Праздник

Гражданка Сухарикова
Сердце внутри тревожно подскочило и выключило сон. Условный рефлекс выработался, таким способом моё сердечко здоровается со звуком пришедщей смс-ки. Отдышалась, на ощупь нашла телефон. Глаза сфокусировались, вычитали: "Рота подъём!" в ответ натыкала: «Есть!»

 Какое-то время просто сидела в темноте, как изваяние. Может полежать чуточку?
 Внутренний голос констатировал: Нет, золотце, если ты сейчас ляжешь, то уже не встанешь, так что поднимайся и маршируй в душ. Взгляд, из-под опущенных ресниц, не мигая, лежал на дисплее телефона, где циферки немилосердно показывали: 3:50.

 Вот куда меня несёт?

 Праздник 1 мая в этот раз было решено отметить. А именно - открытием сезона летней рыбалки. Для столь важного мероприятия было выбрано одно из любимых озёр. Точной информации о том, сошёл лёд с озера или нет  - не было, но то, что погода последние дни стояла жаркой - обнадёживало.

 Я люблю утреШнюю дорогу. Когда разговор неторопливо перетекает, как узенькая речка по камушкам, с одной темы на другую, и когда добираешься до места, уже трудно вспомнить с чего он начался.

 Вот и озеро. Я с тревогой вглядывалась в предрассветную серость, сошёл лёд или нет? Поверхность озера встретила матовой снежной поверхностью. С соседнего сидения проворчалось:
 -Ну вот. Припёрлись!!
 Нет, эти слова прозвучали бы в любом случае, но хотелось бы, чтоб с другой интонацией. Озеро в ответ открыло из-за поворота чернеющую полосу свободной воды. Я улыбнулась. Льда не было. Оставшуюся снежную шугу лёгкий ветерок согнал к берегу широкой белеющей полосой, которую мы и приняли за лёд. Осталось найти место, чтобы остановиться.

 С этого, собственно, весь «праздник» и начался. Лучшее, как говорится, враг хорошего. Остановиться можно было бы уже раз пять, но хотелось найти место ещё удобнее. Чтобы пробраться к одной из знакомых стоянок, нужно было спуститься в низину и вновь подняться. Как профессиональный пассажир, я не разбираюсь в запредельном для моего понимания мастерстве вождения машины, но, тем не менее, я поняла, что тяжёлая махина  не смогла из низины выскочить на взгорок, зашлифовала и, пришлось сдать назад. После переключения каких-то таинственных рычажков, машина дёрнулась и дальше ехать отказалась. Колёса крутились на одном месте.

 Чрезвычайно эмоциональное идиоматическое выражение смягчила, отказавшаяся громко хлопать, закрывшаяся за водителем дверь. Когда тишина восторжествовала внутри и снаружи я тоже вышла из машины.

 Внешний вид водителя кипел. Я решила близко не приближаться, вопросов не задавать и постараться оценить ситуацию самостоятельно. Тяжёлый внедорожник попал в, так называемый местными жителями, солончак. Почва под ногами была влажная и пружинила. Берег озера покрывала дернина с молодой травой, а под ней слой серой маслянистой просоленной влажной глины, который просто плыл к озеру. Машина колёсами уютно сидела в четырёх аккуратных ямках. Колёса потом и хворост в эти ямки зажевали, ещё больше ввинтились в мягкую глину и посадили две с лишним тонны железа на мост. Намертво. Без помощи выбраться было невозможно.

 Из-за леса потянулось после сна лучиками солнышко. Неторопливо раскрашивалось утро. Вслед за солнцем проснулись птицы, задушевно переговаривались, рассказывая друг другу свои сны.

 - Алён, ты остаёшься здесь. Залазишь в машину, закрываешься и ждёшь меня. Я в деревню за трактором.
 До деревне десять километров, перспектива часа три, а то и больше, сидеть в гордом одиночестве в запертой машине меня не вдохновляла.
 - Я одна не останусь. Пойду с тобой.
 - С ума сошла? Лучше поспи..
 Я демонстративно захлопнула дверь машины. Застегнула куртку. Молча, глядясь в голубые глаза, подошла вплотную и засунула ладошку в его большую ладонь. У меня за спиной пропиликала сигнализация наказанной одиночеством машины.
 И мы пошли в деревню..

***

Сначала шагать было забавно. Мои сапоги в ромашку вместо двух шагов соседних сапог, гораздо большего размера, делали три шала. Походка казалась чуть подпрыгивающей и, слегка, косолапила по измятой колёсами тракторов и машин дороге. Солнышко ещё не растопило застывший блестящий влажностью пластилин дороги в грязь.

