Дядя Аркадий

Николай Зиновьев
1
   – Здравствуй, дядя Аркадя!  - дверь была не заперта и Саша без стука вошёл в комнату дяди. Дядя был один и свободен. 
   – Здравствуй, Саша-племяша! Вот это гость! Давненько я тебя не видел! Надолго ли? – дядя Аркадий подошёл к Саше и они крепко обнялись. – Ну, пойдём к столу. Садись, отдохни с дороги. А я пока к столу что-нибудь соображу, –  с этими словами он скрылся за дверью кухни.   
    Саша, когда ещё был маленький, звал  его «дядя Аркадя», но и потом, когда вырос, иногда его звал так же. Дядя Саша тоже в ответ звал его шутливо «Саша- племяша». Этот шутливый тон не только им, но  и родственникам нравился, и  они его сохранили до сих  пор. Саша вырос, выучился на инженера-строителя, по направлению уехал на Север. Там по его специальности работы непочатый край. Сначала думал, «отработаю три года и вернусь», потом, наверное, понравилось, сказал: «заработаю северный стаж и вернусь». Остался ещё. Когда он его заработает? Через 10,15, 20 лет? Неизвестно. А если там привыкнет? Поют же  песню: «Если ты полюбишь Север – не разлюбишь никогда!» Дома отец и мать одни. Дядя Аркадий много раз слышал от своей сестры, что пора бы сыну жениться, что ей хочется понянчиться с внуками. Но у молодых  свои интересы,  они живут своим умом и это –  правильно. После восемнадцати – сами с усами.
    Пока дядя соображал, Саша выложил из своей сумки  на стол рыбные консервы, батон колбасы, кусок сыра и бутылку «Столичной». Чуть погодя появился дядя Аркадий. Он нёс в руках поднос, а на нём бутылка «Праздничной»,  два стакана, консервы «шпроты в масле», батон колбасы «Докторской», хлеб, две жирных селёдки и банку  солёных огурцов.
     – Ой, дядя Аркадий, откуда у тебя такое изобилие и не много ли будет на троих или гостей ожидаешь дорогих?
    –  Твоя мама сказала, что ты скоро приедешь, вот приготовил заранее,  знаю, что ты обязательно проведаешь дядю Аркадия. Возмужал, возмужал. Кого ты имеешь в виду третьего в нашей компании? Я никого не звал.
     – Как кого? Тётю Раю, конечно, кого же ещё? Она, как я понимаю, скоро должна прийти с работы и, как я помню, всегда поддерживала нашу компанию.
    – Нет, Саша, тётя Рая не придёт. Она ушла жить с двумя детьми к своей маме. Она старенькая, живёт одна в двухкомнатной квартире. Ей одной тяжело. Им всем там будет лучше. А  мы с тётей Раей не поладили, наконец-то, через десять лет совместной жизни разобрались: мы  были совершенно чужими, развелись.  Договорились, сына, младшенького Бориса, буду навещать. Вот так. А придёт сюда  тётя Юля, но она нам не компания.  У ней гипертония, с желудком плохо. Беседу только может поддержать. Может, сюда сегодня и  не придёт. Живём на две квартиры. Давай приступать к трапезе, а то огурцы вянут. Начнём со «Столичной». Наливай по полной! – дядя Аркадий пододвинул стаканы к Саше.
   Саша наполнил стаканы.
    – Ну, дядя Аркадий, предлагаю тост. Мы не виделись давно. За встречу!
    – Правильный тост. Пьём до дна!
   Они выпили, Саша закусил солёным огурцом, дядя Аркадий колбасой.
    – Дядя Аркадий, как ты жил эти годы и вообще, расскажи про свою жизнь. Я ведь ничего о тебе не знаю. Только чуть-чуть по рассказам матери.
    – Про мою жизнь хочешь узнать? Так вот, слушай. Про детство не буду рассказывать. Мать, наверное, всё рассказала. Послевоенное детство в деревне, за работу начисляли трудодни, в конце года зарплату выдавали зерном, если год был урожайным, если нет: «на нет и суда нет», наличных денег не было, жилось трудно, молодёжи и здоровым мужикам на заработки, никуда невозможно было уехать, не выдавали паспорта. Жили, как  крепостные крестьяне.
