Детство Зевса и юность Европы

Ирина Филева
Несколько лет назад автору случилось поработать сезон экскурсоводом на Крите. Вниманию читателя предлагается фрагмент из записей того лета на тему древней истории. Возможно, все записи когда-нибудь на досуге будут собраны в сборник-путеводитель.

********



Детство Зевса и юность Европы

В те гармоничные времена, когда люди не пробовали покорять природу, а обожествляли ее, древнегреческие покровительницы искусств, бессмертные музы, имели обыкновение водить хороводы на горе Геликон и петь по ночам волшебные песни о небожителях. Случалось, они поддразнивали пастухов:

«Эй, пастухи полевые, несчастные, брюхо сплошное!
Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.
Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем».

Как поведал древнегреческий поэт Гесиод, в ту пору, когда он там, под священной горой Геликон, пас овец (что происходило приблизительно в седьмом веке до нашей эры), музы вдохнули в него дар божественных песен и велели славить священное племя богов, рассказывать людям, как зародилась вселенная, что было и что будет.
 
Поэма Гесиода «Теогония» дошла до наших дней; в ней он действительно рассказал человечеству о происхождении богов, в том числе, о рождении на Крите владыки мира Зевса и бога богатства Плутоса. Вот как все это было - в вольном изложении.

Прежде всего во вселенной существовал Хаос. Из него возникла Земля-Гея и породила горы, леса и моря с населяющими их нимфами. Из того же первобытного Хаоса родился Эрос - среди всех богов прекраснейший, или, по поэтическому определению Гесиода, «сладкоистомный», который у всех богов и людей «душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает». Земля-великанша родила равное себе ширью Звездное Небо, Урана. В брачном союзе с Ураном Гея родила двенадцать первобытных титанов – шестерых дочерей и шестерых сыновей и, кроме того, могучих, но ужасных существ с надменным нравом - троих сторуких пятидесятиглавых великанов и троих одноглазых циклопов, то есть «круглоглазов». Такие потомки с первого взгляда внушали ужас и отвращение даже собственному папаше. Едва кто из них появлялся на свет, Уран незамедлительно отправлял его в Тартар, в глубины вселенной, и злорадствовал, а сердобольная мать Гея скорбела от такого жестокого обращения с детьми. В конце концов, Гея замыслила недоброе. Она показала своему потомству изготовленный ею железный серп и призвала воздать отцу за злодейство. Они все в страхе молчали, и только младший из детей-титанов, хитроумный Кронос, вызвался отомстить. Он ненавидел нечестивого родителя. Гею порадовало послушание ребенка; она посвятила его в свой коварный замысел и спрятала в супружеской спальне. Когда Уран возлег около Геи, пылая любовным желаньем, сын неожиданно протянул из засады левую руку, а правой, схвативши огромный серп, отсек у родителя детородный орган и могучей рукою отбросил назад. Из капель крови Урана, упавших на землю, родились богини мщения Эринии, нимфы Мелии и воинственные Гиганты. Из детородного органа, упавшего в море, и взбившейся вокруг него пены родилась Афродита и явилась миру на острове Кипр.
Кронос воцарился в мире и женился на своей сестре титаниде Рее.
 