Моя ладошка уютно устроилась в теплоте мужской ладони. Спину пригревали первые майские лучики солнца. Впереди нас по дороге плыли две длинные наши тени, одна побольше, другая меньше. Неторопливый разговор прервался молчанием, а потом фразой:
- Алён, спасибо, что пошла со мной. Я сейчас представил, что иду один, мне аж тошно стало..
Я улыбнулась в ответ и походка моя, отчего-то, стала ещё более прыгающей.

Издалека показались крыши домов на окраине деревни. Но это ничего не значило, деревня была ещё далеко. При этом у меня уже начинали гореть пятки, казалось, что чувствуется каждая петелька шерстяного носка и каждый бугорок дороги сквозь подошву резиновых сапог. Подумалось: «допрыгалась», но терпела. Когда мы добрались до деревни, выяснилось, что ноги в сапогах большего размера испытывали то же самое. 

Найти тракториста в девять часов утра, в этот праздничный первомайский день, оказалось делом не особо сложным. Язык провёл нас через всю деревню и довёл до железных ворот, за которыми виднелась крыша трактора. Осталось только разбудить хозяина. В чём нам помог его пёс, истошно заливаясь лаем и гремя цепью. Водитель был не высокого роста, не понятной национальности, с широко поставленными заспанными глазами на круглом плоском лице и густой шевелюрой. Удивительно мягким, спокойным голосом он ответил «хорошо» на нашу просьбу помочь.

Трактор был таким смешным! Как игрушечный.  С маленькими, гладкими передними колёсами. Мне почему-то подумалось: «не вытащит». Пока мужчины присобачивали к трактору тележку, я знакомилась с хозяйским щенком. Он был лопоухим, с толстыми лапами и улыбающимися глазами, но лаял почти по-взрослому. Мне вспомнилось детство, почему-то..

Обратно ехали с ветерком, в тележке. Тоже было смешно. Так я ещё не каталась. Мы снова разговоры разговаривали, при этом старались не вылететь на ходу.

Вот и наша машина. Она сиротливо сидела на пузе, дожидаясь спасения, и издалека казалась несчастной, поскольку никак не вписывалась в окружающий пейзаж. Я ей обрадовалась почему-то, всё-таки она уютней тележки, в ней мягче.

Трактор рядом с машиной смотрелся ещё смешнее, мне вновь подумалось: «не вытащит». Что я и озвучила:
- Юр, ты уверен, что он с нашей машиной справится?
- Конечно! Это ж трактор!

Наконец, два транспортных средства были друг с другом повязаны.  Я в сторонке, чуть на возвышении, с интересом наблюдала за происходящим.

Трактор угрожающе зарычал, поднатужился изо всех сил и.. встал на дыбы, задрал в воздухе передние колёса и неуклюже на них плюхнулся. Машина наша, по-моему, в ответ даже не дёрнулась. Трактор повторил свою попытку второй раз, третий.. Я сочувственно морщилась, переживая за него и не зря. В четвёртый раз, помахав в воздухе маленькими колёсами, трактор упал на них, и.. стал заваливаться носом набок. И заглох. Из него торопливо выпрыгнул тракторист, а мой взгляд задержался на Юрке, который, казалось, что заморозился. Он стоял чуть наклонившись, руки в боках, шея вытянула голову немного вперёд, а его брови приподнялись над очками. Уже с интересом я обошла нашу машину, чтоб увидеть причину столь редкостного удивления. И мои брови тоже, сами собой, полезли наверх, а рот приоткрылся, из-за отсутствия возможности выразить эмоции от увиденного. Тракторист с интересом заглядывал под нос трактора, а рядом лежало отвалившееся переднее колёсико..
Тихо так было..

***

Мимо проплывали лодки с рыбаками, которые с интересом поглядывали в нашу сторону. Конечно! Трактор, сначала так громко рычал, а теперь, вдруг, стал хромым и замолчал. «А воз и ныне там». Уже два воза.

 Удивительность случившегося усиливалась поведением тракториста. Он молчал. Чего-то там делал вокруг своего трактора, а нас как будто и не было. Когда мужчины всё-таки начали разговаривать, я предпочла продолжать наблюдать, а не слушать.
 И, вдруг, Юра, ничего не говоря мне, куда-то пошёл.

 Измученная любопытством и вопросами я подошла к трактористу. Он представился Николаем, говорил с лёгким акцентом, вернее отвечал на мои вопросы. Неторопливо и обстоятельно мне объяснил, что сломалась «ось», что в этом нет ничего страшного, а Юра пошёл к смотрителям озера, возможно у них есть транспорт.

