Старые времена 5. Летний солнцеворот

Иван Бондарь
                ДЕЛИКАТНАЯ ЭРОТИКА

                В старину живали деды веселей своих внучат.
                Как простую воду пили мед и крепкое вино.


Продолжение. Начало см.: 
Старые времена 1   . http://www.proza.ru/2011/08/31/205
Старые времена 2     http://www.proza.ru/2011/10/07/248
Старые времена 3     http://www.proza.ru/2011/10/12/372
Старые времена 4     http://www.proza.ru/2011/06/01/453


От пращуров меряют славяне времена года полевыми работами. Начало календарного года считали от 2 числа месяца сухыя (мая), когда появляются самые ранние всходы. Заканчивается полевой год 7 августа, когда урожай ячменя свезен с поля. Просо и пшеницу в псковской земле тогда не сеяли, ее заменяла рожь. Выращивали ту рожь все северные славяне в далеких дремучих лесах, где больше топором, чем сохой приходилось трудиться земледельцу.

Роль "моста" между Явью (нашим миром) и Правью (миром Богов, Ирием) выполняет Огонь-Сварожич. Все россияне, котрые помнят свои славянские корни, – вятичи, кривичи, словене ильменские, родимичи чтут «чистый огонь», который возжигают три раза в год старые уважаемые люди общины. Добывают его не железным кресалом, а по древнему обычаю трением сухого дерева.

В первый день праздника выкладывают на поляне ошкуренное бревно, которое сушилось под навесом целый год. Справа и слева от него закопаны в землю столбы, на которые уложена перекладина, давящая немалым весом на кол. Его вращают мужчины, натягивая попеременно концы веревки, намотанной на кол. Острие кола вставлено в лунку бревна – там и возникнет искра священного огня. А восприимут искру из тлеющей древесной трухи старые женщины, поднесут к ней бересту, раздуют и передадут чистый огонь во все дворы.

Огонь батюшка, Огонь Сварожич,
Свет Отца Небесного Сварога!
Во сто крат добро! Оберег меня!

Это самое святое из всех священных действий. Дорог «чистый огонь» христианину, продолжающему соблюдать и языческие обычаи предков. Тот огонь помогает Светлым Богам вершить круговорот зимы и лета, дает урожай полям и плодородие всем созданиям – от человека до последней лесной твари живой. Не даром византийские проповедники, слуги распятого бога евреев злобствуют, называя славян огнепоклонниками.

ЧИСТЫЙ ОГОНЬ первый раз горит в святилищах на зимний солнцеворот - с 24 число месяца студня (декабря) по 6 месяца просинец (января). Злая зима Морана начинает отступать, весне дорогу открыла. Но для победы над Мораной, ох, как требуется Светлым Богам помощь зажженного людьми чистого огня. В ту же пору гадают девушки на жениха, стараются угодить дочери Лады, молодой Леле. Она богиня девичьей любви, красоты, счастья.

Шепчет заговор молодая девушка еще не знавшая любви: «Встану я, дева юная, на заре умывшись, солнцу доброму поклоняясь. Добрая Леля пошли мне жениха не постылого, а милого. Очами ясного, телом сильного, душою смелого, сердцем доброго. Чтобы ни спать, ни есть, ни пить не мог на меня не посмотревши, обо мне не подумавши. Будут по телу моему его руки ласковые гулять, будет он слова заветные мне шептать. А которая разлучница на него глаз положит, пусть ей трясавица будет и лихорадка болотная».

В эту же пору варится в горшке каша из цельных зерен (кутья), заправляется медом и в том же горшке подается на праздничный стол, а другой горшок с кутьей относилась на буевище, где огненное погребение приняли тела пращуров. Для каждой семьи буевище это место общения с предками, которые и заступятся за потомков и добрый совет им во сне подадут. Нужно только прийти к ним, посидеть, подумать и в душу свою заглянуть.