Дети Земли назывались титанами. Они становились богами, вкусив пищи богов - нектара и амброзии. Рея родила Кроносу пятерых славных детей, однако Кронос пожирал каждого младенца, едва тот рождался и попадал к родителю на колени, поскольку боялся, что царская власть над богами достанется одному из его потомков. Рею всякий раз брало неизбывное горе. Беременная в шестой раз, Рея взмолилась к родителям, к Гее-Земле и к звездному Небу-Урану, прося совета. Как только ей пришло время родить Зевса, Гея с Ураном отправили ее в Ликтос, плодородную критскую область. Земля-великанша приняла роды и ночью спрятала младенца в недоступной пещере на горе Дикти, чтобы на Крите тайно вскормить и взлелеять будущего владыку мира. А Рея тем временем завернула в пеленки большой камень и подала его Кроносу, и тот, ничего не подозревая, схватил завернутый камень и отправил в желудок. Чтобы супруг случайно не услышал плач младенца, приставленные для охраны куреты заглушали детский крик ударами копий о щиты, тимпанами, экстатическими криками и плясками. Куреты - это демонические стражи из окружения Реи; в более древних верованиях это могли быть хранители очага или духи предков. Вновь народившегося бога вскормила коза Амалфея, которую Зевс потом обессмертил и вознес на небо в виде созвездия Козерога. Зевс рос не по дням, а по часам, и когда пришел срок, перехитрил отца, следуя предписаниям Геи. Он опоил своего родителя волшебным зельем, и тот отрыгнул из утробы старших детей по имени Гестия, Гера, Деметра, Аид и Посейдон, а также камень, проглоченный вместо Зевса. Зевс утащил этот камень в Пифон, святилище в долине под горой Парнас, где давались прорицания, и установил его там как символ своего вечного владычества. Зевс окончательно воцарился на Олимпе, когда победил в титаномахии – войне первобытных титанов под предводительством Кроноса против его детей с Зевсом во главе. Зевса поддержали циклопы и сторукие великаны, порождения Геи, которых он освободил и напитал нектаром с амвросией, отчего их мощь возросла невероятно. Война длилась десять лет. Последние ее события отличались особым драматизмом. Аид в шлеме-невидимке своровал у родителя оружие, Посейдон замахнулся трезубцем, а Зевс метнул молнию. При этом бог Пан так завопил, что обратил титанов в паническое бегство, а сторукие великаны закидали их вслед скалами. Следует заметить, что в обычной жизни пастуший бог Пан, любитель игры на свирели на лоне природы, вовсе не страшен, а, скорее, забавен. Его часто сопровождают силены и похотливые козлоногие сатиры, вечно гоняющиеся за лесными девами-дриадами.

К слову сказать, вся старославянская «нечисть», вроде чуров, домовых, лесовичков, чертенят - все они родичи куретов, нимф и сатиров древней Греции. Таким образом, старое поколение богов было низвергнуто с Орфийской горы в Тартар и заковано в оковы, а победители с Олимпа поделили сферы влияния и дали миру новые ценности и воззрения.

Древние мифы – это слежавшиеся в веках пласты информации. В закодированном символическом виде оккультный пласт содержал тайны, в которые были посвящены только жрецы и мисты. В образно-поэтической форме, в виде серии мифов о происхождении вселенной, потомкам передавалась мифологическая космогония, или древнейшие естественнонаучные представления. Социальный пласт давал представление о нравственных нормах и о психологии. Современные психотерапевты и литераторы с небольшими вариациями по сей день используют классические сюжеты – похоже, человеческая натура не особенно изменилась за тысячелетия. Бытовой пласт живописует нравы и патриархальную семейную жизнь небожителей; при этом юмор и художественная одаренность древних поистине восхитительны. Дошедшие до нашего времени мифы складывались постепенно из религиозных и эпических преданий различных народов – этеокритян, пеласгов, ахейцев, дорийцев... В течение долгого времени образы богов обогащались, впитывая поверья, легенды и мифы всех уголков Средиземноморья. Лишь в мифах, систематизированных Гесиодом и Гомером, разноплеменное собрание богов приняло очертания единой семьи. Поэтому родственные связи богов, мягко говоря, весьма причудливы, кроме того, сохранились версии мифов, подчас противоречащие одна другой.

В мифах отразилась борьба древнейших матриархальных культов, как, например, минойского культа верховного женского божества, и более поздних патриархальных культов, или вековечная борьба полов. Так, у Зевса была возлюбленная океанида Метида, дочь старика Океана, или Премудрость. Она вмещала в себя всю мудрость вселенной. Однако Гея-Земля и Небо-Уран открыли Зевсу, что Метиде предназначено было родить сначала дочь Афину, равную силой и мудростью отцу-громовержцу, а потом мощного сына, который лишит Зевса царской власти. Во избежание проблем с сыном и дабы самому познать, что есть зло и что есть благо, по наущению Геи Зевс проглотил Метиду, пока она была беременна Афиной. Через девять месяцев у него страшно разболелась голова – как оказалось, от родовых мук: он сам родил из своей головы воинственную синеокую богиню мудрости Афину. Не случайно деву Афину, не познавшую материнской ласки, никогда не интересовало супружество и материнство. Ревнивая супруга Зевса Гера страшно разгневалась по поводу самостоятельного рождения Зевсом Афины, рассорилась с супругом и, как утверждает Гесиод, «не познавши любовных объятий», родила непревзойденного искусника Гефеста, бога кузнечного ремесла.
 