 Я, молча, наблюдала, как он пытался поднять нос трактора при помощи домкрата. Подошва домкрата, утапливалась в грунт, выдавливая вокруг себя мутную серую жижу. Мы нашли камень, подложили под домкрат, и тоже утопили его в вязкой глине массой трактора. Я почему-то чувствовала себя виноватой.

 Вернулся Юрий, сказал, что у смотрителей никакого транспорта нет. Они с трактористом переговорили и пошли к рыбакам, договариваться о том, чтобы съездить в деревню за другим трактором. Меня оставили в одиночестве, вернее наедине с несчастными транспортными средствами.

 Если уж никак не получается ситуацию изменить, нужно постараться, как минимум, попробовать получить от нахождения в ней хоть какое-то удовольствие. Чем я и занялась.
 
 Постелила куртку на пригорочке, уселась поудобней, закрыла глаза и подставила лицо солнышку. В голове прокрутила всё, что произошло в этот праздничный день и какой «праздник» мы устроили трактористу, который согласился нам помочь, даже не позавтракав. Вот! Я вспомнила, что кушала последний раз где-то в полпятого утра и решила это недоразумение исправить.

 Уже сытая и уставшая маяться от безделья, я пыталась придумать себе какое-нибудь занятие. Мимо пролетела бабочка, первая, увиденная мной в этом году. Я проводила её взглядом до озера. Вообще-то мы на рыбалку приехали, и ничто не мешало мне побросать спиннинг с берега. Вот этой мыслью я и вдохновилась.

 Талая вода была абсолютно прозрачной. Я стояла у самой её кромки и разглядывала разноцветные камушки, золотистый песок, старательно избегала взглядом мусор. Потом обратила внимание на своё отражение, улыбнулась ему – смешное.

 Достала из машины «свой» спиннинг, расчехлила, прикрепила свою любимую прошлогоднюю  маленькую силиконовую рыбку. Лёгким движением закинула её подальше.. Все движения вспомнились сами собой, катушка тихонечко пела под рукой, сматывая леску. Всё мысли улетучились, а я увлеклась процессом.

 В очередной раз решила сматывать леску помедленнее, чтоб рыбка опустилась поближе ко дну и попалась! Зацепилась за что-то. Дёрнула раз, другой, потянула спиннинг в сторону, другую, вверх. Хлыст покорно выгнулся дугой. Ещё не хватало мне спиннинг сломать. Я положила его на землю и потянула леску. Фигушки! Плетёная леска натянулась и отчаянно сопротивлялась, а потом предательски больно врезалась в руку. Мне, вдруг, показалась, что я за верёвочку тяну на себя дно озера, а оно упирается. Значит, будем рвать, чтоб отвязаться. Достала из машины трикотажные перчатки в резиновую точечку, одела, намотала леску на руки и дёрнула. Всё-таки я победила, плетёнка натянулась струной и звонко лопнула.

 Я, аж, вспотела от усердия. Сложила спиннинг, спрятала в чехол. Как будто и не доставала.

 Уфф!..  Порыбачила.

***

Принудительное нахождение в лучах полуденного солнца вовсе не радовало. Я измучилась ожиданием и одиночеством,  которые медленно съедали моё удовольствие от пребывания на природе и "праздничное" настроение. От нечего делать я начала беспокоить свою память.

 Нужно сказать, что климатические особенности нашей местности внесли путаницу в мои воспоминания. Обычно и на 1 мая, и на 7 ноября в нашем городе выпадал снег, поэтому праздничные демонстрации как-то не особо в памяти дифференцировались. А поскольку прогноз погоды в то время отличался ещё большей недостоверностью, чем сейчас, одевались мы в эти дни как попало. Вроде и празднично, но всегда не по сезону.
 
 Обычно мы возвращались домой с демонстрации замёршие, промокшие и возбуждённые. Шумной гурьбой шагали в сторону родной школы по центральной аллее города. К 1 мая городские насаждения  уже одевались зеленью, и жалко было наблюдать, как непогода накидывает на них обжигающее холодом снежное одеяло. Кусты сирени вдоль аллеи надсадно и неуклюже склоняли свои ветки под тяжестью влажного снега.

 Зато мальчишки веселились от души. Они безжалостно дёргали ветки сирени, и на зонты девчонок сваливалась куча снега. Зонтики опускались, чтоб его стряхнуть и в это время ветки кустарника вновь дёргали. Новая порция снега сваливалась уже на голову, портила причёску, макияж. Девчонки носились за мальчишками и наоборот. В общем – праздник.

