В Золотом треугольнике Парижа

Нора Шах
Первая половина дня была так насыщена событиями, что часам к двум пополудни мне казалось, я уже перестаю что-либо соображать. С утра мы с директором фирмы, где я работаю, мотались по секциям международного форума для специалистов по креативным стратегиям и новейшим коммуникационным технологиям. В глубине души я лелеяла надежду,  что  мне под каким-нибудь предлогом удастся оторваться от начальства и хоть чуть чуть  посмотреть Париж.

„Все наши ездили в Париж по одному, и только мне одной такое „счастье“ выпало - вместе с шефом!“ - пронеслось в моей голове.

Директор словно угадал мои мысли:

- Ты даже не представляешь, как тебе повезло, что ты попала сюда со мной, а не одна или в какой-то глупой компании! -  сказал он мне.

„Кто бы спорил  - я не буду“, - подумала я про себя.

Видимо решив, что всю полезную информацию мы для себя уже почерпнули, мой директор великодушно предложил мне небольшую экскурсию по Парижу и даже вызвался быть моим личным гидом. Он попал в Париж еще в юности и с тех пор, влюбившись в этот город, старался при любой возможности приезжать сюда. Надо признать Париж, он знал отменно и по мере того, как бульвары, проспекты и улочки мелькали у меня перед глазами, рассказывал что-то интересное о каждом из увиденных зданий или переулков.

- Хочешь увидеть почти весь Париж сразу? -  спросил он меня.

- Еще бы! -   ответила я.

Мы поднялись на крышу самого большого торгового центра Парижа „Самаритэн“.  Большую часть крыши занимал уютный фешенебельный ресторан,  остальное пространство было отдано под смотровую площадку, откуда открывался восхитительный вид на город. В четырех углах площадки стояли подзорные трубы,  взглянув в объектив  которых  - естественно,  за плату - любой турист мог открыть для себя  самые затаенные уголки Парижа.

Потом был Лувр.  Я обожаю посещать музеи и была в полном восторге от увиденного.  Что ни говори,  но картины великих художников  - это очень  сильный источник энергии!
- Сейчас поедем на улицу Георга Пятого. Там самые дорогие магазины, - говорил мой директор, пробивая проездной билетик и устремляясь через турникет на перрон. Он шел, не оглядываясь, и разговаривал со мной, не поворачивая головы в мою сторону.

- Зачем я Вам понадобилась? Взяли бы с собой Лизу - она французский язык знает, - еле поспевала я за ним.

- Ты тоже его знаешь, - уверенно сказал он.

- Пять слов всего! Я же Вас предупреждала, - честно сказала я.

- Вполне достаточно. Тебе, кстати, полезнее других было на этом форуме побывать, - бросил он через плечо, наконец, обернувшись. - Где ты там застряла?

- За Вами не угнаться! - пожаловалась я директору.

У меня с ноги слетела туфля. Я старалась надеть ее обратно, поддев пальцами ноги, но она вместо этого отлетала от меня все дальше, и мне пришлось подпрыгивать на другой ноге, чтобы ее догнать. Туфли были новые и чуть великоваты на меня, но я была и им рада. Вчера мне пришлось расстаться с моими прежними туфлями. Перед поездкой в Париж я купила себе пару новых итальянских туфелек-лодочек - беленьких, в черную крапинку, с изящным переплетом. Туфельки, однако, судя по качеству, оказались китайскими. Не выдержав июльского зноя, они просто расплавились у меня на ногах, и мне пришлось в срочном порядке искать им замену. На мое счастье поблизости оказался небольшой рынок: таких в Париже можно насчитать несколько десятков. Веселые продавцы, вывалив на большие помосты разный товар - главным образом некондиционный - громко зазывали покупателей. Я увидела пару синих шелковых туфелек с очаровательным бантиком, более или менее подходящих мне по размеру, и, не раздумывая долго, приобрела их. Мои расплавившиеся клеенчатые китайские туфли полетели в мусорное ведро.

Директор вздохнул и остановился, дожидаясь, пока я справлюсь со своими туфлями и поравняюсь с ним.

Подошел поезд. Мы вошли в вагон.

- Вот места есть, пойдем, - устремился директор к свободным креслам.