В родословных богов с одинаковым успехом могли присутствовать как бессмертные, так и смертные персонажи. Не только олимпийские боги пускались в любовные похождения с земными женщинами, но и богини, случалось, разделяли ложе со смертными мужчинами и рождали на свет богоравных детей. Как было открыто музами поэту Гесиоду, богиня земледелия и плодородия Деметра сочеталась в страстной любви со смертным мужчиной, героем Иасионом, «в критской богатой округе» на трижды вспаханном поле. В результате Деметра родила на Крите Плутоса, бога богатства. Древние греки изображали Плутоса то несмышленым дитем на руках у воспитательницы, богини мира Ирины, то, как в комедии Аристофана, выжившим из ума слепым стариком – в знак того, что Плутос часто наделяет богатством, кого придется, и не всегда по заслугам. Говорят, этот благостный бог бродит по всем землям и морям, и кому он случаем встретится, тому выпадает богатство и благополучие.

Периодически Зевс любил отдохнуть на родине от забот о мировом порядке и от жизни на Олимпе. Однажды он прибыл на Крит в сопровождении прелестной, как богиня, девушки. Один из мифов повествует о похищении царевны Европы из древнего финикийского города Сидон (дочери царя Агенора и нимфы Телефассы). Как-то очаровательная Европа в сопровождении девушек-подружек отправилась на пикник на берегу моря. Зевс умилился картиной невинных девических забав и предстал перед ними в образе быка с золотой шерстью, рогами в виде полумесяца и серебряной звездой во лбу. Бык вел себя в высшей степени благопристойно и смиренно, ластился к Европе и склонил перед нею свои колена, как бы приглашая покататься. И как только девушка беспечно присела к нему на спину, бык с драгоценной ношей ринулся прочь. Перепуганной Европе не оставалось ничего другого, как только изо всех сил ухватить быка за рога.  Бык-похититель умыкнул царевну на Крит и вступил с нею в супружеский союз. От этого союза Европа родила сыновей Радаманта, Сарпедона и Миноса.
 
Поскольку Зевс был уже женат, Европа после всего вышла замуж за местного царя Астерия, который усыновил ее детей и получил Критское царство в придачу. На прощание Зевс подарил Европе медного исполина Талоса, которого смастерил Гефест.  Ежедневно Талос, охраняя покой царства, трижды обходил остров с дозором и, чуть завидев вражеские корабли, метал в них огромные скалы. В корпусе Талоса была единственная артерия от горла до пяток, где она была заткнута медным гвоздем. В артерии текла некая божественная влага, дававшая великану жизнь. Впоследствии волшебница Медея с помощью чар усыпила Талоса и убила его, вынув этот гвоздъ, чтобы дать возможность аргонавтам благополучно миновать Крит. Историки склонны считать, что в этом мифе в художественных образах отразилось соперничество древних критян и греков на морях.

Далее следует сюжет про белого бычка, или рождение Минотавра. Бог Посейдон подарил своему любимому младшему племяннику Миносу замечательного белого быка, с единственным черным пятнышком на лбу, которого тот должен был принести в жертву владыке морей, когда воцарится на Крите. Но Минос, сделавшись царем, вздумал схитрить и принес в жертву Посейдону другого быка. Минос был женат на финикийской царевне Пасифае (дочери Гелиоса и Персиды, по одной из версий); в этом браке родилось четыре сына и четыре дочери. Посейдон в отместку за бессовестный подлог подговорил Афродиту внушить Пасифае безумную страстъ к чудесному быку. В ту пору случилосъ так, что искусный мастер Дедал вынужден был бежать из Афин в результате неприятной истории со своим племянником и учеником Талом, которого на прогулке столкнул со скалы, якобы из ревности, как бы тот не превзошел своего учителя в мастерстве. Минос приютил у себя легендарного изобретателя Дедала и поручил ему строительство своего дворца. Изобретательный умелец Дедал помог Пасифае совершить супружескую измену. Он придумал и смастерил деревянную корову, полую внутри, обтянутую коровьей шкурой, чтобы Пасифая, забравшись в нее, могла удовлетворить свою противоестественную страсть к быку Посейдона (по некоторым версиям, Посейдон сам принял образ быка). От этой связи родился Минотавр, редкостное чудовище с головой быка и телом человека.