ЧИСТЫЙ ОГОНЬ второй раз зажигают 24 числа в месяц сухый (март), когда весна набирает свою силу. Завершается время зимы Мораны с ее морозами, снегом и метелями, сжигают наши предки ее чучело. А праздник этот издревле зовётся Комоедица или Масленица. Не смогли христианские проповедники затоптать дедовский обычай, правда подвинули ее на предпостную неделю.

В эту пору славили наши предки солнечных богов Даждьбога и Хорса. Водят в их честь хоровод, устраиваются весёлые игры и забавы, пекут жирные блины, круглые будто солнечный диск, катают зажжённые колеса, как символ дневного светила. Тот блин нельзя резать ножом, можно только руками отрывать кусок и отправлять его в рот.

И опять почитают женские божества Ладу и дочь ее Лелю, приносят им в жертву белого петуха. Лада – богиня брака, изобилия, созревания урожая. Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя и сейчас встречается в словах связанных с детством: ляля, лялька, люлька, лелеять.
Во всех русских землях второй чистый огонь - это праздник весны, ожидание начала полевых работ и моление о будущем урожае. В месяц березозол (апрель) начнется пахота и выгонят скотину на первую траву.

ТРЕТИЙ ЧИСТЫЙ ОГОНЬ, самый веселый, горит 23 и 24 месяца кресеня (июнь), в летний солнцеворот. Хлеб уже набрал колос, хватит дождям лить. Молится россиянин земледелец: «Добрый Купала попроси у солнечного Даждьбога ясных и теплых дней, чтобы созрели рожь тяжелая и усатый ячмень».

Как и на Масленицу, принято печь блины, если таким блином угостить любимого со словами :"Скушай блинчик золотой", а про себя потом добавить: "Будешь ты навеки мой", то это привяжет к девушке ее избранника так, что он непременно в скором времени позовет ее замуж. Совершают в эти дни и другие сокровенные обряды.

Чтобы быстрее выйти замуж, вечером 21 июня девушка в одиночестве должна собрать 12 разных трав или цветов и положить их под подушку со словами: "Ароматы луга, ароматы поля, унесите меня в сонное раздолье. Лягу девкой, проснусь женой. Истинно". После этого нужно лечь спать. Наутро собранный букет заворачивали в бересту и сжигали в костре.
Был и такой ритуал. Чтобы в корне изменить свою жизнь, нужно было всю ночь с захода, и до восхода солнца провести у родника, каждый час выпивая из него по ковшику воду с словами: "Как вода бежит - меняется, так и жизнь моя изменится".

Купала – знатнейший бог лета, полевых цветов и плодов – он почитается третьим после Макоши и Даждьбога и вторым после Велеса: ибо, после плодов скотоводства, земные плоды всего более служат человеку и составляют его богатство. Сестру его Кострому наши предки почитали как воплощение весны и плодородия, в глубокой древности часто называли свои поселения этим именем. В ее честь девушки плели венки из трав и цветов, затем, вместе с парнями водили хороводы вокруг костров, прыгали через огонь, очищая себя от злых духов, а в самую ночь сжигали соломенное чучело Костромы.

Купальская ночь – самая короткая ночь в году и одна из самых страшных. В эту ночь границы между человеческим и потусторонними мирами открываются и особо опасны силы темных богов, колдунов и ведьм. Потому-то и нужно помочь Купале кострами чистого огня, хороводами, любовью жаркой женщины с мужчиной, чтобы победил он злые силы, подарил людям урожай богатый.

А в помощь Купале будет Ярило –бог плодородия и физической любви, которая принесет плоды следующим летом. И еще Купала покровитель всего, что мы, потомки, называем страстью кипучей. Не случайно имя Ярилы сохранилось до наших дней и породило другие слова в русском языке. Слово «ярость» означает порыв стихийный, неукротимый. Яростный – значит неукротимый, разъяриться – впасть в возбужденное состояние. Ярун – глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего, кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать. А еще это белоярая пшеница и ярица, и бычок яровичок, и гриб яровик, и ярый мед, полученный от молодого роя, весенние всходы – яровица. Все эти слова связаны с плодородием.

