Вновь забрезжил свет во тьме?

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Вновь забрезжил свет во тьме?
(О сегодняшней ситуации и проблеме российских немцев)

Движению российских немцев всегда было присуще понимание того, что их реабилитация жестко вписана в контекст региональных, федеральных и, к сожалению, международных интересов. А значит, и в контекст политики на этих уровнях. Без учета этого невозможно было раньше, невозможно и теперь говорить о нашей проблеме, предлагать пути ее решения, а остается только выражать бесплодные протесты и рефлектировать в рамках младенческой двигательной реакции.
Учитывать надо и то, что российские немцы в своем бесправно-дискриминированном положении за все последние 70 лет никогда не были самодостаточны для решения своего вопроса. Поэтому нужны еще и движущие силы извне. Если их не удастся привлечь, то остается только покинуть «поле боя» через ассимиляцию и выезд. Но и ассимиляция, и выезд лишают нас как народ будущего. Отсюда для тех, кому это будущее небезразлично, учет реалий обязателен: есть данность, созданная не нами, но железно диктующая нам «правила поведения».
Верность этого вывода подтверждают результаты деятельности двух направлений в нашем движении хотя бы в начале 1990-х, когда мы, именно благодаря нашей трезвой политике, максимально приблизились к решению вопроса, и когда затем иной подход вызвал и раскол нашего движения; и отторжение тех «внешних сил» во власти, что раньше искренне хотели нам помочь, и негативное отношение к нашему движению на разных уровнях, преодолеть которое не удалось до сих пор.   
Какова же сегодня ситуация в сферах, с которыми связано решение нашего вопроса? Вначале отметим, что под решением нашего вопроса мы традиционно понимаем реабилитацию российских немцев и восстановление их равноправия через восстановление их государственности, а это, как уже не раз говорилось, возможно только в России и практически полностью зависит от России, от ситуации в ней, от отношения в ней к нашей проблеме.
Что можно сегодня отметить в России положительного для решения нашего вопроса? Значительно повысились экономические возможности страны – не в сфере экономики, а в сфере финансов: нефтегазовые трубы работают за всю экономику. Активизировалась (хотя бы в намерениях) борьба с коррупцией, давно парализующей все благие начинания в стране и тем более принятие стратегических решений, к которым относится и наш вопрос. Ширятся процессы общественной самоорганизации, и в жизнь страны входят новые, пока не очень развитые, но всё же силы, которые уже не всегда можно игнорировать. Растут недовольство властью и активное проявление этого недовольства, что тоже уже невозможно не учитывать. Впервые за последние почти двадцать лет на уровне руководства страны признаны отсутствие национальной политики и серьезная опасность от ее отсутствия. Отмечено также, что  «имитация» национальной политики и ответственность за межнациональные отношения рассредоточены на региональном и муниципальном уровнях, что в стране нет единого центра координации национальной политики. Этот резкий поворот власти к национальному вопросу после многих лет его игнорирования позволяет надеяться, что среди других национальных проблем шансы быть опять «замеченной» имеет и проблема российских немцев.
Большую роль играла в последние двадцать лет в нашем вопросе Германия. На мой взгляд - излишне большую, потому что ее экономическая «помощь России в пользу российских немцев» неизбежно влияла на политику России в этом вопросе, сводя ее нередко вообще к получению этой помощи, что далеко не всегда было действительно в пользу российских немцев. Наличие совместно подписанного Протокола о восстановлении нашей государственности серьезно политизировало участие Германии в процессе, и при постепенной трансформации ее интересов от выполнения Протокола в исключительно выгодный прием российских немцев для собственных нужд не могло не сказаться негативно на всем процессе и его деполитизации. Тем не менее, роль, которую Германия все эти годы играла в нашей проблематике, не позволяет исключить ее и в будущем - при ее зависимости, конечно, от ситуации в самой Германии.