Мы сели на пестрые сиденья. Напротив сидела немолодая рыжеволосая француженка в неприлично коротком, явно тесном черном платье и без чулок. Она сидела упершись одной ногой в противоположное сиденье, без стеснения демонстрируя окружающим ярко-зеленые трусики, вплотную прикасаясь к брюкам своего собеседника. Тот, казалось, не замечал ни позы, ни белья своей попутчицы, явно увлеченный разговором ней. Они оживленно болтали, глядя друг другу в глаза.

- Совсем дамочка башкой поехала! - возмутился мой директор, узрев подобную картину.

- Не нравится - отвернитесь и смотрите в окно, - посоветовала я ему.

- Угу, - рассержено буркнул он и отвернулся к окну.

Директору нашей фирмы было сорок шесть лет. О таких, как он, говорят „сделал себя сам“. Рано оставшись сиротой, он всего добивался самостоятельно и был довольно удачлив. В начале девяностых ему пришлось оставить любимую работу на кафедре физики одного из институтов и попытать счастье в бизнесе. Вместе с двумя партнерами он основал небольшое предприятие по оказанию консультационных услуг. Работать он предпочитал, как правило, с людьми молодыми и потому охотно брал к себе студентов. Ему казалось, что так он сможет их воспитать в нужном ему русле, и они будут служить ему верой и правдой, как тибетские монахи Далай-ламе. Он был женат, но детей у него не было. Это печальное обстоятельство сказалось и на его характере. Те, кто не был знаком с ним близко, считали его человеком резким и даже грубым, особенно если он прямо указывал им на их недостатки.

Я попала на фирму случайно. За год до окончания университета нужно было самостоятельно найти место практики. Без знакомств и протекции это было почти нереально. Можно было, конечно, понадеяться на деканат и постараться остаться на кафедре, но там очередь из желающих в десятки раз превышала количество возможных мест. Потом нам вдруг и вовсе было объявлено, что диплом будет свободным. Нужно было сразу думать и о трудоустройстве. Прогуливаясь по городу, я случайно увидела табличку с необычным названием на дверях одного офиса, зашла, представилась. Девушка-секретарь сразу же скептически оценила мои шансы на успех, но телефон мой записала. Естественно, мне никто не перезвонил. И я решила позвонить в фирму сама - просто так, на всякий случай. Случай оказался счастливым. Оказываeтся, секретарша рассказала-таки обо мне директору, а тот оказался не прочь взять на бесплатную практику очередную студентку. Номер моего телефона, как водится, потеряли и ждали, не позвоню ли я когда-нибудь снова сама. Так все срослось. После практики я осталась работать в этой фирме.

На Елисейских полях директор не позволил мне расслабиться. Мы вихрем промчались по каким-то магазинам, обрастая пакетами с мелкими обновками.

- Что ты глазеешь по сторонам, как дикая? - то и дело ворчал он.

- В отличие от Вас, я в Париже - впервые! Дайте хоть город-то посмотреть. Это же Елисейские поля! - канючила я.

- Что тут смотреть? - деловито отмахнулся директор.

- Вообще-то тут есть, что посмотреть: там  - площадь Согласия,  там -  Триумфaльная арка, там  - Елисейский дво... - начала я перечислять.

- Значит так. Стой здесь, я сейчас приду, -  оборвал он меня на полуслове.

- А куда Вы идете? - насторожилась я.

- Деньги надо поменять! Франки закончились. А здесь, на Елисейских Полях, единственная контора, которая по выгодному курсу меняет, - бросил он мне на ходу, исчезая в каком-то подвальчике.

Я осталась послушно ждать своего директора, как преданная собака, которая обычно дожидается своего хозяина где-нибудь перед пивной, пока тот потягивает любимый напиток. Хозяин бросает своему питомцу „жди!“ и исчезает за дверями на неопределенное время. И я ждала своего директора, не ведая, сколько мне вот так стоять у двери обменника. А еще, стоя в деловом костюме посреди Шанс-Элизее увешанная пестрыми пакетами из бутиков, я напоминала себе елку. Мне наскучило стоять на одном месте, и я решила прогуляться по Елисейским полям, набраться впечатлений, но главное, будучи в самом сердце Парижа, вдохнуть его особый воздух, опьяняюший свободой, и запомнить свои ощущения. Далеко уйти я не могла, но шагов на сто от меняльной конторы удалиться себе позволила. Шла и оглядывалась - не вышел ли из подвальчика мой директор.