  Ребята с радостью уходили в Армию, потому что после неё  в городе можно было остаться. Давали общежитие, выписывали паспорт и –  иди работай,  на стройку или на завод. Рабочие руки нужны были везде. Это было единственное спасение. Шло время, мне исполнилось 19 лет. Меня взяли в Армию. Отслужил четыре года в артиллерии. Всякое было: и трудности, и невзгоды. Но всё когда-нибудь кончается,  и служба кончилась. Теперь куда? В деревню, на трудодни или остаться в городе: на завод или на стройку? Самое трудное в жизни –  сделать выбор. Сделаешь правильный выбор – твоя жизнь пойдёт как по маслу. Сделаешь неправильный – вся жизнь пойдёт наперекосяк. Даже, казалось бы, в простейших ситуациях ты будешь допускать ошибки, принимать неправильные решения. В данном случае единственно правильный выбор: остаться в городе. Домой ни в коем случае возвращаться не надо
   Я остался в городе. Теперь, куда идти работать? На стройке и на заводе в горячем цехе общежитие дают сразу. В горячем цехе работа тяжёлая и вредная, но зарплата побольше. Я выбрал горячий цех. Высылал деньги домой. Сёстры невесты, надо было их одевать. Да  по хозяйству надо было много тратиться. Трудно жилось.   
    Потом сёстры повыходили замуж. Зятья оказались толковыми парнями. Я на завод их к себе в город перетащил. К тому времени вышел закон, что все граждане обязаны иметь паспорта.     Денег поднакопили. Дом в деревне продали, купили частный дом в городе на окраине по сходной цене. Все стали работать на заводе. Встали сёстры в  очередь на получение квартиры. Постепенно получили. Я раньше  жил в общежитии. Ни о чём не думал. Когда купили дом, стал жить дома.
 Стал задумываться; пора остепениться. Начал приглядываться к девушкам. Понравилась мне яркая  блондинка. Я знал, что она разведена и у ней ребёнок. Мало ли что бывает в жизни. Не сложилась у неё жизнь по первому разу. Запала эта Валя  мне в душу и всё. Стали встречаться. Познакомил её с мамой и сёстрами. Она им тоже понравилась. Я же в семье был младший, и сёстры меня всегда опекали. Им казалось, что я нуждаюсь в присмотре, и посчитали, что Валя с её жизненным опытом как раз та женщина, в руки которой можно передать брата. И мы поженились, стали жить в нашем доме. Её девочка стала звать меня папой. Прожили мы почти два года, и  я  стал замечать, что она иногда после работы приходит домой не вовремя.
 Тогда же один мой приятель мне  сказал, что видел её с другим мужчиной и адрес назвал. Верить, не верить? Никогда в жизни до сих пор с подлостью не приходилось встречаться. Но на всякий случай проследил и убедился. Собрал её вещи и выставил  из дома. Она плакала, умоляла, просила прощения, клялась, но я был непреклонен. «Единожды солгавши – кто тебе поверит?». Нас развели.
    После этой неудачи я начал обращать внимание только на молодых девушек. И углядел одну из соседней улицы. Семейство было не из приятных. Никто из соседей их не любил. Отец пил и жена ему иногда составляла компанию. Если что не так, он  скандалил, всех, и правых, и виноватых избивал. Когда их отец умер, скандалы в семье не исчезли. Мать и пятеро её детей выясняли отношения только через скандалы и мордобой. Гале такая жизнь не нравилась, и она мечтала вырваться из этого дома. Я её сначала жалел, потом влюбился. Думал, после такой кошмарной жизни будет ценить нормальную жизнь в любящей семье.