Минотавра пришлось поселить в запутанном лабиринте, построенном по проекту Дедала, во дворце Миноса, из которого никто не мог найти выхода. Периодически Минотавру скармливали преступников. Потом случилось так, что в Афинах сын Миноса и Пасифаи Андрогей был убит не то по несчастной случайности, не то из зависти, после того, как одержал победу в спортивных состязаниях. Разгневанный Минос, якобы, обязал афинян в качестве возмездия посылать раз в девять лет семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру. Конец людоедскому беспределу положил знаменитый древнегреческий герой Тесей. При очередной выплате дани Тесей вызвался заменить собой одного из обреченных юношей. Тесей обещал своему отцу, царю Эгею, сменить на корабле черный траурный парус на белый, если будет возвращаться в Афины с победой. На Крите во время пира заезжий красавец-герой пленил сердце Ариадны, дочери Миноса и Пасифаи. Перед тем, как Тесей вошел в Лабиринт, огромный и запутанный дворец Миноса, Ариадна вручила ему клубок ниток и закрепила конец нити у выхода из Лабиринта. Тесею удалось умертвить чудовище в жестоком поединке и благополучно выпутаться из Лабиринта, следуя за размотанной нитью Ариадны. Влюбленная девушка бежала с Тесеем из родного дома. Однако счастье молодой пары длилось недолго. По пути афиняне сделали остановку на острове Наксос, и Тесей там Ариадну бросил. Она проснулась поутру в полном одиночестве. Обессилев от слез и горестных метаний по острову, несчастная уснула. Бог виноделия Дионис увидел ее измученной, заплаканной, не накрашенной, в изодранных одеждах и... влюбился не на шутку, так что женился на ней. Это уже много позже в оправдание своего любимого героя греки рассказывали, что Тесей отказался от Ариадны, так как во сне ему было откровение, что у нее другой суженый, божественного происхождения. Следует заметить, легкомыслие Тесея в судьбе Ариадны обернулось благом – Зевс также даровал ей бессмертие и вечную юность после того, как она вышла замуж за Диониса – не жизнь, а сплошная вакханалия! Так зятем Миноса стал сам бог виноделия Дионис. Генеалогические ветви древнегреческого пантеона богов переплетены меж собой самым затейливым образом. Дионис также был сыном Зевса - от смертной женщины (дочери Кадма и Гармонии, Кадм – брат Европы) по имени Семела, которую Зевс тоже приобщил к лику бессмертных.

А возвращение Тесея домой ознаменовалось несчастьем. При подходе к берегам Аттики он на радостях забыл сменить черный траурный парус на белый, означающий возвращение с победой, как обещал своему отцу. Царь Эгей ежедневно поднимался на утес и смотрел вдаль на море. Увидев корабль под черным парусом, старый царь решил, что сын его погиб, и в порыве безутешной скорби бросился со скалы в море. С тех море стали называть Эгейским.

В связи с этим циклом можно упомянуть миф о Дедале и Икаре. Когда Минос узнал о роли Дедала в рождении Минотавра, то заточил злополучного мастера вместе с сыном Икаром в башне. Дедал задумал бежать с острова, для чего сделал себе и сыну крылья на манер птичьих из перьев, скрепленных воском. Он предупредил сына, чтобы тот не летел слишком низко над морем - иначе перья могут отсыреть, и чтобы не поднимался высоко – воск на крыльях может растаять от солнечного жара. Замысел удался, отец с сыном взмыли в воздух и улетели с Крита, но Икар в восторге от полета увлекся и воспарил к самому солнцу, так что воск на крыльях растаял, юноша рухнул в море и погиб в волнах. Дедал сумел приземлиться на Сицилии, где нашел приют у тамошнего царя Кокала и провел остаток жизни. В мифах есть версия, по которой и Минос там же обрел свою кончину. Он отправился на Сицилию требовать выдачи Дедала и был там предательски убит дочерьми Кокала в горячей бане. Гробница Миноса на Сицилии стала святилищем. В его честь назван город Миноя – возможно, некогда это была критская колония.

Сами древние греки относились к мифу о Минотавре скептически. Они всячески пытались рационально истолковать его. Кроме всего, процветание Крита под справедливым и праведным правлением Миноса вошло в легенды, и, как писал Гомер в «Илиаде», после смерти Минос вместе со своим братом Радамантом и героем Аяксом стал божественным судьей душ умерших в Аиде. Минос считался автором кодекса законов, которые впоследствии легли в основу законодательства Спарты. Было бы странно с его стороны поощрять людоедство. Аристотель, на авторитет которого ссылался и великий историк древности Плутарх, склонялся к более правдоподобной версии, согласно которой, будучи в некоторой зависимости от могучего морского царства, Афины были вынуждены отдавать туда на службу детей из лучших семейств. Вполне вероятно, молодых людей на богатом гостеприимном Крите ожидала далеко не худшая доля и возможность проявить себя. Даже всего скорее, жилось им в великолепных дворцах интереснее, чем в древнегреческом захолустье. Вот только средства сообщения были неважными, и к безутешным родителям дети уже не возвращались; для родных были потерянны навсегда, как если бы действительно не могли выбраться из Лабиринта, и вдали от дома их пожрал Минотавр.