В Германии тоже произошли заметные изменения, которые могут отразиться на нашем вопросе. Прежде всего, после многолетней и многомиллионной помощи, оказанной России и другим странам СНГ «в пользу российских немцев», возникло вполне достаточно оснований признать, что эффективность этой помощи оказалась (для российских немцев) весьма низкой. Политика подмены политического решения (восстановления государственности) разрозненными локальными проектами в социально-культурной сфере дает лишь временные, внешние, точечные результаты. Стратегически же она ведет к еще более уверенной ассимиляции российских немцев. Хотя бы тем, что уже двадцать лет отвлекает (так задумано?) их актив от целей реабилитации, вырывает его из движения за реабилитацию и нередко вынуждает выступать даже против реабилитации (что стало уже откровенным условием выделения «проектов»). Даже национальные районы, в которые вложено немало германских средств, показали, что при отсутствии государственности для всех российских немцев эти районы тоже не самодостаточны, в т. ч. для решения вопросов в сфере национальной культуры и образования хотя бы для своего собственного немецкого населения, что ведет ко всё большему его сокращению.
Постепенно меняется в Германии и отношение к переехавшим в нее российским немцам. После многих лет негативного изображения их в СМИ отмечено, наконец, что они, оказывается (!), играют весьма положительную роль уже во многих сферах жизни страны и гораздо лучше интегрируются в общество, чем иммигранты из Турции и других стран Востока и Африки. Очень важно и то, что на уровне руководства Германии признано: прежняя политика «мультикультурности» потерпела полный провал. А немыслимая ранее книга Т.Саррацина «Германия: самоликвидация» как вопль отчаяния, как призыв к власти и обществу одуматься, наконец, всколыхнула давно копившуюся боль за судьбу страны и немецкого народа и признала, среди прочего, предпочтительность для государства российских немцев по сравнению с другими иммигрантами.
Как известно, сегодня в Германии разработан проект внесения изменений в прежний порядок приема российских немцев: право переехать в страну намечается предоставить и тем близким родственникам выехавших, которым раньше было отказано в приеме. А это значит, что если этот законопроект будет принят, то может подняться новая волна эмиграции из стран СНГ. И под флагом новых правил в Германию смогут выехать еще сотни тысяч (или больше?) российских немцев и членов их семей. При этом они, по принципу домино, будут давать всё новым своим родственникам право на выезд. Что может вообще опустошить страны СНГ от российских немцев, если не будет, наконец, восстановлена их государственность в России - необходимое условие для их будущего как народа.
К сожалению, сами российские немцы в Германии, которых насчитывается около трех миллионов, пока не стали для нас, российских немцев в России и других странах СНГ, ощутимой поддерживающей политической силой. У них до сих пор нет ни одной серьезной представительной общественно-политической организации, способной выступить от имени «поздних переселенцев». Нет четко выраженных политических или национально-групповых целей. Они слабо связаны с нашим движением за восстановление государственности. И даже те активисты, которые разделяют наши идеи, пока недостаточно организованы, чтобы эффективно действовать вместе с нами. Как и у нас в России, там вполне можно наблюдать сведение (не без направляющей руки структур власти) всей деятельности (даже у наиболее крупной, опытной и заслуженной организации – Землячества немцев из России) к проектной работе в социально-культурной сфере. Не выдвинулось среди «поздних переселенцев» пока и авторитетного лидера, формирование же коллективного лидера в виде группы единомышленников, способных действовать сообща, также никак не происходит, хотя среди выехавших и немало умных, активных, творческих людей. Видимо, после их переезда в Германию их бывшая большая цель – восстановление государственности российских немцев, осталась для многих из них в прошлом, и если она, жизненно важная для немцев СНГ, еще и волнует выехавших, то больше как воспоминание и боль. Новых же крупных объединяющих целей пока нет.
Тем не менее, ситуация в Германии, беременная очередной волной иммиграции, может иметь для нас и опосредованно положительный эффект - если в России осознают масштаб новых возможных выездных потерь, а значит, и необходимость восстановить нашу государственность.   