Кроме Велеса и Купалы печется об урожае и наиглавнейшее женское божество Макошь. Имя Богини может о многом рассказать… Ма – Кошь. «Ма» – это мама, а Кошь?… Такие слова, как кошка, кошёлка, кошелёк, кошара идут от того же корня. Кошелёк – это место, в котором храниться главное «богатство» современного человека – деньги. А когда не было денег, в большую корзину – кошь люди складывали своё главное богатство – урожай. И зверёк, который охраняет кошь с зерном от мышей и птиц издревле зовётся кошкой. Макошь это сама Мать Сыра Земля, которая даёт людям урожай, а следовательно и возможность жить.

Точно к матери, прибегает к ней русич во всякую пору своей жизни. Припадет кметь-воин к сырой земле – и преисполнится новой силушки. Вспорет пахарь-оратай землю сохой и родит она, матушка, урожай добрый. Прядет ли женщина, трудится ли за ткацким станом – всегда добрая Макошь ей в помощь. Великая Богиня Земли, «матерь счастья», «подательница благ» - священной влаги земли и покровительница плодородия мира, также богиня хорошего урожая. А ведь именно от урожая раньше, как и сейчас, зачастую зависит судьба человека.
                ***
Но наше повествование о дне летнего солнцеворота, священном празднике в самую короткую летнюю ночь. Купала - праздник любви Солнца Даждьбога и Земли Макоши, любви Мужчины и Женщины. В этот день вода с огнем любится, силу плодоносную дают они земле, тварям лесным, скоту всякому и женскому чреву. Солнечной свадьбой в купальский праздник начинается по деревням и выселкам пора свадеб человеческих.

До солнышка поднялась Мила, ополоснула лицо водой ключевою и, глядя на солнце, сказала самое заветное: "Солнышко - батюшка, солнышко красное, помоги мне в деле моем, исполни мечту мою, светом ярким освети, лучом согрей". А потом пошла она с матушкой собирать добрые травы и цветы, которыми весь год будут лечить хвори разные. Еще в утро купальское с другими девушками заплетала венки, украсила зеленью избу и скотский хлев. Весел праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. А во дворах парни уже опоясываются перевязями из травы, на головы им надевают девушки венки, манят за околицу песни петь в хороводе.

Все рады предстоящему празднику… кроме православного монаха Паисия, который по весне вернулся в наш погост, наставлять в правильном соблюдение веры Христовой. Поп стоит на берегу и, размахивая крестом, бросает гневные слова:
- О, погрязшие в грехе язычники. За вас смерть принял божеский сын Иисус Христос, а вы поклоняетесь дубам и чурбанам. Да не будет вам другого бога кроме триединого в сущности — бога-отца, бога-сына, бога — духа святого... Иначе гнев его будет на вас на небе, и месть князей мира на сей земле. Не приносите жертв ни Ладе, ни Сварогу, ни прочим Ваалам, едино токмо десятину от трудов и промыслов ваших на церковь святую. Да будет так от сего и навеки. Аминь! - размашисто перекрестился и махнул два раза в воздухе тёмным распятием.

Ближе к закату старики трением сухого дерева добыли «живой огонь». Старые женщины его полоской бересты приняли и разожгли костры; в середине каждого стоит шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Предстоят ночные пляски, костры; в честь Купалы люди запоют песни, заиграют в бубны и дудки. Мила уже высмотрела Куницу, ухватила его за руку и повлекла прыгать через костер, обливать друг друга водой, творить веселые ночные бесчинства.