 А потом мы отправлялись к кому-нибудь из девчонок в гости. Чай пить. При родителях мальчишки становились вежливыми и задумчивыми. Смешными. Вообще в то время наши одноклассники нам казались маленькими и глупыми. Как шутила моя подруга: «Наблюдается явная акселерация девочек и недорастание мальчиков». Потом они доросли. Но это уже совсем другая история.

 От детских воспоминаний меня отвлёк приближающийся шум трактора. Я откровенно обрадовалась. Как-то устала я уже к этому времени от «праздника». Но транспортное средство, которое я увидела, вернуло меня в унылое настроение. Трактор, который спешил на помощь, был точно таким же, что и прилёгший отдохнуть на одно колесо. Я свела брови домиком. Наверно, если б умела плеваться, с досады бы точно плюнула. Внутри зарождался новый заговор: «Ну, ведь, не вытащит же!».

 Водитель, который управлял «новым» трактором разительно отличался от первого. Он был невысокого роста, той же национальности, сухой и подвижный, разговаривал громко и резко, и на тракторе своём он ездил чрезвычайно резво. Два тракториста внешне и по темпераменту были абсолютной противоположностью друг другу.

 Я наблюдала, как второй тракторист по-хозяйски обошёл все транспортные средства, оценил ситуацию и позвал мужчин совещаться. Решали они кого «спасать» в первую очередь. Наша машина сидела на брюхе в низине, с одной стороны озеро, а с другой круто поднимался берег, спереди на склоне носом в земле отдыхал первый трактор-спасатель. Варианта спасения, в общем-то, было всего два: сначала вытаскивать нашу машину сзади, а потом эвакуировать трактор с тележкой, либо сперва вывозить трактор, а потом выдёргивать машину спереди. Остановились на первом варианте.

 Прям «День солидарности трудящихся» - ни больше, ни меньше!

 Я сидела на взгорочке, уютно пристроила локти к коленкам, подперев подбородок двумя кулачками, и наблюдала за происходящим, никто на меня не обращал внимания. Мне жутко хотелось домой.

***

Иногда бывает, что новый человек, своим появлением ситуацию взрывает. Всё вокруг начинает крутиться, делаться, получаться. Вот второй тракторист был, похоже, из такой породы людей. Он своей энергичностью разбудил ситуацию.

Прикрепили трос к машине и трактору. Тракторист шустро влез в кабину, его машина взревела и практически с ходу выдернула внедорожник из глубоких ямок, он послушно из них выкатился и последовал за трактором, как огромная собака на поводке. От окружающего шума, движения я смотрела на происходящее широко открытыми глазами, как завороженная, потому что ситуация менялась постоянно.
Юра стоял рядом и сказал:
- Снимать это всё нужно было.. на камеру.
Я улыбнулась, у меня даже мысли такой не возникло. Как всегда, впрочем.

Мы отогнали внедорожник подальше от опасного для его веса места, на пригорок. И вся деятельность сосредоточилась вокруг несчастного "трёхколёсного" трактора. На тросе по пересечённой местности трактор было не вывезти, ещё же тележка была. Отметила про себя, что мне приятно то, что Юрка помогает трактористам эту ситуацию разрешить.

Мучились долго, трактора стояли друг к другу неудобно. В итоге, хромой трактор прикрепили кабиной к другому трактору как тележку и вывезли. Конструкция получилась устрашающе забавная, не способная оставить себя без внимания никого. Трактор плюс "трёхколёсный" трактор плюс тележка. За всем этим я наблюдала уже из машины.

Такого насыщенного событиями и ощущениями дня у меня давно не было. На выезде мы подъехали к рыбакам. Они удовлетворили своё любопытство расспросами о том, что приключилось у нас, а мы – результатами их рыбалки. Буду честной и скажу, что мы жутко обрадовались тому, что никто в этот день из рыбаков ничего не поймал, не видели ни тычка.

День был солнечным, ярким. Всю обратную дорогу мы обменивались впечатлениями о произошедшем. Я своими, Юрка – своими. Оказалось, что ноги свои он измучил сапогами до мозолей, вот что значит привычка передвигаться исключительно на колёсах. После десяти километров пешком и путешествия на тележке, до смотрителей озера Юра прошёл на одном самолюбии, во время поездки за вторым трактором он снял с себя клеща. Я призналась в  том, что порвала леску у спиннинга. Ещё удивительно было то, что вроде день был праздничный, деревня, а в нетрезвом виде никого не было.

Несмотря на все злоключения, настроение было хорошим.

Мы подъезжали к дому уже под вечер. В городе, на одном из светофоров на грязный капот машины села бабочка. Огромная, мощная, горячая, грязная машина, а на ней хрупкая, яркая, лёгкая и  какая-то очень чистая  бабочка. Как подарок. К празднику.