Двойники

Жанна Жарова
Все мы знаем, что в природе существуют двойники. Нет, я имею в виду не близнецов – это-то как раз понятно – гены… Но ведь достаточно часто бывает, что люди, не связанные родственными узами, разделённые пространством, а порой и временем, оказываются необычайно похожими друг на друга. Явление это давно привлекает внимание людей искусства. Пожалуй, самое известное произведение на эту тему – «Принц и нищий» Марка Твена. Известны также повесть Достоевского «Двойник», сборник четырёх новелл «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» Антония Погорельского (автора знаменитой «Чёрной курицы»), наконец, роман «Двойник» американского фантаста Роберта Хайнлайна,  в котором описывается использование этого явления в политике, что, как мы знаем, достаточно часто имело место на практике. А сейчас существует шоу двойников даже на телевидении.

Я в своей жизни тоже несколько раз сталкивалась с этим явлением. Нет, «не подумайте плохого» – у меня самой нет двойника (во всяком случае, если и есть, то я об этом ничего не знаю). Но у моего отца, например, был двойник. Он обнаружил его лет 15-20 тому назад в журнале «Огонёк», где была опубликована репродукция  работы какого-то итальянского художника – портрет партизана (естественно, тоже итальянского). Сходство было настолько велико, что отец вырезал эту репродукцию из журнала, наклеил на картон и повесил у себя в комнате. К сожалению, при этом название картины и имя художника «отрезались», и теперь за давностью лет я не могу выяснить, кто автор полотна и кто был на нём изображён.
Единственное отличие «портрета» (репродукции) от «оригинала» (отца) заключалось в двух родинках на щеке, которые на портрете отсутствовали. Да и то одна из них смутно просматривается, но… с другой стороны носа, – а вторую в таком ракурсе, может быть, просто не видно! Как бы там ни было, отец, не мудрствуя лукаво, пририсовал обе родинки на репродукцию, после чего ни у кого из наших гостей уже не оставалось сомнений, что это портрет отца!
Хочу заметить, что мой отец во время войны тоже был партизаном (!!!).

На снимке слева - иллюстрация из "Огонька", справа - мой отец в молодости.

Был ещё двойник у моей покойной подруги. Это актриса Зила Кларк, сыгравшая главную роль в  телевизионном сериале, вышедшем на экраны в 1983 году – экранизации романа Шарлоты Бронте «Джен Эйр». Интересно, что и некоторыми чертами характера моя подруга походила на героиню романа – верностью своим принципам и идеалам, преданностью близким, самоотверженностью… Хотелось бы знать, было ли в чём-то сходство у актрисы со своей героиней?

А у моей дочери (см. фото) есть даже два двойника! Одного мы с ней увидели в Лондонской национальной галерее во время моего первого визита в Англию в 2005 году. Это работа Огюста Ренуара «Танцовщица с кастаньетами»  –  см.:
Помню, я настолько поразилась сходству, что украдкой даже сфотографировала картину, хотя правилами музея это и запрещается. Но уж очень хотелось иметь такую память… А второй «двойник» – это картина Николая Ярошевского «Курсистка»:
Я пыталась разыскать в Интернете историю создания этих картин. Мне было интересно, кто послужил моделями для художников в том и другом случае. Удалось выяснить, что у «Курсистки» был реальный прототип – действительно курсистка, подруга жены художника - см. http://www.museum.ru/N34178): «Курсистка» является портретом конкретной женщины, слушательницы Высших женских курсов в Петербурге Анны Дитерихс».
И здесь - http://kalugaestates.ru/id107: «Прототипом для создания картины стала слушательница Высших (Бестужевских) женских курсов А.К. Черткова, урожденная Дитерихс. Анна Константиновна была близка семье Ярошенко, дружила с женой художника Марией Павловной».
Более того – оказывается, Анна Константиновна Черткова была… писательницей: см. http://az.lib.ru/c/chertkowa_a_k/. Это меня особенно заинтересовало, потому что и у дочери моей имеются определённые литературные способности. Она с детства писала стихи, и было пару публикаций в местных газетах, а также в альманахе «Південна ліра-98». Если кого-то заинтересуют её стихи, некоторые из них можно прочесть вот здесь:

К сожалению, сейчас она не пишет. Но как знать – может быть, когда-нибудь и вернётся к этой теме…

Кто же послужил моделью Ренуару, да и была ли в этом случае у него натурщица, мне не удалось выяснить.

А искала я эти сведения вот почему: мне кажется, что внешность человека и его внутренний мир, черты характера, темперамент и т.д. как-то связаны. Мы все вольно или невольно, сознательно или подсознательно при первой встрече судим о человеке по его внешности.
Например, у человека, немало пожившего на свете, его жизненный опыт неизбежно сказывается на внешности. Часто черты лица людей, некрасивых смолоду, но проживших богатую интеллектуально и духовно жизнь, к старости облагораживаются.
Существует и такая наука – физиогномика. Правда, это направление не считается «академическим», т.е., возможно, официальная наука её не признаёт. Но ведь в своё время и генетику, и кибернетику тоже не признавали.

Т.е. мне было интересно – похож ли внутренний мир «двойников», и если да, то насколько? Есть ли совпадения судеб, каких-то жизненных обстоятельств? Чем эти совпадения объясняются (если объясняются)? Мне кажется, тут есть над чем подумать…

А ты, мой читатель, знаешь такие случаи? Что ты думаешь по этому поводу? Интересно ли тебе это?