Перед нами знаменательная дата - 50 лет первому полету человека в
космос. Это вам хорошо известно. А известно ли вам, что ваш покорный
слуга имеет непосредственное отношение к освоению космического
пространства? Да, да, я 2 года служил в качестве лейтенанта-инженера
на космодроме Байконур после окончания Челябинского политехнического и
лично участвовал в подготовке и обеспечении запуска более 50
пилотируемых и грузовых кораблей в космос.
Во время моей службы (1980-82 гг.) как раз начались первые старты с
иностранными космонавтами – это были представители дружественных СССР
стран – Польша, Венгрия, Вьетнам, Монголия… Потом пошли французы и
одновременно велась интенсивная подготовка к полету на «Союзах»
американских космонавтов.
Про ракеты и полеты все уже сказано-пересказано, поэтому я лучше
расскажу пару забавных случаев из моей службы на Байконуре, если вам
интересно.
Полигон Тюра-Там, о котором сейчас открыто пишут и все показывают, в
те годы был суперзасекреченным. В дни пребывания иностранных партнеров
офицеры выходили на службу в гражданской одежде, солдат тоже
переодевали в гражданскую спецовку. Словом, усиленно играли в
секретность. Хотя уже тогда наши партнеры все про нас знали, равно как
и мы про них.
Итак, ожидали приезда американской делегации. Нас, молодых офицеров,
отрядили для охраны проезда кортежа высоких гостей. Задача была
простая – находится в степи метрах в 100 от автотрассы, в гражданской
одежде в сопровождении трех солдат, замаскированных под обычных людей.
Цель – не допустить случайного попадания на трассу какого-нибудь
постороннего автомобиля. Каждую группу забросили на свой пост, мы
залегли среди верблюжьих колючек и стали бдить. Кругом степь,
видимость до горизонта, никого нет, ни машин, ни людей, короче, все
больше для перестраховки. Сидим, курим. Вдруг в районе нашего поста со
стороны степи появляется крытый фургон типа вахтовки и направляется к
трассе. Что за черт, откуда он взялся! Шарит прямо по степи… Мы - ему
наперерез, останавливаем и объясняем ситуацию. В вахтовке едет бригада
каких-то наладчиков, переезжает с одной «площадки» на другую. Все
честь по чести, пропуска у них есть, но ни о какой иностранной
делегации слыхом не слыхали. Я им говорю, что придется, ребята,
подождать минут сорок, пока по расчетному времени проедет кортеж. Они
давай меня уговаривать, мол, командир, мы мигом перескочим дорогу и
умчим дальше, мол, не ждать же нам тут целый час, мол, не переживай,
командир, и все такое.
Так уламывали, что я поддался на их уговоры, и говорю: «Грузитесь, две
минуты, что б вас тут не было.» Они прыгают в машину, подъезжают к
трассе, заезжают на нее и вдруг останавливаются прямо посередь дороги.
Я подлетаю к ним, - что случилось? - кричу. Они – мотор заглох. У меня
все похолодело внутри. Ужас!, вдруг делегация появится раньше
намеченного времени, что тогда? «Заводи, мать-перемать», - ору я вне
себя на шофера. Их старший тоже с лица спал – во, блин, влипли.
Водитель жжжж – жжжжж – жжжжж - не заводится, хоть ты тресни! А тачка
немаленькая «Урал» трехосный – вахтовка.
Решение возникло как-то помимо моей воли – подбегаю к кунгу,
распахиваю дверь, ору этим горе-наладчикам – а ну вылазь, толкать
будем. Крикнул солдат.… И вот мы, человек десять нас, как бурлаки в
степях Казахстана, уперлись в эту громадину, давай раскачивать. Машина
подалась с толчка, пошла потихоньку... Я кричу, что б упирались изо
всех сил, бл(ин)! Тихо-тихо «Урал» тронулся и скатился с дороги на
другую сторону. Уф!!!!
Не давая никому передохнуть, я заставил всех толкать машину дальше
сколько было сил. Оттолкали мы ее уже метров на 15 от дороги, вдруг -
жжжж - она, гадина, завелась! Вот, сволочь! «Езжайте скорее отсюда,
бл(ин)…!» - ору. Они как каскадеры попрыгали в будку и к общему
облегчению скоро скрылись с ближнего вида.
Я сел прямо на асфальт, утер пот, посмотрел на часы. Осталось минут
10. Встаю – а ноги не встают. «Встать! все в укрытие!» Мой окрик вывел
меня самого из шока, мы с солдатами быстро-быстро ретировались на
исходную позицию и с облегчением закурили. В это время на горизонте
замелькали маяки ВАИ-шной машины сопровождения и на скорости 120-150
км вся кавалькада с важными начальниками и иностранной шушерой
просвистела мимо нашего участка. Все. Точка.