   Да, Галя и сама так говорила, меня  торопила. Моя мать и сёстры меня отговаривали, что она не работает, к работе не приучена, а это для женщины – самая плохая характеристика, но я был упрям, как осёл, и мы тайно расписались. Мать с сёстрами поругали меня, но потом смирились. Теперь жалею, но время  упущено. А её  мать, оказывается, учила свою дочь другому: « Аркадий парень хозяйственный, всё умеет делать, и дом имеет, пропишись у них и роди ребёнка, и никто тебя не сможет выгнать». Всё так и получилось. Родился сын Вадим, я был счастлив. С сына пылинки сдувал, жену на руках носил.  Все домашние дела делали мы: я и моя мать. Она ещё за внуком присматривала, А Галя валялась в постели до обеда, а потом, до вечера судачила с соседками. На все замечания огрызалась. Стала обрюзглой, неряшливой, лживой на каждом шагу. Такое поведение не нравилось никому, маме, мне, сёстрам. Пошли скандалы, а Гале не привыкать. Скандалы – её стихия. Закономерный исход – развод. Был процесс  склочный , скандальный. В итоге раздел дома на две части. Мы с мамой и Галя с сыном. Галя свою часть дома отгородила забором, запретила видеться с сыном. Общался только через щель в заборе, потом и это прекратилось. Она завела себе любовников, каждый день их меняла, отсюда ругань, мат, пьянство,  скандалы. Понимаешь, Саша, сердце кровью обливалось, видя всё это. Я же сам, сам! разрушил налаженную жизнь, связавшись с девушкой из плохой семьи. И я, чтобы не бередить душу, временно жил у вас, помнишь?
      – Да, конечно, помню, – Саша улыбнулся, – ты мне каждый день мороженое приносил, потом мама запретила, сказала: «ты мне ребёнка испортишь». – Как можно испортить человека мороженым? Мне это до сих пор непонятно. Но такой случай был.
     – Давай-ка ещё по стаканчику. А то, что-то у меня в горле пересохло, и тост могу предложить.  –  Чтобы никогда не пересыхало во рту!  Правда, хороший тост? – Дядя Аркадий нарезал ещё колбасы и сыра.
Саша согласился и разлил ещё раз по полной. Дядя и племянник чокнулись и выпили. На сей раз закусили более  основательно.
     – Рассказываю дальше. Однажды я ехал в автобусе и познакомился с девушкой студенткой Олей. Она была сирота, воспитывалась и жила у тёти. Она, бывшая учительница,  работала билетёршей в кинотеатре. Тётка много читала, много курила, знала всё о фильмах , об артистках  и артистах, но была очень неряшливой в быту, квартиру не убирала месяцами. Тем не менее, мы с Олей поженились, и  я переехал жить к ним. В глазах тёти я был кем-то,  пролетарием,  неучем, человеком второго сорта. В грязи я жить не мог и стал наводить  чистоту и порядок, требовать от них того же. Тёте этого не хотелось, и не понравилось, но в жизнь племянницы она не вмешивалась. Мы же с тётей невзлюбили друг друга. Материально мы жили трудно. Маленькая зарплата тёти, стипендия Оли и моя  зарплата после вычета алиментов, позволяли нам не жить, а сносно существовать. Упрёки сыпались на меня: «мужик, не можешь содержать семью».
  Жизнь шла своим чередом, Оля забеременела. Придумали имя будущему ребёнку. Сёстры приготовили всё, что нужно в таких случаях, родилась дочь Ира. О чём думали,  говорили и решали тётя и племянница, перед выпиской из роддома – мне неизвестно.
Но, когда я пришёл с букетом цветов в роддом, чтобы забрать жену и ребёнка, их там не оказалось, а мне передали записку, где было сказано, что пока я не смогу содержать семью, не видать мне ни жены, ни дочери. Это был удар ниже пояса. Мне стало до того обидно, что я пошёл не к жене и дочери, а прямо в суд. Развестись и точка! Сейчас уже не помню подробностей, но сразу, кажется, не разводили. Меня уговаривали сёстры, жена, но, как сказал выше, я же был упрям, как осёл, ни в какую. Развели. Потом я долго не женился.