В странах СНГ с проблемой российских немцев давно всё ясно: там нет шансов сохраниться не только как народ, но и просто как немцам, т.к. территориальных национальных образований там создано не будет, что исключает возможность компактного проживания, без чего ассимиляция – дело времени. К тому же тамошние этнократические реалии не позволяют российским немцам (как и русским, украинцам) рассчитывать на возможность самореализации и выдавливают их из этих стран. Однако Россия не принимает ни российских немцев, ни других русскоязычных граждан. И не так уж важно, по каким причинам не принимает: просто ли не выполняется закон о соотечественниках; или эти страны уговорили Россию не поддерживать такой выезд (вспомним «казахстанский» аргумент А.Микояна против восстановления АССР НП во время приема в 1965 г. 2-ой делегации советских немцев: «500 тысяч немцев уедет тогда из Целинного края, а без них там сельское хозяйство вести невозможно»; если теперь уедет еще и несколько миллионов русских, удар по экономике  «независимых государств» будет еще сильней). Или Россия смотрит далеко вперед (что не так уж свойственно было ей в постсоветские годы) и полагает, что русские должны оставаться в других странах СНГ как нужное пророссийское лобби. Или Россия исходит из того, что рано или поздно Содружество постсоветских государств всё же будет создано, и тогда в новом «Советском Союзе» русские опять понадобятся везде, зачем же переселять их сегодня в Россию, а потом назад; лучше немного «подождать»… В любом случае мы видим, что ни у кого сегодня нет интереса в том, чтобы стимулировать миграцию русских внутри стран СНГ. И нет интереса терять оставшихся российских немцев. Но чтобы эти российские немцы не были утрачены вообще для России и будущего нового «Советского Союза», единственный способ сохранить их – это восстановить их государственность в России. Не будет этого сделано – вторая волна эмиграции может вымести оставшихся из Казахстана, Киргизии и Украины, а многих и из России.
Вполне можно сказать, что ситуация, в которой находятся сегодня российские немцы в любой стране, в т. ч. и в Германии, - это прямое следствие нерешенности их вопроса в России. Отсюда вытекают и наши задачи.
Главная из них - политическая: добиться восстановления государственности, что даст надежду на национальное будущее всем российским немцам, где бы они ни проживали. Эта задача не новая, мы просто констатируем, что она, не имея альтернативы, остается самой актуальной и сегодня.
Практически неизменными остаются и движущие силы для решения этой задачи: интересы российских немцев, интересы России, интересы ее регионов.
Неизменными остаются и факторы противодействия решению нашего вопроса: отсутствие адекватной национальной политики в России; местническо-конъюнктурные интересы стран СНГ в удержании российских немцев через недопущение восстановления их государственности в России; идентичные интересы Германии в удержании своих «поздних переселенцев» и привлечении новой их волны через то же недопущение (или опережение) восстановления их государственности в России.
От самих российских немцев, от их движения сегодня для достижения их главной цели не требуется, на мой взгляд, новых организационных форм; новых объединений и массовых акций; не требуется и широкого охвата-привлечения новых структур российских немцев из других стран. Потому что для реализации таких организационных задач необходим значительный кадровый, интеграционный и экономический ресурс, с чем у нашего движения всегда было трудно.
Для решения таких задач необходимо также большее единство в понимании верности целей движения хотя бы в руководстве движения. Наличие в нем «лидеров», которые годами открыто выражают свое неверие в достижимость главной цели движения, свои постоянные опасения поднимать этот вопрос, и даже заявляют о ненужности им лично государственности российских немцев, – такой диссонанс в идеологии «команды» вряд ли может привлечь, объединить и сплотить нужных людей даже внутри страны, скорее отталкивает их; привлечь же целые организации, да еще из других стран, при такой нерешенности элементарного вопроса о внутреннем единстве команды грозит лишь дискредитацией и команды, и большой цели. Чтобы объединять других, едиными надо быть самим объединителям.
