул тот доверчиво,- прикрыл, чтоб не замерзли.
     - Ну, да, крылья любви, небось, по тебе сразу видно. Летаете на них, а нам потом мучайся,- она кивнула в сторону подвала.- Ступай, мне некогда.
     - Вот, возьми.- откуда-то из недр одежды старик достал и протянул маленький букетик подснежников.- Передай мальчонке.
     - Ни  фига себе подарочек в такую погоду! Ну, ты, дед, даешь! Только нам не до цветов, так что извиняйте.
      Светка дернула на себя дверь, остановилась.
     - Ладно, давай, подарю Вальке, поздравлю, как дите родится. Она у нас душевная натура, стихи со школы помнит, отличницей была. Спасибо!
     Светка послала старику воздушный поцелуй, рассмеялась и скрылась за дверью.
     - Валька, я здесь, видишь, как быстро. До чего же темно после улицы. Ты как, дышишь?
     - Иди сюда,- послышался голос, почти не слышный из-за хриплого дыхания.- Посмотри, там, под одеялом…родила…отмучалась…
     - Что ж ты меня не дождалась? Я же просила,- срывающимся от волнения голосом закричала Светка,- вдвоем бы легче справились. Вечно ты не слушаешься. Дай, гляну.
     - Осторожно, не повреди. Пуповину обрежь и, знаешь, ребеночек не кричал. Плохо это.
     - Не бойся, я сама боюсь.- Светка возилась у топчана. – Что-то он совсем маленький, я уже и забыла, что они такие бывают. Сейчас отметим событие с блинами, цветами! Кто тут у нас? Ага, мальчик!
     - Кормилец,- еле слышно шепнула женщина непослушными губами.
     - Кормилец,- бормотала Светка,- обуза он в нашей жизни, вот кто. Ну, ты, это, не бери в голову. Пристроим мальчонку, с собой таскать не будем. Ты только не хрипи так страшно, все уже позади. Валька, слышишь? Валька, ты че удумала?
     - Обещай,- с трудом шептала угасающая женщина,- мальчика нужно окрестить. Пусть будет Андрей по отцу моему. Может, молитву какую знаешь, наговори над ним. А то пропадет без креста
     - Здрасьте вам! Кто совсем недавно фигу батюшке у церкви крутил? Валька, бредишь, что ли? Не дури, дыши, ты меня слышишь?
     - Если мальчонка не жилец, обещай похоронить, хоть в парке ночью зарой. Я – ладно, а его – в землю и хоть слово молитвы…
     Она замолчала, задышала быстро, громко, потом дыхание стало тише, грудь еще некоторое время вздымалась, потом все затихло.
     - Валька,- Светка прижала руки ко рту  и смотрела на подругу глазами, круглыми от ужаса,- зачем, зачем? Теперь бы радоваться, а ты… Вот и маленький без матери остался. Иди ко мне, сиротинка.
     Она закутала мальчика в тряпки, прижала к груди и заплакала. Через время замерла, всмотрелась в лицо ребенку, дотронулась до лица и со страхом отодвинула его на вытянутых руках.
     - Что ж вы, вдвоем-то? Зачем так?
     Светка положила маленький сверточек возле Валентины, еще раз всмотрелась в обоих, даже ухо подносила ко рту.
     - Прости, Валя, только разбирайтесь сами, я тут не причем. Сами, сами.
     Она запахнула пальто и торопливо пошла к двери. У  выхода оглянулась, взгляд упал на стоявшую на столе почти полную бутылку. Секундное колебание, и Светка выскочила на улицу, огляделась и быстро припустила прочь…


Второй вариант жизненной истории после изменения в расстановке сил света и тьмы.

     Светка закутала малыша в тряпки, прижала к груди и заплакала. Впрочем, через время вздохнула сквозь слезы.
     - Нельзя тебе здесь, пропадешь. Куда ж тебя деть? В больницу бы надо, совсем хилый, почти не дышишь, глаза не открываешь. Надо что-то делать.
     Она сдернула с топчана еще одну тряпку, положила на нее мальчика и плотно завернула.
     - Прости, Валентина, ты оставайся здесь. Найдут, похоронят, так не бросят. А мне нужно ребенка пристроить. Спасибо за дружбу.
     Она хотела еще что-то сказать, но только вздохнула и поспешила на улицу.
     Снег слепил глаза и бросался в лицо острыми снежинками.
     - Добрая женщина, подожди.
     Светлана оглянулась. Все тот же сгорбленный старик протягивал к ней руки.
     - Дай ребеночка мне!
     - Щас, разбежалась.- Светка отступила.- Не тяни грабли! Ребенка ему! Сам скоро ноги протянешь, и дитя с тобой пропадет.
     Она решительно сделала шаг по дорожке, остановилась.
     - А, зачем он тебе?
     - Я покажу ему дорогу, которая приведет туда, где его ждут.
     Светка нахмурилась, пытаясь понять сказанное, помолчала, махнула рукой.
     - Ладно, бери, мне его девать некуда. Только, чур, уговор: сам попросил, назад не возьму. Мне и так досталось – во,- она провела рукой по горлу.
     Старик бережно принял ребенка.
     - Спасибо, любезная, большое дело сделала. За это обещаю: первое же твое желание будет исполнено.
     Он склонился над мальчиком.
     - Отче наш, сущий на небесах…- зашептал он, развернулся и с драгоценной ношей пошел по дорожке, по снегу, над снегом.
      Раскрыв рот, Светка наблюдала, как взметнулись вверх два огромных сияющих крыла: плавный взмах – и старик исчез в снежном вихре.
     Светка на дрожащих ногах опустилась прямо в снег, зачерпнула пригоршню, обтерла лицо.
     - Все, - произнесла она,- я больше никогда не буду пить, пора браться за ум.