     Друзья познакомили с Раей – с солидной женщиной из хорошей семьи потомственных инженеров. Они жили в центре города в большой квартире. Там жили ещё мать и сестра с мужем и с сыном. У Раи никогда не было мужа, но был шестилетний сын. Ему об отце разное говорили, и он так хотел отца! Когда я познакомился с их семьёй, мне показалось, что я на них произвёл хорошее впечатление. Потом мои сёстры с ними познакомились и все были довольны. Мы поженились, и я стал жить у жены, благо, квартира многокомнатная, позволяла. Родился сын Борис. Я был счастлив. Теперь-то, у меня настоящая семья. Но, всё-таки, в одной квартире, под одной крышей жили две семьи. Какими бы культурными и терпеливыми ни были люди, живущие под одной крышей, но всё равно рано или поздно возникают конфликты. Пресловутый «квартирный вопрос». Поэтому нам пришлось разъехаться. Я  платил алименты двоим детям, поэтому, чтобы жить в достатке, работал на двух работах. Но морально отношения ухудшались. Я стал замечать у Раи жадность, чёрствость, эгоизм. Произошёл раскол семьи: Рая со старшим сыном,  и я с младшим.
   Потом я заболел. У меня обнаружили опухоль головного мозга. Мне долго пришлось находиться в больнице. За меня хлопотали мои сёстры. По подсказке лечащих врачей, нашли и договорились с опытным хирургом, медсестрами, когда надо, сами дежурили. А Рая устранилась и никакого участия в моём лечении не принимала. Я вернулся домой. Но что-то во мне изменилось. И отношение ко мне тоже. Всем я стал чужим: жене,  детям, и, даже младшему сыну. В такой обстановке я прожил три года, малость окреп после болезни, поступил на работу. Там познакомился с Юлей. Она была разведена. Её сын с семьёй жил отдельно. Она была ко мне очень внимательна, доброжелательна. Однажды пригласила к себе, так я там  и остался. С её сыном дружим. Но мои сёстры опять почему-то не дружат с Юлей, почему-то её не воспринимают. Из-за этого и у нас с Юлей нелады. Опять разводиться? Ну, нет! Больше нет времени начать сначала. Разберёмся. «Милые бранятся – только тешатся!»
   Иногда задумываюсь, почему у меня, при всём моём желании жить в семье, иметь любящих и заботливых жену и детей, ничего этого нет? Как несправедливо устроена жизнь! Вот, Сашка-племяшка, вкратце о моей жизни. А как ты живёшь вдалеке от нас? – дядя Аркадий глубоко вздохнул. – Наливай очередную порцию, чтобы я тебя внимательно слушал!
    Саша наполнил стаканы. Чокнулись. Выпили за здоровье друг друга.
2
    – Теперь слушай меня, дядя Аркадий! – Ты говоришь, что несправедливо устроена жизнь.  Говорить так – большой грех. Жизнь устроена мудро. Твоя жизнь – типичный  случай  для  России, а может и не только для России. У нас только  в одной семье из тысячи супруги воркуют, как голуби. Вряд ли в России кому-нибудь удавалось повторить судьбу Петра и Февронии ( легенда гласит, что они прожили в любви и согласии долго и счастливо и  умерли в один день). Если удавалось, честь им и хвала! Разберём тебя по косточкам.
    Вот твой первый брак с Валей. Неудачный. Правильно, что разошлись.  Вы – чужие.
    Второй брак с Галей тоже неудачный, было видно невооружённым взглядом, твоя мать и  сёстры были правы. Сейчас много говорят о наследственности, о генах. «Пьяницы рождают пьяниц», говорил древнегреческий мудрец Плутарх. Дети наследуют привычки родителей: «Яблоко от яблони недалеко падает» и вряд ли слепая любовь способна перевоспитать человека. Рано или поздно наследственность сказалась бы.  Психология учит,  если в человеке не заложено стремление  к чувству прекрасного,  к самосовершенствованию, его нельзя перевоспитать. На Руси в таких случаях говорят: «черного кобеля не отмоешь добела», а на Востоке это звучит так: « мой эфиопа трижды и семижды, но эфиопа тем не обелишь ты». Так что, со второй женой ты, на мой взгляд, развелся правильно, но не надо было оставлять Вадима без внимания. Бабушка жила рядом, у тебя всегда был повод ходить туда  и, заодно,  общаться с Вадимом. Был маленький – носил на руках, но этого мало.
