Записки Афганистанца, ч. 25 Ожившие мишени

Игорь Исетский
     "Записки  Афганистанца", Ожившие мишени.    
    
     Осенью 1980-го года батальон перевооружили новыми автоматами АК-74. Старые АКМ мы основательно вычистили и упаковали в те же ящики, в которых пришло новое оружие. Нам сказали, что АКМы поедут в Африку.
У новых автоматов были маленькие пульки калибра 5,45. Всем не терпелось пострелять из этого оружия. Говорили, что у него совершенно нет отдачи. Мы с нетерпением ждали, когда нас повезут на пристрелку оружия.

     Лейтенант Мальцев из другой роты взял с собой несколько бойцов, цинк патронов и поехал с подчинёнными на автомобиле «ГАЗ-66» пострелять без разрешения комбата.

    Наши военные укатили подальше от части, и где-то на открытой местности установили мишени. Открыли огонь и тут же кто-то врезал по ним с нескольких стволов очередями. Все залегли под грузовик – единственное укрытие.

     Автомобиль сразу же изрешетили пули. Солдаты лежали на земле, а на них текло масло, лился бензин… Не дай бог, если бы у духов оказались трассирующие или бронебойно-зажигательные пули. Погибли наверняка бы все.

    
     Патронов у бойцов имелось достаточно, но никто не захватил с собой положенные 4 магазина. Не хотелось таскаться с ними, и каждый взял только по рожку к автомату.

     Стали отстреливаться. Одни палили, другие набивали магазины патронами и подавали товарищам. Мальцев, вставляя очередной магазин в автомат, пошутил:
     - Вот и съездили пристрелять мишени. Надо же, они ожили прямо по курсу. Видимо ждали, когда движение по дороге станет менее интенсивным, чтобы обстрелять одинокую машину. А тут мы, спугнули их с нагретого местечка.

     Надо было прорваться к дороге, расположенной в сотне метров от места боя. Там постоянно сновали наши бронемашины и другая техника.

     К дороге рванул сам Мальцев, чтобы не рисковать жизнями солдат. Он добежал до разбитого дома, заскочил за угол и неожиданно увидел перед собой нескольких вооружённых душманов. Только те вскинули автоматы, чтобы убить "шурави", старший лейтенант нажал на курок, всадив в духов весь магазин.

     Старлей хотел схватить автомат, ненужный убитым духам. Но другие басмачи открыли прицельный огонь по офицеру. Пули защёлкали по стене дома, засвистели рядом, пронзили землю у ног Мальцева. Он понял, несколько десятков метров, остающихся до шоссе, ему не преодолеть.

      Солдаты, стреляющие короткими очередями по врагу, услышали голос командира:
     - Быстро мне магазин!
     - Что, бесполезно? - спросил старшего лейтенанта сержант Медведев, протягивая командиру снаряжённый рожок. - Может вдвоём рванём? Вы бежите, я прикрываю, потом наоборот.
     - Эх, Славка, Славка, - я же головой за вас отвечаю. Здесь вы в относительной безопасности. Не давайте им и носа высунуть, пока я не преодолею хотя бы половину пути. А там ползком, да перебежками. Держитесь, парни, не поймаю я пулю, раз мне сегодня везёт. Надо ловить удачу. Я к дороге. Огонь! - скомандовал старлей и вновь быстро побежал к дороге.

     Его бойцы стреляли по всем, засечённым ими огневым точкам.

     Басмачи заметили, как "шурави" бежит от машины. Забеспокоились. Кто-то из них вскочил на ноги, но тут же упал, сражённый пулями, выпущенных из нескольких стволов.

     Мальцев, подбегая к шоссе, отчаянно махал рукой. Его заметили из проезжавшей БМД десантники.

     - В чём дело, пехота? - спросил командир экипажа.
     - Там, машина, видите?! - выкрикнул задохшийся от бега офицер.
     - Ясно, залезай в люк.

     БМД съехала с дороги и, набирая обороты, помчалась в сторону автомобиля, из-под которого продолжали вести неравный бой несколько солдат.
      
     Машина на ходу вела огонь из пушки и спаренного пулемёта.

     Ввиду явного преимущества, оставшиеся в живых противники, сдалось в плен. При них имелись старые советские автоматы ППШ, которыми, кстати, в какой-то мере вооружали афганскую армию. У нескольких душманов отобрали и совершенно новые АК-74.

     Пленённых врагов отвезли в афганскую комендатуру. Никто не сомневался, что в ближайшее время тех отпустят. Одних и тех же душманов, наши военнослужащие неоднократно брали в плен.

     Героизм старшего лейтенанта Мальцева командование батальона не оценило. Офицера в наказание перевели в часть, где вакантных мест, ввиду гибели ряда офицеров, хватало (хорошо, обошлось без трибунала).

     Я позже встречал Мальцева в Баграме на патруле с новыми подчинёнными. Лейтенант выглядел хорошо. Как всегда, постоянно улыбался в ходе нашего разговора.

     О дальнейшей его судьбе мне ничего неизвестно.

     Позднее весь батальон в установленном порядке произвёл пристрелку нового оружия. Одна пуля, очевидно, срикошетив от земли, застряла в фанерной мишени.
   Народ шутил:
   - Ну и автоматы дали. Пули фанеру не пробивают.

   На стрельбах довелось наблюдать искусство владения оружием командира одной из рот капитана Третьякова.
   
     Мужчины знают о множестве недостатков пистолета Макарова – ПМ. Я сам в дальнейшем кое-как научился выполнять из него положенные упражнения.
   
     А капитан Третьяков, командир 3-ей роты стрелял так, что и киношники бы позавидовали.
   
     С расстояния в несколько метров он с двух рук одновременно, не целясь, бил по двум консервным банкам, укреплённым на воткнутых в землю прочных ветках.
   
     И в каждой баночке по 5-6 пробоин (в обойме ПМ – 8 патронов).
   
     Конечно, капитан достиг мастерства, почти ежедневно упражняясь в стрельбе не один год. Ну, и талант, как и в любом деле, здесь тоже имел место.

     Продолжение: http://www.proza.ru/2011/04/12/987


    На картинках из Яндекса:
   
    БМД ведёт огонь;

    Духи с автоматами ППШ.