„Все наши ездили в Париж по одному, и только мне одной такое „счастье“ выпало - вместе с шефом!“ - пронеслось в моей голове.

Я уже два раза успела прогуляться по улице туда-сюда, директора все не было. Не удержавшись, я спустилась по ступенькам обменника и в глубине маленького уютного зальчика разглядела силуэт своего начальника. Он стоял в очереди, которая двигалась довольно медленно. Увидев меня, он рассерженно закричал:

- Что ты здесь забыла? Тебе сказано: ждать на улице - стой и жди!

Тяжело вздохнув, я поднялась наверх, цепляясь разноцветными пакетами за узкий проем двери пункта обмены валюты, и встала напротив входа в него.

Неожиданно рядом со мной остановилась роскошная черная машина. Из нее вышел элегантный мужчина средних лет. Он был лысоват и слегка полноват: небольшой животик, обтянутый ярко-голубой рубашкой выступал над безупречно выглаженными брюками. Улыбнувшись, он широко распахнул блестящую дверь своего автомобиля, и жестом пригласил меня в него.

Честно говоря, я подумала, что мне это показалось, и отвернулась. Но тут же услышала, как он обращается ко мне:

- Бонжур, мадмуазель, силь ву пле!

Взглянув по сторонам, я убедилась, что рядом никаких других мадмуазелей и даже мадам не было. Значит, приглашение относилось ко мне. Я растерянно развела увешанными пакетами руками. И в ту же секунду над ухом у меня прозвучал сердитый голос моего начальника:

- Ну, ты посмотри на нее! Ни на минуту оставить нельзя! Что ты с ним любезничаешь? Тебе больше заняться нечем? - набросился он на меня. - Идем уже!

- Он сам ко мне подъехал, - оправдывалась я, шагая вслед за директором.

- А ты и обрадовалась! - съязвил он.

Я оглянулась. Француз пожал плечами, улыбнулся, помахал мне рукой, сел в машину и уехал.

- А вдруг это было счастье всей моей жизни - французский принц на черном авто?A Вы его взяли и спугнули, - упрекнула я директора.

- Шевелись, ты, принцесса без авто, - примирительно попросил он. - Нам нужно еще в один магазин успеть до закрытия. И так полдня потеряли. Я там себе пиджак один присмотрел.

- А я-то Вам зачем? - спросила я его.

- Поможешь выбрать, вдруг мне не подойдет. Кстати, будешь себя хорошо вести, может и тебе какую-нибудь тряпку купим, - ответил он.

- Я не хочу тряпку! - заупрямилась я. – Как себе - так пиджак из бутика, а как мне - так тряпку?

- Не порть мне настроение, оно у меня хорошее! - отмахнулся директор.

- Это ненадолго, - тихо сказала я.

- Что ты там ворчишь? - спросил он.

- Ничего, мысли вслух, - ответила я.

Мы подошли к небольшому бутику.

- „Ив Сен-Лорааан!“ - протянула я очарованно.

- А ты думала, я тебя в сельскую лавку веду? - довольным тоном спросил директор. Ему понравилось, что он смог произвести на меня впечатление выбором модного магазина.

Мы зашли вовнутрь. Зазвучал электрический колокольчик, извещая хозяев бутика о визите покупателей. Из глубины магазина вышла очень ухоженная дама лет шестидесяти. Стройная, с красивой стрижкой, она легкой походкой устремилась к нам. Привычная приветливая улыбка, предназначенная для посетителей, быстро слетела с ее лица, когда она увидела моего директора.

- Бонжур, месье! Вы опять пришли? - нахмурившись, спросила она его.

- Вот, видишь, узнала! - обрадовался мой директор, не обращая внимания на неудовольствие хозяйки магазина. - Я здесь вчера был.

- Кажется, знакомство с Вами ее не обрадовало, - заметила я негромко.

- Чтоб ты понимала! - махнул на меня рукой мой начальник и нарочито громко произнес:

- Бонжур, мадам! Я хочу купить пиджак! - объявил он ей.

- Вы были здесь вчера и ничего не выбрали, - ответила она ему.

- Не выбрал, но присмотрел! А сегодня хочу купить, - потирая руки, сказал ей директор.