    С Олей  ты мог быть вполне счастлив, если нашел бы общий язык, в первую очередь, со своей женой, а потом  с ее тётей. Для этого надо было только показать, что ты любишь не только чистоту, но и читать. Потому что  читатели признают только тех, кто читает больше них. А любое чтение это и есть тяга к прекрасному  и самосовершенствованию. Они, жена и тётя, обе грамотные, тебе простили бы временные материальные трудности. Здесь мы видим разность в образовательном уровне и твоё упрямство. Знаешь пословицу: «На упрямых воду возят»? И с дочерью своей Ирой ты мог встречаться и общаться.
     С Раей у тебя общих духовных интересов  не было, и быть не могло,  разные воспитание и образование, вы с самого начала были чужими, и будущее такой семьи можно было предвидеть. А все разговоры о скаредности, черствости, эгоизме, не что иное, как ''за деревьями не видеть леса'', то есть, не видеть главное. Есть такая народная мудрость: «Запрягай дровни и езжай за ровней». Вот неравенство, как говорят в народе: «Он (она),  ей (ему) неровня»,  не всегда это видно, но в некоторых случаях мы видим. Когда это неравенство видно невооруженным глазом, вот тут-то надо остановиться.  Неравные браки –  всегда непрочны.
         Теперь посмотрим на  вашу семейную жизнь с Юлей. Если с самого начала были хорошие отношения, и Юля окружила тебя заботой и вниманием, надо дорожить этим. Неужели предыдущие браки ничему тебя не научили?  Если Юля не поладила с твоими  сёстрами, в данной ситуации  ты должен вести себя как  муж и настоящий друг Юли, быть на ее стороне. Разобраться, в чём дело. Может, дело выеденного яйца не стоит, а вы отравляете друг другу жизнь. У сестёр своя жизнь, у вас с Юлей – своя. Если произошел разлад в семье, теперь надо найти путь к примирению. Не стесняться и к психологам обращаться. Зачем же омрачать оставшуюся жизнь, пребывая под одной крышей, как чужие. Вспомнить все хорошее; как начинали совместную жизнь. Просить друг у друга прощение, это касается всех, и сестёр, и тебя, и Юли.
Психологи  говорят, что гармоничная семья возможна только при взаимоуважении и полном взаимопонимании между супругами и при совместимости: а)физической; б) эмоциональной; в) интеллектуальной. Это  сейчас все такие грамотные и все равно  ошибаются. Во времена  вашей молодости  женились, как Бог на душу положит. Кому-то везло сразу, кому-то нет. А везло как раз тем, для кого родители  были примером, их мнение для детей было законом,  и их воспитали так, чтобы они видели  в другом человеке личность и, что она требует к себе уважения. Их жизненная установка для детей:
 «В жизни добивайтесь всего сами, своим умом, своим трудом. И если вы решили создать семью, это ваше право.  Но в вашу совместную жизнь мы не вмешиваемся, стройте ее сами. Если будет нужна помощь, что в наших силах, окажем». Вот этим везло. – Саша произнёс основную часть своей речи.
      – Уф! Горло пересохло! Давай, дядя Аркадий, разливай, скажу тост.  – Саша был в ударе и хотел высказаться, пока мысли приходили к нему в логичной последовательности.
   Дядя Аркадий разлил водку.
      – Ну, какой у тебя тост? –  он поднял свой стакан, ожидая, что Саша предложит что-то необычное. 
      – Выпьем за молодёжь, которая придёт на смену старшим!  – Саша удовлетворённо вздохнул.
      Они чокнулись и выпили.