Для ночного игрища уже избрали Софью и нарекли ее Купалой. Всю ночь нагая Софья-Купала, украшенная только зелеными венками будет водить за собой хоровод – обязательно посолонь (по ходу солнца!). А утром бросят ее в воду, как бы в жертву. Старики говорят, что в стародавние времена девушку Купалу и в самом деле на утренней заре топили в омуте в жертву встающему Солнцу. Только неразумно это было: утопленница то достается Водяному хозяину, а не Солнцу Сварогу.

То утром будет, а сейчас Мила с Куницей держатся за руки в общем хороводе, который вьется по луговине вслед за Софьей. Мила немного завидует голой Софье, которую гладят взгляды парней. Так хочется сейчас, еще до наступления ночи купальской сбросить с себя и поневу и все-все. Чтобы видел ее Куница, чтобы манить его телом девичьим.
Ночь Купалы для всех особенная. Для людей и нелюдей, даже для деревьев и трав. Деревья в эту ночь переходят с места на место, листьями шумят, промеж собой разговаривают. А уж про таинственный цвет папоротника молва громкая идет. Кто не знает, что в зачарованную Купальскую ночь каждая былиночка, всяк зелен стебелек наполняется чудной силой.

Ночь на Купалу провести надо с тем, кто люб тебе более всех – вот и не отпускает она от себя Куницу ни на шаг. Начали водить веселые хороводы вкруг костра, солнечного Купалу и Ярилу славить. В горелки играют, так она от своего зазнобы не очень-то убегает, через огонь очищающий прыгает взявшись с ним за руки, венки по темной воде пускают тоже вместе. А на Куницу как помрачнение нашло – тянет его к девушке Миле, хочется обнять ее крепко-крепко и не отпускать до утра.

Паисий и к ночным кострам явился, ужасается зрелищем позорным: многие уже нагими прыгают через огонь, волосы распущены – чисто ведьмы, прости меня Господи! В черной рясе с всклокоченной бородой, распространяет Паисий запах немытого тела. Требует учение Христа пренебречь телом своим и все силы направить на духовное совершенство, чтобы после смерти не в светлый Ирий пращуров войти, а веки вечные петь хвалу у подножия бога Христа. Говорит Паисий, что во всю свою жизнь он не мылся - не только в бане, но и в речной текучей воде. Врет, наверное…

Изводит Паисий поселян криками, проклятиями, стращает их гиеной огненной. Что такое эта гиена, объяснить он толком не может. Мужики на него внимания не обращают: недостойно взрослому мужчине в спор вступать с убогим юрОдивым. В вот женщин задел монах за живое, назвав блудницами вавилонскими. Последнее слово бабам мужатым и девушкам непонятно осталось и потому показалось особо обидным. И решили они вымыть Паисия в реке.

Налетели на монаха толпой и, как он ни сопротивлялся, раздели до нага и бросили в реку. Между делом убедились, что у Паисия под рясой обычные мужские органы. А то были в сомнении женщины – бороду монах имеет, а к женщинам и девушкам внимания мужского не проявляет.
Не желая напрасно мочить свои убранства, женщины сами растелешились и оказался Паисий в окружении многих голых дьяволиц языческих. «Свят, свят, свят! Бог Отец Саваоф, спаси и помилуй»! Полощут его в реке, трут пучками травы мыльной, а другие блудницы его рясу и штаны вальками выколотили, в воде текучей выполоскали, да из хулиганства мокрую рясу тугим узлом завязали. «Пускай твой распятый Бог ту рясу развяжет»!
***
Кипит кровь, зажженная Ярилой, который представлялся нашим предкам в виде юноши сильного, крепкого, быстроногого, с головой в венке желтых, синих и белых цветов, вокруг которых кружатся пчелы. По лугу ночному, по перелеску бежит Женщина – дева ли молодая, мужняя ли жена; играет, гонится за ней Мужчина. В полсилы бежит он – кормилец, воин - не спешит догнать желанную. В Купальскую волшебную ночь дозволено многое. Супружеские связи как бы отменяются, мужчины гоняются по лесу за женщинами, и какая кому попалась, та тому и досталась.

