Хадамар. Идиллия и ад

Инга Томан
    Вы найдете его не  в каждом путеводителе и не на каждой карте.  Далеко в стороне от него остались  автобаны и магистральные железные дороги, а потому не думайте,  что заехать сюда можно на час-другой  по пути в более известное и значительное место.  Добираться сюда придется  специально,  по одноколейке, на маленьком зеленом поезде  под названием  Vectus, который курсирует между Лимбургом и Вестервальдом.
    «К чему эти многословные объяснения, - спросите вы, - если…» Нет! Оказаться  в этих местах, на границе Гессена и Рейнланд-Пфальца, и не побывать  здесь просто невозможно.  Потому что это – Хадамар!

    Хадамар… Город с таким звучным и несколько грозным названием, возможно, заслуживал бы  большей славы, но судьба распорядилась иначе.
   Впервые он упомянут в хрониках в IX веке, а в XIV  получил права города и стал резиденцией графов  Нассау-Хадамарских. В XVII веке граф  Нассау-Хадамарский  - Иоганн Людвиг -  стал князем. Более высокий титул он получил за выдающуюся роль, которую сыграл  в заключении Вестфальского мира, положившего конец Тридцатилетней войне. При Иоганне Людвиге в Хадамаре были построены замок, церковь  святого Иоанна Непомука  и францисканский монастырь. С середины  XVIII века Хадамар стал постепенно утрачивать былое значение. Вначале  из него уехал княжеский двор, затем в результате военных  и политических перипетий  княжество Нассау-Хадамар превратилось  в герцогство Нассау (таким образом, название города исчезло с политической  карты), которое в 1866 году вошло в состав Пруссии.  С 1945 года Хадамар  находится в земле Гессен.
    Таковы основные вехи политической истории Хадамара. В общем,  даже в период расцвета здесь не происходило  эпохальных событий. Тем не менее в ХХ веке  этот  уютный провинциальный городок вошел-таки в историю.  Но лучше бы ему туда  не попадать… Впрочем, об этой  другой странице  истории Хадамара я расскажу чуть позже.  А сейчас  я  приглашаю  наших читательниц и читателей совершить (пока только мысленную) прогулку  по хадамарским достопримечательностям.
      Древнейшим памятником архитектуры Хадамара является церковь  Богоматери (Liebfrauenkirche), построенная в XIV-XV вв. В настоящее время здесь проходят  не только богослужения, но  и прекрасные концерты классической музыки.
     Если  от церкви немного пройти по зеленому берегу Эльбаха (несколько  уступающего по размерам своей сестрице Эльбе), можно увидеть еще один  исторический памятник -   мост Иоанна Непомука (Nepomukbr;cke), отдельные  фрагменты которого относятся к XII веку. На мосту стоит статуя святого,  которого считают спасителем утопающих. Впрочем, в Эльбахе даже при очень большом желании утонуть невозможно. Перейти его можно вброд и плавать здесь удобно только уткам.
     Неподалеку находится церковь XVII века, давшая название мосту. В ней находятся росписи,   иллюстрирующие жизнь  Иоанна Непомука. Этот чешский святой  знаменит тем, что не выдал тайну исповеди королевы ее супругу, несмотря на ужасные пытки. Впоследствии Иоанн Непомук был утоплен по приказу короля. А еще в церкви  находятся  целых шесть исповедален, которые в прежние времена никогда не  пустовали. Более того, в предпраздничные дни  к ним выстраивались  большие очереди, и патеры  вынуждены были  выслушивать прегрешения своей паствы с раннего утра до глубокой ночи.  Впоследствии  количество  желающих получить отпущение грехов  заметно уменьшилось. Означает  ли это, что хадамарцы стали меньше грешить? Хотелось бы верить, но…  Впрочем, религиозные традиции  пока еще имеют заметное значение в жизни города.  Просто если раньше  большую роль в них играли покаяние и аскеза, то теперь  для многих верующих религия  ассоциируется прежде всего с  красивыми  обычаями и обрядами.   В период Адвента  в Хадамаре  проходит  грандиозная выставка рождественских яслей со всего света,  а  в праздник Тела Христова(во второй четверг после Пятидесятницы), когда дети принимают первое причастие,  устраиваются  торжественные религиозные процессии, сопровождаемые городским духовым оркестром.