Не требуется особого организационного расширения движения и потому, что сегодня вопрос о реабилитации лучше, «в духе времени», решать «в рабочем порядке» с руководством страны как чисто внутренний вопрос России. А для этого вполне достаточно задействования имеющегося потенциала движения - при должном информационном сопровождении, что при сегодняшних возможностях не составляет больших проблем.
Несколько слов о ряде возникших в последнее время вопросов.
О «кризисе» в движении российских немцев. По-прежнему считаю, что никакого особого кризиса в нашем движении, т.е. в движении тех, кто выступает за реабилитацию своего народа, нет. Произошла только более выраженная поляризация двух типов «активистов»: стойких сторонников реабилитации и тех, для кого личный интерес к «проектам» давно важнее реабилитации народа. И это скорее хорошо, чем плохо: по меньшей мере, сразу видно, кто есть кто. Кризис же больше наблюдается не в движении российских немцев, а в отношениях движения с чиновниками – российскими и германскими, которым проекты тоже, надо полагать, гораздо милее, чем восстановление государственности, грозящее лишить их распределительной функции в этих проектах.
Вместе с тем невозможно не отметить, что «движение российских немцев» (т.е. их структуры - от местных до федеральных) уже давно в значительной степени приватизировано и коммерциализировано – по образу и подобию власти в стране. (При этом у нас нет своего Медведева или Путина, обладающих полномочиями и даже некоторыми возможностями бороться если не с причинами, то хотя бы с последствиями этой приватизации). И как приватизированная власть используется для ее оголтелой конвертации в деньги и собственность, так и приватизированное «движение российских немцев» используется для конвертации трагической истории нашего народа и идеи его реабилитации в конкретные материальные или имиджевые блага для кучки «конкретных людей».
Подрядная приватизация общественных организаций ведет не только к их перерождению через смену их приоритетов и целей, но и к насаждению в них совершенно чуждых общественному движению принципов управления ими уже как частными структурами, к подмене коллегиальной работы в них авторитарностью и командной системой с непротивленческой и равнодушной от безысходности исполнительностью, убивающей все идеи и инициативы снизу. Что делает организации, их значение, деятельность и авторитет максимально зависимыми от личности руководителя: от его масштабности, интеллектуального и культурного уровня, от его целей и интересов, даже от его симпатий и антипатий. И – легко управляемыми извне. Давний неповторимый пример здесь, как кладбище незахороненных преданных идей, как живая картина Верещагина «Апофеоз войны», – «Международный союз немецкой культуры». 
О том, что мы приутратили влияние на немецкое население. Это вряд ли так, хотя бы потому, что влияния (на широкие слои) практически не было и раньше, а утратить то, чего не имел, трудно. Скорее мы утратили диалог с представителями власти. Но не потому, что наши цели перестали быть актуальными, а потому, что изменились установки представителей власти: вместо содействия реабилитации они теперь противодействуют ей, и для этого нуждаются уже в иных партнерах из числа «лидеров российских немцев».
О предложении распространить опыт самоорганизации российских немцев в других странах СНГ на Россию. Полагаю, в этом нет необходимости по ряду причин. Во-первых, российские немцы в России «самоорганизованы» никак не меньше, чем в других странах. Во-вторых, самоорганизация российских немцев в других странах СНГ является их высшей целью, у нас же она лишь инструмент. В-третьих, российские немцы в России уже используют свою самоорганизацию для достижения реабилитации и восстановления государственности, и распространение на них опыта коллег из других стран может ограничить эту главную политическую составляющую их деятельности, переведя рельсы целиком на социально-культурные задачи, что нанесет нам непоправимый ущерб. То есть сведение задач нашего национального движения в России лишь к вопросам самоорганизации может просто убить движение и его главную цель – восстановление государственности.
 
  2011, апрель