Нелишне вспомнить, что критские легендарные царицы Европа и Пасифая были родом из Финикии. Главное божество финикийцев, символ солнца и покровитель плодородия Ваал, изображался в виде быка или человека с головой быка. Эти финикийские изображения, очевидно,  попадали в разные критские колонии по берегам Средиземного моря, в том числе, в греческие земли; так могли родиться мифы о критском Минотавре. В Ветхом Завете упоминается о человеческих жертвоприношениях Ваалу. Вместе с тем, поклонение изображениям быков было культовой формой, распространенной у лревних семитских народов, причем бык, вероятно, воспринимался не столько как собственно божество, сколько как символ могущества божества. Так, пока на горе Синай Бог передавал Моисею свои повеления и две скрижали с заповедями, брат Моисея, Аарон, поддавшись на уговоры израильтян, изготовил для них идола в виде золотого тельца. Впоследствии Божья кара за грех идолослужения пала на весь народ Израиля. Кроме того, и в Египте существовали различные формы почитания быка, особенно культ быка Аписа, с которым могли познакомиться израильтяне, что повлияло на их представления о божестве и привело к изготовлению золотого тельца. Даже библейского царя Соломона финикийские жены совратили к поклонению тельцу, божеству сидонскому.

Известно, что почитание Ваала было связано с культовой проституцией. Наряду с храмовыми проститутками ритуальным служением божеству плодородия в храмах занимались и другие женщины. То есть, считалось, что они вступали в мистический половой контакт с божеством, которое могло явиться в храм под видом мужчин, часто под видом моряков-чужестранцев. От божества вполне могли родиться и дети. На службе у божества состояли также занимавшиеся проституцией мужчины. Миф о похищении Европы Зевсом мог бы выглядеть вполне реалистично, если допустить, что сидонская царевна была жрицей Ваала, а Зевс – мореходом с Крита. У нас слишком мало информации, чтобы говорить о том, как выглядел культ быка на Крите, однако в мифах о похищении Европы Зевсом под видом быка и о страсти Пасифаи к быку Посейдона явно угадываются отзвуки древних финикийских культов плодородия. 

Близ современного Ираклиона на Крите находится заметный издалека холм Юктас. Очертаниями он напоминает голову с профилем, и на него с античных времен указывали как на могилу Зевса. В ответ на недоумение чужестранцев - мол, Зевс считался бессмертным богом – местные жители отвечали, что тот, кто мог родиться, должен когда-нибудь умереть. Очевидно, в минойские времена холм с могилой был местом оплакивания умирающего и воскресающего бога солнца и плодородия, супруга верховного женского божества, или Великой Матери. Его смерть вызывала ее скорбь, и от печали Великой Матери замирала вся природа. В античные времена, когда Критом окончательно овладели греки, он превратился в Зевса Лабрандея, то есть почитаемого с Лабрисом.

Лабрис - обоюдоострый топор, изображение которого часто встречается в обнаруженных на Крите археологами древностях. Считается древнейшим наглядным изображением диалектического закона единства и борьбы противоположностей, или мужского и женского начал.

********



Величайшее археологическое открытие ХХ века


Археологические исследования и радиоуглеродный анализ некоторых находок подтверждают, что неолитические поселения на Крите существовали за 7 тысяч лет до н.э. Скудные свидетельства указывают, что в эпоху неолита люди на Крите селились в пещерах, однако имели и постоянные глиняные жилища, существовали за счет земледелия и животноводства; им было знакомо захоронение усопших, использование орудий из камня, кости и обсидиана с острова Мелос, а также глиняной утвари. Древнейшие жители острова держали крупный рогатый скот, овец, коз, свиней и собак, культивировали злаковые и бобовые. На месте ранних поселений обнаружены также кости оленей, барсуков и мышей – немногих видов, уцелевших от дикой доисторической фауны. Такие представители местной фауны, как карликовые бегемоты, карликовые слоны, гигантские грызуны и насекомоядные исчезли задолго до возникновения неолитических поселений.  В эпоху позднего неолита на острове появились ослы и кролики. Лошади, лани и ежи известны только с эпохи бронзы. До этого момента критская культура не выделялась сколько-нибудь заметно на общем фоне древнейших культур Эгейского мира.