      С церковью Иоанна Непомука соседствуют  ратуша и замок – резиденция князей  Нассау-Хадамарских. В замке находится евангелическая церковь, городской  музей и обширный  «княжеский зал»(F;rstensaal), где проводятся концерты и выставки. В будущем в замке планируют поместить музей стекла, и это не случайно. В Хадамаре находится  одна из самых знаменитых  в Германии ремесленных школ, где готовят  специалистов  по изготовлению художественного стекла. Начало ей было положено переселившимися  сюда после Второй мировой войны немцами из Чехии,  которые перенесли сюда традиции изготовления богемского стекла.
    От  исторического центра города поднимается вверх дорога, ведущая  к  капелле под названием  Herzenbergkapelle. Это название объясняется тем, что здесь хоронили сердца князей Нассау-Хадамарских (тела же их покоятся  в церкви францисканского монастыря). Чем дальше, тем круче становится подъем, однако для паломников путь проходит незаметно, ибо вдоль него  находятся стелы с изображениями  эпизодов из жизни Девы Марии. На гору Сердца (Herzenberg) поднимаются  для того, чтобы  не только помолиться, но и полюбоваться  прекрасным розовым садом.  Это – гордость Хадамара, настоящий  маленький земной рай, где растет более 160 видов роз. У горожан  есть хороший обычай: новобрачные дарят  саду обвитую розами арку. Впрочем, они  украшают свой сад  не только в честь свадьбы: почти под каждым кустом можно увидеть табличку с указанием, кто и когда его подарил.
    Как видите, в  Хадамаре  немало достопримечательностей, однако его главной архитектурной доминантой  является неоготический замок XIX века.  Он виден  отовсюду и буквально царит над городом, напоминая издали настоящую средневековую крепость.  В настоящее время здесь находится музыкальный интернат, где живут и учатся   мальчики, поющие в хоре  Лимбургского собора.
     Рядом с музыкальным интернатом  находится городской бассейн, а далее – густой лес, озеро и бескрайние нивы. Следует сказать, что хадамарская природа – бальзам на душу ностальгирующих россиян, которых здесь (как, впрочем, и в других городах Германии, немало). «Наши березки! Наши липы! Наши просторы!» - умиленно восклицают они. И действительно: окрестности Хадамара  до боли напоминают подмосковную природу, и почти полное сходство нарушает лишь отсутствие помоек и заботливо возделанные поля.  Частная собственность на землю – не преграда  для   далеких прогулок. Через поля и леса проложены  узкие асфальтовые дороги, предназначенные  для сельскохозяйственных машин, велосипедистов и пешеходов. Вдоль них тянутся ряды берез, образуя  для путников кружевную тень, а в самых живописных местах  поставлены скамейки. Для любителей природы Хадамар -  сущий рай, но, как в каждом раю,  здесь существуют немногочисленные, но непреложные правила: не ходить по азимуту, не мять посевы, ездить на машине  только там, где полагается, и, конечно, не мусорить.
     Вообще,  рай и мир иной вспоминаются в Хадамаре довольно часто. И не только в розовом саду  на горе  Herzenberg  и не только ясным летним утром  у затерявшейся  в полях  часовни, тихо дремлющей под сенью вековых лип.

