Выпускной

Владимир Мишурский
Пути Господни неисповедимы. Этот факт трудно оспорить, как и то, что судьбы человеческие непредсказуемо перепутаны. Бывает, что жизнь подбрасывает нам такие сюжеты, которые не сможет выдумать и автор самого фантастического повествования!

Иногда, когда я смотрю по телевизору концерты эстрадных исполнителей, то вспоминаю выпускной вечер. На первый взгляд тут не может быть никакой аналогии, и причины вызывающие у меня подобные ассоциации, для несведущего читателя покажутся весьма странными – если не сказать больше!

Для того чтоб как-то прояснить ход событий, нужно упомянуть, что это был не обычный школьный выпускной, а празднование окончания учебы отделения штурманов, или, как было записано в наших дипломах – судоводителей.

...Уходил 1982 год, а с ним заканчивалось наше обучение в стенах Рижского мореходного училища. Это было прекрасное время нашей молодости – бесшабашное и вместе с тем тревожное. К тому времени уже почил незабвенный Леонид Ильич, и воздухе витал дух свободы и ощущение близких перемен.

Мореходка, или как мы ее именовали «система», за четыре года обучения стала нам вторым домом, поэтому прощаться с ней было немного грустно. Видимо для того, чтоб как-то приуменьшить горечь расставания со стенами «альма-матер» и со своими товарищами кто-то весьма мудрый, причем задолго до нас придумал устраивать веселое пиршество именуемое «Выпускным вечером».

По заведенной традиции оное мероприятие должно было проходить в самом лучшем ресторане, ибо мы мыслили себя самыми состоятельными выпускниками Риги, да и всей Латвии. Без ложной скромности нужно сказать, что так оно и было. При том, что стипендия курсанта Рижского мореходного училища составляла всего девять советских рублей, многие мои однокашники, да и ваш покорный слуга в том числе, носили в карманах суммы, которые превышали официальное содержание в десятки и даже сотни раз!

Лучшим местом для проведения столь торжественного мероприятия, бесспорно, был ресторан «ЮРАС ПЕРЛЕ».  Для тех, кто не знаком с латышским языком это переводится как «МОРСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА».  Это заведение, расположенное у самой кромки Рижского залива, заслуженно имело высокую репутацию и считалось лучшим на всем Взморье.

Ресторан работал до четырех часов ночи (что в советское время было почти немыслимо), в нем выступало варьете, но самое главное, что с его балкона был слышен морской прибой! Да и название носило оттенок морской романтики, которой в нас в ту пору было с избытком! Все эти факторы сделали «ЮРАС ПЕРЛЕ» незаменимым местом для проведения нашего выпускного вечера.

Администрация ресторана, в котором ежегодно, с завидным постоянством бывшие курсанты мореходки отмечали начало нового этапа в своей жизни, знало «веселый» нрав  своих постоянных клиентов. По этой самой причине, дабы оградить других посетителей от невинных шуток и забав молодых моряков, руководство ресторана поставило условие: зал, в котором предполагалось проводить банкет, должен был быть выкуплен полностью!

Посадочных мест было 100. Эта цифра намного превышала количество нас грешных вместе с офицерами и приглашенными, но «служители общепита» были непреклонны – либо платите за весь зал, либо заказ будет отклонен. Делать нечего пришлось соглашаться. Вследствие этого участие в празднике обошлось каждому курсанту по 200 рублей. В ту пору это была почти месячная зарплата рядового советского труженика. Но нам эта сумма показалась пустяковой и не вызвала какого-либо смущения.

После решения всех финансовых нюансов, стало понятно, что празднику быть, и быть именно там, где мы этого пожелали!

Вечером в назначенный день народ стал подтягиваться к «Морской Жемчужине». Минуло 19.00 и веселье потекло плавной волной. Народ был голоден и жаден до удовольствий, поэтому с употреблением пищи и горячительных напитков никаких заминок не случалось. Весь процесс был обильно сдобрен хорошим музыкальным сопровождением. Градус напитков крепчал,  мы становились все более раскрепощенными, поэтому, когда начало свою программу варьете, появление на сцене полуодетых девушек, вызвало среди мужской части посетителей шквал аплодисментов.

Время шло, веселье било ключом. Наш столик, рассчитанный на четырех человек, находился недалеко от эстрады. Помимо меня и двоих моих закадычных друзей: Олега Записецкого и Миши Евсигнеева, с нами был еще и старшина группы Витя Шавко. За давностью лет я уже и не вспомню, кто, как часто осушал свою рюмку, но хорошо помню, что Записецкий неожиданно оказался на сцене. В окружение танцовщиц и под всеобщее ликование присутствующих Олег начал отплясывать канкан! Замешательство охраны было недолгим. Два крепких парня вежливо попросили нашего товарища покинуть рабочее место танцевальных жриц.  Записецкий долго не протестовал и вернулся обратно за наш столик, чтобы продолжить дружескую пирушку.

Эта небольшая и казалось бы невинная выходка одного человека имела для других людей весьма серьезные последствия, которые круто изменили их судьбу. Но тогда об этом никто даже не подозревал - настолько безобидной была шутка!

Но продолжим наше повествование по порядку.

Справедливости ради надо отметить тот факт, что Олег Записецкий имел весьма смазливую внешность и, обладая к тому же приличным ростом и хорошей фигурой, всегда пользовался большим успехом у женщин. По этой самой причине, проведя среди танцовщиц всего несколько минут, да еще почти в темноте, раздираемой лишь огнями цветомузыки, он, однако был замечен ими и оценен по достоинству. Я понял это лишь какое-то время спустя…

Поговорка: «Что позволено Юпитеру, то не позволено Быку», как раз нашла яркое подтверждение в этот вечер. То, что один раз удалось моему другу, не сошло с рук другому моему однокашнику. Вдохновленный поступком Олега, Серега Беляйков тоже устремился на сцену, чтобы проделать там пару танцевальных па. Однако это получилось у него несколько грубовато и неартистично. Танцовщицы завизжали, и охранники подскочили к нарушителю спокойствия. На этот раз они не стали уговаривать подвыпившего посетителя, а поступили весьма оригинально и просто. Пользуясь подавляющим преимуществом в комплекции, один из бодигардов взвалил слабо трепыхающееся тело Беляйкова на могучее плечо, и понес его на выход из зала. Народ дружно, что называется «заржал». Со стороны это действительно выглядело комично! Было смешно всем, кроме самого Беляйкова.

Озабоченный тем, чтоб не случилось скандала, наш старшина Шавко обратился ко мне с Олегом:

-Парни, пойдите посмотрите, чтоб охранники не намяли  Сереге бока. А то он хлопец горячий, начнет фордыбачить. Все может закончиться плохо.

Мы с Олегом понятливо кивнули головами и устремились вслед за процессией выноса тела. Вопреки нашим опасениям, инцидент удалось исчерпать достаточно мирно. Охранники не стали применять к посетителю какую-либо экзекуцию, а ограничились лишь тем, что снесли «веселого» клиента вниз на первый этаж. Там размещались туалетные комнаты, где и был отпущен Беляйков. Взяв с него слово, что в дальнейшем он будет вести себя более разумно, охранники ретировались.

В общем, все благополучно разрешилось, и в дальнейшем наше мероприятие протекало вполне благополучно. Мы беспечно веселились, по молодости своей не понимая, что со многими своими друзьями мы расстаемся навсегда!  А может отсутствие этого понимания было к лучшему? В противном случае - если бы мы наперед знали о том, что будет с нами в будущем, то мы бы напрочь утратили возможность веселиться в этой быстротечной жизни!