Переход от каменного века к эпохе бронзы был отмечен возникновением уникальной цивилизации. Человечество умудрилось надолго забыть об удивительном древнем мире, который был заново открыт для мировой исторической науки лишь в начале ХХ века.

В 1893 году на Крит впервые попал щуплый, ужасно близорукий англичанин, который всегда ходил с тросточкой, чтобы чувствовать себя увереннее. Артур Эванс (1851 – 1941) – так звали славного уроженца графства Хертфордшир - унаследовал интерес к древней истории от отца, промышленника и археолога-любителя. Он получил образование в Оксфордском и Геттингенском университетах; одно время служил куратором музея в Оксфорде и сам много занимался историческими изысканиями. В молодости успел поработать корреспондентом на Балканах от газеты Manchester Guardian; поддерживал славян в борьбе против Австро-венгерской империи. Когда австрийцы его депортировали, он отправился в путешествие по Греции, побывал на раскопках немецкого археолога-любителя Генриха Шлиманна (1822 – 1890), который обнаружил Трою и доказал, что в основе поэмы Гомера «Илиада» лежат реальные исторические события, отразившиеся в легендах и мифах о героях троянского цикла.

Шлиманн полагал, что феномен античной Эллады возник не на пустом месте – в основе лежала более древняя цивилизация. Его заинтересовал Крит и серия мифов, связанных с островом. Согласно Гомеру, Идоменей, внук легендарного Миноса, сын Девкалиона, участвовал в Троянской войне на стороне ахейцев. Он упоминается в знаменитом перечислении кораблей, народов и вождей, которые пришли на войну на стороне ахейцев (песнь II, строки 645 – 652):

Критян же Идоменей предводил, знаменитый копейщик;
В Кноссе живущих мужей, в укрепленной стенами Гортине,
Ликт населявших, Милет и град белокаменный Ликаст,
Ритий обширный и Фест, многолюдные, славные грады,
И других, населяющих Крита стоградного земли,
Был воеводою Идоменей, знаменитый копейщик,
И Мерион, Эниалию равный, губителю смертных;
Осьмдесят черных судов принеслося под критской дружиной .

Идоменей был одним из видных вождей в стане ахейцев; не раз отличился в сражениях под стенами Трои. Когда Елена взошла на башню Трои, чтобы наблюдать оттуда за поединком Париса и Менелая, Приам ее расспрашивает, а она ему указывает и называет вождей из ахейского стана (песнь III, строки 230 – 233):

Там, среди критских дружин, возвышается, богу подобный
Идоменей, и при нем предводители критян толпятся.
Часто героя сего Менелай угощал дружелюбно
В нашем доме, когда приходил он из славного Крита.
 
Кносский холм близ Ираклиона в долине пересохшей реки привлекал внимание многих любителей древностей своими уступами, под которыми угадывались террасы со следами стен. Окрестные жители издавна находили там необычные черепки и камушки. Местные женщины носили в качестве амулетов подобные загадочные камни с древними пиктограммами и крайне неохотно соглашались их продавать. Считалось, что эти амулеты, «галопетры», что в переводе с греческого означает «молочные камни», способствовали образованию материнского молока у рожениц и приносили благополучие. Коммерсант по имени Минос Калокеринос из Ираклиона еще в 1878 году начал на холме любительские археологические раскопки. Работы он вел полулегально, поскольку земля на холме находилась в частной собственности. Калокеринос успел раскопать часть холма с западной стороны, где, как потом выяснилось, располагались кладовые, и подарить по одному из найденных пифосов в музеи Рима, Лондона, Парижа и Афин, наследнику греческого престола Константину; три попали в собрание Общества содействия образованию в Ираклионе. Данное собрание явилось основой Критского археологического музея.