Примерно через час нас собрали с постов и отвезли обратно в часть. Все
весело смеялись и травили анекдоты, моему рассказу никто не верил. Вот
если бы та машина не съехала с дороги… Но это была бы совсем другая
история, как пишут в романах.
= = =
Командир части у нас был сурового вида подполковник, (заступивший
после знаменитого полковника Шумилина, о котором много показывали по
ТВ – Шумилин настоящий полковник и классный мужик!), но чувство юмора
у подполковника было отменным. Когда его назначили в нашу команду
старшим начальником, он прошелся по казарме, вызвал писаря, велел тому
напечатать такие бумажки с надписями типа «Дверь входная –
ответственный капитан такой-то», «Окно – ответственный лейтенант
такой-то»,.. и так все, что было в казарме расписал. У нас и так-то
был порядок, а тут вообще стало чисто, как в аптеке. Впрочем,
положение обязывало – в нашу казарму все время водили иностранные
делегации.
= = =
По понедельникам у нас всегда был строевой смотр. Прохождение строем,
оркестр, «на одного линейного дистанции» и все такое… И вот строит
подполковник часть (больше тысячи человек солдат и офицеров), выходит
перед строем и гробовым голосом объявляет: “В нашей части произошло
чрезвычайное происшествие. Рядовой такой-то совершил страшный
проступок, несовместимый с честью советского солдата”. – Пауза. Все
замерли. Командир держит таки паузу. Напряжение растет… «Рядовой
такой-то вчера по почте получил из дома бутылку водки!» Ух…
облегченный выдох, кривые усмешки. Всего-то делов… Но расслабляться
оказалось рано, спектакль только начинался. «Рядовой такой-то, выйти
из строя!» Тот вышел, понурив голову. По невидимому сигналу барабанщик
забил дробь, как на казни. Двое солдат выносят на середину плаца
тазик. В тазике монтировка и та самая пресловутая бутылка водки. Дробь
продолжает нагнетать атмосферу. Подносят все это хозяйство
провинившемуся. «Рядовой такой-то, приказываю вам разбить эту бутылку
перед лицом своих боевых товарищей». И мордяка у командира
суровая-суровая, барабан продолжает нагнетать обстановку… Бедный
солдатик берет в одну руку бутылку, в другую монтировку и
вопросительно смотрит на командира. Строй замер. Задние ряды встали на
цыпочки. Командир молчит – приказ-то уже отдан. Боец обреченно
поднимает монтировку и бьет с размаху по бутылке. Бамц – в руке
осталось только горлышко, слекла и содержимое падают в тазик. Степной
ветер разносит знакомый всем запах… Представление окончено. Такая вот
воспитательная работа с личным составом!
= = =
На одном из очередных запусков ракеты я был на посту на входе в бункер
главного пункта управления. Проверял пропуска и тп. Задача была
простая – перед самым стартом запустить всех, кому положено там быть в
укрытие, закрутить стальныю дверь и никого не выпускать, ибо до самого
стартового комплекса было всего метров 50-70 – чуть что - сразу
кранты. Вот пошли отсчеты времени по громкой связи, народ стал
потихоньку прибывать в бункер, но как-то неохотно шел вниз, а норовил
остаться на лестнице. Я говорю – вниз – ноль эмоций! Никто не слушает
(были в основном гражданские спецы). Я закручиваю дверь - такая
стальная махина… - а она, гадина, не закручивается! Я и так и этак –
не работает запор. Последним залетает начальник охраны, здоровенный
такой хохол-полковник. Закрывай дверь! – орет. Не закрывается! Пошли
команды – ключ на старт – ключ на дренаж – и тп старт! Раздался гром
двигателей ракеты. Земля в натуре задрожала… Народ ринулся к двери,
что б посмотреть старт в натуре. Я держу дверь. Полковник выскочил на
улицу и припер собой дрерь снаружи. Куда там! Вынесли нас вместе с
дверями и с полковником... Вот так я впервые увидел старт ракеты на
расстоянии, можно сказать, вытянутой руки…
= = =
Скоро лето! Посмотрите мой новый ролик:
"Каньон Ревун. Все перекаты, да перекаты..."
http://www.youtube.com/watch?v=aqketK6d06U
Завораживающее зрелище ревущей воды!
= = =
Еще раз всех с Праздником!
Виктор Кудрявцев
esperanto-plus@mail.ru