     В Хадамаре есть еще один исторический памятник  - бывший францисканский монастырь  XVII  века.  Перед ним стоит небольшой памятник  в виде колокола, который должен  вечно напоминать живым о том, что происходило  в непосредственной близости от этого святого места  в 1939-1945 гг.  Здесь, в построенной  в конце XIX века психиатрической клинике, находился лагерь смерти, где,  в соответствии с проводившейся  нацистскими властями  политикой уничтожения душевнобольных и инвалидов (эвтаназии), было уничтожено 15 тысяч человек.  Жертвами эвтаназии были также  трудновоспитуемые дети;  туберкулезные больные из числа «остарбайтеров»; евреи и  лица с примесью еврейской крови; контуженные при бомбежках;  психически пострадавшие немецкие солдаты-фронтовики  и даже эсесовцы.  Попасть сюда мог каждый, кто был  не доволен гитлеровским режимом и  по этой причине признан «душевнобольным».  Уничтожению предшествовали  проводившиеся над людьми мучительные медицинские эксперименты.  Первоначально эвтаназия проводилась в газовых камерах, но затем, вследствие протестов отдельных представителей духовенства, убийства стали более завуалированными. По приказу врачей, получавших свыше соответствующие разнарядки, медперсонал  вводил больным смертельные дозы лекарств и посылал родственникам свидетельства о смерти с фальшивым диагнозом. Всего жертвами эвтаназии  стали 200 тысяч граждан Германии  и оккупированных стран; кроме того, вследствие  борьбы за «чистоту расы» было насильственно стерилизовано 400 тысяч человек.
     После войны в Германии начались судебные  процессы по делу эвтаназии, возбужденные оккупационными властями  и родственниками погибших. Несколько непосредственных виновников  этой политики были казнены, однако большинство организаторов и исполнителей получили небольшие сроки тюремного заключения или были отпущены на свободу. Впоследствии некоторые из них, в том числе врачи-психиатры,  продолжили свою профессиональную деятельность.  Что касается их выживших пациентов (среди которых имелось немало психически нормальных людей), то их жизнь в большинстве случаев была разбита. Их физическое и нравственное здоровье было  сломлено, а для тех, кто все-таки пытался начать новую жизнь, пребывание в психиатрической клинике, хоть и в годы национал-социализма, оказалось  позорным  клеймом в биографии.
     В 1953 году на стене  хадамарской психиатрической клиники  была установлена мемориальная доска в память о жертвах эвтаназии. В 1964 году было открыто мемориальное кладбище, которое включает в себя  памятные знаки на месте братских могил; символические надгробия и обелиск с надписью – «Человек, уважай людей» (Mensch, achte den Menschen). Отсюда,  с высокой горы, открывается исключительно красивый вид, являющийся  еще одним напоминанием о трагическом несоответствии  между совершенством  мироздания и  делами рук человеческих.
    В 1983 году на первом этаже клиники  была развернута посвященная эвтаназии документальная экспозиция, главной темой которой являются судьбы жертв и палачей. Тогда же   было открыто для осмотра подвальное помещение, где находилась газовая камера и  крематорий. Впоследствии  психиатрическая клиника была переведена в другое здание. Здесь осталась только художественная студия, где душевнобольные люди занимаются живописью. На втором этаже была устроена гостиница  Интернационального молодежного центра встреч и образования (Internationale Jugendbegegnungs- und Bildungsst;tte). В ней останавливаются посетители мемориала, а также  студенты и школьники из разных стран ( в том числе из России), обучающиеся на языковых и страноведческих курсах.
      Мемориал (Gedenkst;tte)  в Хадамаре ведет  большую просветительскую работу. Почти каждый день  сюда приезжают школьные экскурсии; здесь устраиваются  различные семинары для педагогов и социальных работников. Сотрудники пытаются донести до сознания посетителей, что события прошлого неразрывно связаны с современными проблемами и что многие причины, приведшие к власти национал-социалистов (ксенофобия, нетерпимость к инакомыслию,  антисемитизм, расизм, культ силы), существуют  по сей день. Таким образом, мемориал -  это не только дань памяти погибшим, но и предупреждение живым. «Помнить ради будущего» - такова его основная идея.
     Хадамар… Сравнительно недавно  это слово означало для тысяч людей смертный приговор. Судьба каждого из них навсегда стала неотъемлемой частью истории  этого уютного  и тихого немецкого городка  с его древними церквями,  предрассветным  пением птиц в ветвях вековых лип,  золотистыми нивами,  стройными березками с развевающимися по ветру зелеными  косами и розовым «райским садом»  на высокой горе.