Через несколько лет после открытий Калокериноса именно к этому холму проявил интерес Генрих Шлиманн, мечтавший еще об одном великом открытии под конец жизни. Он был убежден, что, наняв сотню рабочих, раскопает доисторическую постройку за неделю или около того. Шлиманна не устраивала цена вопроса – требовалось из собственного кармана выкупить землю, заплатить землекопам за работу, а любые находки, вплоть до последнего черепка, передать в музей Ираклиона. И все же он надумал приобрести имение и предпринял к тому реальные шаги, однако турок-владелец бесстыдно загнул цену, да еще попытался обмануть при межевании участка. Шлиманн был изрядно раздосадован и отменил сделку. Он и в своей частной жизни отличался умеренностью и бережливостью, доходившей до скупости. Очевидно, над ним довлел призрак бедности, испытанной в далекой юности. Он родился в Германии в небогатой семье; был вынужден рано пойти работать. Когда ему было 19 лет, корабль, на котором он работал стюардом, потерпел крушение у берегов Голландии. После многих мытарств он получил там место счетовода и секретаря в торговой компании - благодаря своим замечательным способностям к иностранным языкам. Когда от компании по бизнесу нужно было кому-то поехать в Санкт-Петербург, молодой Шлиманн заявил, что выучит русский язык за несколько недель по своему методу. Так он попал в Россию, где у него обнаружился еще и талант к бизнесу. Он женился в России; между делом успел выучить еще несколько языков, попутешествовать по миру.

Нажив миллионное состояние на торговле хлопком, чаем и прочим колониальным товаром, возрасте около 44 лет решил окончательно оставить бизнес и всецело посвятить себя археологии. В детстве на него глубокое впечатление произвели поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, он бредил Троей и мечтал найти ее следы. Он сумел реализовать свою детскую мечту. Возможно, на земле древней Эллады Шлиманн обнаружил и личное счастье -  вторым браком он женился на гречанке на 27 лет моложе, которая стала его преданной помощницей. И хотя, будучи любителем, Шлиманн уничтожил верхние слои Трои и добрался даже до более раннего слоя, чем тот, который связан с Троянской войной, это сенсационное открытие, а также находки при раскопках Микен и Тиринфа глубоко впечатлили мировую общественность. С тех пор интерес к древностям, каковыми изобилует Средиземноморье, неуклонно рос. Когда Шлиманн в возрасте 69 лет потерял сознание на улице Неаполя, он был одет так бедно, что его приняли за нищего. Пока разобрались, кто это, пока хватились оказать надлежащую медицинскую помощь, было уже поздно. Столь прискорбной оказалась безвременная кончина этого богатого и знаменитого человека.

Артура Эванса привели на Крит, главным образом, камни-печати с таинственными иероглифическими знаками, предположительно, дофиникийскими. Он вознамерился сам заняться раскопками на Крите, чтобы отыскать другие артефакты догреческого периода.  Многие  честолюбивые поклонники археологии неоднократно предпринимали попытки выкупить Кносский холм, но переговоры с владельцем земли неизменно проваливались. Эванс обладал состоянием и врожденной коммерческой хваткой. С истинно англо-саксонским детерминизмом он довел дело до конца и приобрел Кносский холм в собственность. Тотчас приступить к археологически раскопкам не удалось – турецкие власти не дали необходимого разрешения. Однако международная политическая ситуация складывалась для него в высшей степени удачно. Вскоре на острове произошло очередное восстание против турков, поддержанное европейскими державами, и Крит в 1898 году стал независимым государством.
Весной 1900 года с разрешения государства английский ученый  приступил к полномасштабным раскопкам. В скором времени он нашел сотни глиняных табличек с письменами, похожими на вавилонские, ради чего в свое время и предпринял путешествие на Крит. Он выделил на найденных табличках несколько типов критской письменности, которым дал название «иероглифы», «Линейное письмо А» и «Линейное письмо Б». Считая себя специалистом по древним письменам, надеялся самостоятельно дешифровать критское письмо и долго задерживал публикацию критских надписей. Амбиции провалились - прочесть надписи ему так и не удалось. Но что еще более существенно, на Кносском холме Эванс обнаружил остатки неведомого дворцового комплекса площадью в 22 тысячи квадратных метров. Удивительные по колориту стилизованные фрески, великолепные барельефы, утонченная пластика малых форм, изысканная керамика свидетельствовали о том, что миру заново явлен один из величайших центров мирового искусства. Особенно поражал прямо-таки современный уровень бытового комфорта во дворце – с водопроводом, ваннами, ватерклозетами, подземной сточной канализацией... Изумленным взорам археологов открылась цивилизация, которая оказалась не похожей ни на какую другую из древнейших цивилизаций восточного Средиземноморья или прилегающих земель.