     –  Теперь дядя Аркадий, слушай дальше, что я скажу, –  Саша собрался с мыслями и продолжил:
     – Прости меня, дядя Аркадий,  если тебе покажется, что «яйца курицу учат». Древние мудрецы говорили: «Уча, мы сами учимся». Так вот, я хочу, чтобы твой пример был другим наука, для меня, в частности. Задуматься, извлечь уроки. Для тебя это пройденный этап, а мне всё это предстоит.  Тебе, из-за твоего ослиного упрямства, чуть-чуть не везло. Жёны попадались  почему-то плохие. Так ли  ты сам хорош, как мне рассказал?  На  твою жизнь всегда влияли другие люди: приятель,  мать, сестры, друзья. А твоих усилий для сохранения семьи, проявления характера,  я не увидел.
 Детей наплодил, их воспитанием не занимался. Да, алименты платил, но этого мало! Ты же имел право навещать их. Детям нужен отец! Хотя бы изредка с ними встречался,  и то было бы для них утешение. Они знали бы, что у них есть отец и совсем даже не плохой человек, на работе уважаемый, а дома, пусть другими детьми и другой женщиной, но любимый. Знаешь, как им важно было знать это! Особенно в школьные годы! Но ты этого не делал. Самоустранился.
     Возьмём Вадима. Сколько ему, бедняжке пришлось выдержать! Он же совсем маленьким там остался, один на один с непутёвой мамой,  когда ты жил у нас. Как над ним издевались пьяная мама и пьяные дяди. Хорошо, бабушка жила в другой половине дома. Если что, она забирала его к себе, благодаря участковому.
Однажды бабушка показала его синяки участковому, и тот предупредил тётю Галю: если повторится – посажу. После этого перестали издеваться. Бабушка Вадима кормила морковью, огурцами, репкой  прямо с грядки, то есть витаминами. А про блины и пирожки молчу –  само собой разумеется. Алименты мать Вадима пропивала. Часто сына оставляла голодным. Одевали его твои  сёстры. Вадим один ходил в школу  восемь лет. Никто его не провожал и не встречал. Слава богу, школа находилась недалеко. Никто ему не помогал, только я иногда приходил и с ним играл или помогал делать уроки. Хорошо, что парень смышлёный оказался.
 После восьмилетки окончил строительное училище по специальности: монтажник. Здесь работы не было. К тому времени, и я окончил институт. Я потом его взял с собой, там ему и работа нашлась, и место в общежитии. Самостоятельный парень! Все кошмары  для него уже позади. А ты, отец, ни разу не поинтересовался, как растёт и как живёт  твой сын. Непростительно.
     Вот история твоей дочери Иры. Когда они остались втроём, у них сразу головная боль: как дальше жить? Подсчитали: зарплата тёти, стипендия Оли, твои алименты. Не густо! Оле учиться надо? Малышку кормить, одевать надо? Насчёт одежды малышки позаботились опять-таки твои сёстры. В течение трёх лет они обеспечивали Ирочку одеждой. Помогали, чем могли.
  Через два года после окончания института, у тёти Оли заболевает раком лёгких её тётя и через год умирает. Тяжёлый удар для тёти Оли. Ёё тётя отдала все свои силы, чтобы только Оля окончила институт. Но рядом с ней в трудную минуту были опять твои сёстры. Не могли они оставить без помощи семью твоей дочери! Потом тётя Оля вышла замуж. Мама его видела, говорит: «Большой человек», в том смысле, что он  порядочный, обеспеченный, работает в хорошем месте и получает хорошую зарплату. Постепенно у них жизнь наладилась. Ирочка окончила школу, стала студенткой университета. Вот такие дела, дядя Аркадий. Молодёжь подрастает. Скоро придёт вам на смену.
   – Про Ирочку я всё знаю, мне сёстры рассказывали, сам  её ещё не видел, –  сказал дядя Аркадий, –  но у меня  в то время рос Борис.
   – Вадим и Ирочка тоже росли, тоже нуждались во внимании. Что теперь говорить? Вадим, как уже сказал, самостоятельный парень.  Ирочка не пропадёт, она учится хорошо, умная девочка, меня с ней мама познакомила,–  сказал Саша. – Теперь ты меня познакомишь с Борисом, и я буду знать всех моих двоюродных родственников. Только с настоящими друзьями и любящими  родственниками нам легче преодолевать трудности на жизненном пути.
 2010г.