Как рождаются нездоровые сенсации

Владимир Гречанинов
Гром грянул с голубого экрана.
- Как вы думаете, кто автор строк "Я помню чудное мгновенье...", - прокурорским тоном вопросила дикторша программы "Время". - Пушкин?  Как бы не так!  Их автор - некто В.Гречанинов, присвоивший себе бессмертные строки... Впрочем, нынче вряд ли кого удивишь...
- Володя, -  через минуту раздался в телефоне дрожащий голос мамы, - я только что смотрела по телевизору... Как ты мог!..
- Мама, - закричал я в трубку. - Я все объясню...
Но где там было объяснять - этим же вечером страшную весть о посягательстве на самое святое - на Пушкина - повторили другие программы, а наутро газеты пестрели заголовками типа "Кто смел - тот и съел".
"Если вы полагаете, что бессмертные строки "Я помню чудное мгновенье..." написал некто А.С.Пушкин, то глубоко заблуждаетесь..." ("Труд").
"Как вы думаете, кто написал "Я помню чудное..."? Пушкин? Как бы не так! Автор бессмертных строк Владимир Гречанинов" ("Правда").
"В.Гречанинов отправился в РАО (Российское авторское общество. - В.Г.) и меньше чем за 200 тысяч рублей стал автором замечательного стихотворения "Я помню чудное мгновенье...". Вы его (стихотворение. - В.Г.) еще не слышали?" ("Куранты").
И хоть публикации были посвящены не столько Пушкину и мне, сколько сваре первого и второго каналов вокруг передачи "В мире животных"  (одна из сторон зарегистрировала программу в том же РАО),  звериный образ расхитителя национального достояния неизменно присутствовал в каждой статье! Газеты с ужасом вопрошали, что мешает разного рода дельцам (вроде меня)  зарегистрироваться авторами шедевров  Церетели,    опер Вано Мурадели  или - что еще ужаснее - текстов группы "На-на"!
Откуда же пошел весь этот звон? Да просто некоторое время назад в своей телепрограмме "Загадка СБ"  я сделал иронический сюжет об интеллектуальной собственности. И,  как экранный прием,  демонстрирующий отличие патентного закона от авторского (отсутствие экспертизы), в шутку как бы зарегистрировал за собой вышеназванное стихотворение.  В чем мне охотно и с большим юмором подыграли не только в "Клубе 12 стульев" "ЛГ", но и в РАО. И что было не только показано по телевизору, но и доступно рассказано на пресс-конференции, посвященной конфликту телеканалов.
И что же? Из полутора десятков публикаций даже самая толковая в "Культуре" звучала так: "Наш коллега В.Гречанинов в два счета получил авторское свидетельство на знаменитые пушкинские стихи... Он задался целью доказать, что авторское право в наши дни покупается и продается очень часто без должных оснований".
Дорогие коллеги!  Я совершенно согласен, что в наше время купить можно все что угодно. Кроме своих мозгов, конечно (чужих - сколько угодно). Но доказывать кому-то эту банальность я не собирался.
Плохо жить на свете без чувства юмора. И без чувства, что у тебя этого чувства нет. А может, и хорошо. Можно написать много интересного и сенсационного. Творческих вам успехов!

                ЛГ 1997