Более того, раскопки показали, что здесь, в Кноссе, за много веков до расцвета Эллады процветало древнейшее государство с высокой культурой, не уступавшей культурам Евфрата и Нила. На начало ХХ века об этой цивилизации не было практически никаких сведений, кроме цикла мифов, связанных с Критом, отдельных упоминаний об этих мифах у более поздних  древнегреческих историков, а также строк из «Илиады» Гомера. Связав необычайно сложный в плане дворцовый комплекс с мифологическим Лабиринтом Минотавра и именем Миноса, Эванс назвал всю культуру минойской и разработал ее периодизацию. За три года он раскопал большую часть дворца; к 1931 году - жилища и некрополи  близ Кносса (с перерывом на время войн - балканских и Первой мировой - с 1912 по 1922 годы). Минойская цивилизация стала открытием века в области археологии. Английский ученый положил свою жизнь и состояние на исследование, описание Кносского дворца, опубликовав результаты изысканий в четырех томах монументального труда «Дворец Миноса в Кноссе» (The Palace of Minos at Knossos). За заслуги в области археологии в 1911 он был удостоен почестей, которых мало кто из ученых сподоблялся при жизни, и посвящен в рыцари. Откопанные из-под земли руины дворца, сложенные, в основном, из окрестного известняка, во избежание дальнейшего выветривания были закреплены цементом, представлены в виде романтических развалин с точными копиями древних фресок, средь которых в наши дни толкутся бесчисленные туристы со всего света.

Вслед за Эвансом археологи из Франции, Италии и Америки обнаружили подобного рода строения в разных местах острова. Французы, потерпев неудачу с приобретением земли в Кноссе, обратились к раскопкам в Малии в северо-восточной части острова, итальянцы – в Фестосе на юге, одна из первых женщин-археологов из Америки – в Гурнии.

Тем не менее, это нисколько не умаляет научного подвига рыцаря от археологии сэра Артура. На ту пору, когда были сделаны основные находки, Крит являлся независимым государством – с 1998 по 1913 годы, до официального воссоединения Крита с Грецией. Благодаря этому обстоятельству практически все археологические находки остались на острове, осели в местных музеях, а не разошлись по миру или не были переданы в Национальный музей в Афинах. В этом отношении ситуация с обнаруженными на острове древностями сложилась исключительно благоприятно.

Однако открытие минойской цивилизации не стало разгадкой ее тайн. Исследователям оставалось только выдвигать гипотезы и строить догадки о блестящем развитии и загадочном угасании минойской цивилизации. Никто до сих пор не смог расшифровать так называемое линейное письмо А, по виду напоминающее египетские иероглифы, которым пользовались минойцы. Групповая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить только некоторые морфологические показатели. По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (этеокритян), на Крите проживали также пеласги (возможно, искаженное название филистимлян) - народ, населявший Пелопонесский полуостров до прихода греческих племен – ахейцев и дорийцев, а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония).
 
Правда, письмо более позднего времени (так называемое линейное Б) удалось прочесть соотечественникам славного сэра Артура уже после смерти самого первооткрывателя минойской цивилизации.  В 1953 году английский ученый Майкл Вентрис и бывший военный шифровальщик Джон Чедвик предложили достаточно убедительный вариант прочтения надписей. В настоящее время известно несколько тысяч табличек, написанных письмом Б. Они найдены в развалинах Кносса на Крите, при раскопках городов Пилоса, Микен, в Фивах, Тиринфе, но более всего (свыше 90% всех текстов) обнаружено в архивах Кносса и Пилоса. Письмо Б относилось уже к тому минойско-микенскому периоду, когда после 1400 года Крит подпал под власть греков, и фиксировало, как оказалось, древнегреческий диалект. Надписи очень кратки и представляют, главным образом, документы хозяйственной отчетности. Они содержат сведения о сдаче земли в аренду, о поголовье скота, о распределении продовольствия для работников; нередко это списки обслуживающего персонала, занятого в тех или иных службах дворца, списки ремесленников и материалов при них; списки воинов и матросов, которым надлежит явиться на службу, а также описи имущества. Более древнее письмо А предназначалось не для греческого и, по-видимому, вообще не для индоевропейского языка. Отдельные находки свидетельствуют, что эту письменность уцелевшие в горах этеокритяне использовали и несколько столетий после падения минойской цивилизации.

********

(Продолжение, возможно, следует)