- Прошу Вас, - вздохнула она обреченно и указала рукой на длинные аккуратные ряды пиджаков.

Мой директор перебирал пиджаки, уходя в глубь магазина. Он выбирал долго и тщательно. Продавщица послушно снимала с вешалки то один, то другой пиджак и потом устало возращала их на свои места. Наконец, мой начальник взяв, несколько пиджаков в охапку, скрылся в примерочной.

- Вчера было то же самое, - пожаловалась мне хозяйка магазина. - Три часа он примерял здесь пиджаки и ничего не выбрал. Он измучил меня!

Я понимающе кивнула. Она что-то спросила у меня.

- Извините, я плохо говорю по-французски, - сказала я.

- Ах, я хоть уже тридцать лет живу во Франции, тоже плохо говорю по-французски, - сказала хозяйка бутика.

- Я понимаю, но говорю плохо, - объяснила я.

- Откуда Вы? - спросила она меня.

- Из России, - ответила я.

- О, Россия! Горбичьов, перьестройка… А я - итальянка! - горделиво подняв голову, сказала она.

- О, а вот по-итальянски я как раз говорю! - обрадовалась я.

- Bene! - она перешла на свой родной язык. - Это Ваш отец?

- Нет! - замотала я головой.

- О, Мадонна, а кто же он Вам? - удивилась она.

- Это мой босс или,по-Bашему, - патрон, - поспешила объяснить я.

- О, Мадонна! Бедная девочка! - темпераментно запричитала, она воздев руки к небу. - А что, ты не можешь найти другую работу? Как ты с ним работаешь? Это же тиран!

- Нет-нет, все в порядке. Просто у него такой характер, но мы все уже привыкли. Он - хороший человек, - уверила я хозяйку бутика.

Она недоверчиво покачала головой.

В это время из примерочной появился мой директор. Светло-серый пиджак сидел на нем, как мешок.

- Как тебе? - поинтересовался он у меня.

- Снимите это немедленно, не позорьтесь! - шепотом потребовала я.

Он недовольно посмотрел на меня и снова скрылся в примерочной. Во второй раз он появился в красивом темно-синем клубном пиджаке из чистой шерсти.

- Вот это - то, что надо! Берите и пойдем отсюда. Вы бедную женщину чуть до инфаркта не довели, - сказала я.

Директор застыл, словно размышляя, действительно ли стоит доверять моему вкусу, затем снял пиджак и передал его продавщице:

- Я его покупаю!

- Ого! - взглянула я на цену на ярлыке.

Хозяйка магазинчика облегченно вздохнула и пошла оформлять покупку:
- Скажите ему, что только ради Вас я делаю ему двадцатипроцентную скидку!

- Спасибо Вам! - поблагодарила я ее и перевела директору только конец ее фразы.

- Я бы хотела и Вам сделать подарок, но у меня магазин мужской одежды, - сказала мне с сожалением хозяйка магазина. - Вот только платки носовые. Они отличного качества, но их дарить нельзя - плохая примета. Знаете что, напротив есть прекрасный бутик женской одежды. Его держит мой земляк Антонио. Скажите ему, что Вас прислала Розита Мори. Вы останетесь довольны!

- Не надо, миле грацие, синьора Мори. Извините нас. Желаю Вам более приятных клиентов! - попрощалась я с ней.

- Видала, как надо с людьми себя вести? Даже скидку дают! - мой директор был явно доволен. - Куплю, пожалуй, еще вот этот ремень.

Мы вышли из магазина. К многочисленным пакетам прибавился еще один - большой, темно-серый с фирменной надписью „Yves Saint Laurent“.

- Давай сюда, что ты все пакеты схватила, - забрал у меня половину покупок директор.

Мы вернулись в гостиницу. Жили мы в отеле на разных этажах. Возле лифта директор забрал у меня все покупки и неожиданно мягко сказал:

- Спасибо тебе за компанию! Тебе вот только ничего не купили.

- Вы имеете в виду тряпку? - улыбнулась я. - Нестрашно, зато я вполглаза Париж успела посмотреть!

- Знаешь, - медленно сказал он, - если бы у меня была дочь, я бы хотел, чтобы она была похожа на тебя.

Это признание меня обескуражило. Я знала наверняка, что никому и никода мой босс не говорил таких слов.

- "Париж стоит мессы"! - только и сказала я себе.