Бежит одетая в льняную длинную рубашку, девушка Мила, что просила Ладу послать ей любимого. Ткань материи нежно трет ее грудь, живот, бедра… Догнал ее Куница, запустил руку под рубашку, оголив ягодицы девушки, гладит их, сжимает и отпускает. Второй рукой забрал в горсть мохнатую мышку. Дрожит Мила, двигается девичье тело, будто жена под своим муженьком. Оба поддавшись возбуждению, громко дышат.

Куница, не обращая внимание на легкие возражения, обнажил грудь Милы и принялся жадно целовать, засасывая губами потвердевшие соски: «звала, манила – теперь подставляй свои телеса под мои руки»! Млеет душа у Милы, чувствуя, как в животе становится все горячее. Так хочется раздвинуть ноги или, хотя бы, развести колени пошире. «Спасибо бабушка Калитиха за тот заговор сокровенный, что приманил, присушил ко мне любимого. Жарки поцелуи его, так приятны руки его на местах сокровенных моего тела. Будет сегодня он пахать мою пашенку, стану я ночами его обнимать, спереди горбатеть, деток рожать».

В ее глазах дрожат огнем, мерцают звезды, всё вокруг прыгает и двигается. Даже березы, кажется, ходят над рекой, перешептываются шелестом листвы.
В руке Куницы ветка черемухи – Ярилина ветка. Тронуть девушку черемуховой веткой значит объясниться ей в любви. Надел он на шею Миле Ярилин венок, сплетенный из той же черемухи. Захватило дух у девушки, понимает она, что это предложение вступить в брак!

Когда это Куница успел рубаху сбросить и гашник штанов развязать? И с Милы рубашка в траву свалилась. Бежит нагая девушка по лесу, догоняет ее нагой юноша полный желания. Догнать, схватить, повалить и овладеть! Отдаются они страсти Бога Ярилы, неподконтрольной рассудку, отдаются силам плодородия и физической любви. Той, которую поэты позднее назвали «страсть кипучая». Валятся они в высокую траву хоронятся ото всех глаз… Сливаются губы, ласкают руки истомленные страстью тела… Только небо ночное да звезды золотые будут свидетелями жаркой любви, неуемной страсти. А на рассвете грешные и целомудренно нагие выйдут они к озеру, будут кричать здравницу восходящему солнцу и Макоши Земле.

В ту купальскую ночь заключаются и браки на всю жизнь. Собираются у огней жители разных деревень и выбирают себе невест и женихов из другого рода. Мужчины вечные охотники, Повелители, а женщины Продолжательницы рода человеческого. Стремится мужчина обладать женщиной, ищет женщина самого достойного, самого надежного мужчину. Женщина в таком сговоре имеет слово главное.

На утренней заре будут влюбленные клясться именем Ярилы в вечной верности друг другу, обойдут трижды вокруг ракитового куста, повязывают их пучком женских волос и поясом мужчины и считаются с этого дня женихом и невестой. Отсюда и поговорка повелась: Вокруг куста венчаны, ибо оба надевали на головы венки и были таким образом «увенчаны». Хитрые последователи монаха Паисия сохранил эту церемонию в виде обряд венчания в Православной Церкви. Правда, цветы там заменены коронами – «венцами».

Поздним утром идут они на святилище в деревню жениха и справляют требу, будут славить богиню любви Ладу, дочь ее нагую Лелю и сына Полеля - бога супружества и повседневной семейной жизни с ее большими и малыми заботами. А в недалеком времени молодые супруги обратятся к Дидилии - еще одной дочери Лады – ради успешного деторождения.
Ох, и много же пригожих детишек рождается в славянских избах после этой ночи.

В этом рассказе автор не всегда соблюдал историческую достоверность в названиях племен, их расселении  и обычаях.

Продолжение см.:
Старые времена 6   http://www.proza.ru/2012/01/08/1591