О людях и звездах

Ирина Глазырина
   Что в нашем понимании человек – звезда? Я имею в виду не  тех, кому сегодня даже такое определение  уже кажется ничтожным,  и поэтому они добавляют к нему   приставки  «супер» или «мега». Настоящая звезда (здесь я сознательно не ставлю кавычек) – нечто загадочное, поразительное и не обязательно сияющее,  как начищенный медный таз. И то, что человек обладал божьим даром, люди  чаще всего замечают очень поздно, а в нашей стране – обычно после того, как он уходит в небытие…
    О Владимире Высоцком сказано много красивых и теплых слов.   Ныне его величают  и легендой, и национальным достоянием.  Прошли те времена, когда он больше десятка лет ждал выхода грампластинок со своими песнями.  Теперь его хрипловатый  и пронизывающий душу голос  звучит с несчитанных тысяч кассет, аудио и видеодисков.  После своей преждевременной кончины  он по-прежнему живет в написанных им  песнях. И очень бывает обидно, когда  голос Владимира Семеновича, звучащий  из какой-нибудь «навороченной тачки», сменяется разухабистой и пошлой блатной песней нынешних «шансонье». В такие минуты я часто вспоминаю один случай.
    Заваленный  снегом маленький поселок в Поволжье, поздний вечер. Молодой врач из Питера, волею судеб занесенный в местную больницу, прижимая к себе старую гитару с пышным зеленым бантом на грифе, поёт под хохот  парней и девчонок: «У вина достоинства, говорят, целебные. Я решил попробовать, бутылку взял, открыл.  Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное.  То ли то зеленый змий, а то ли крокодил…».  И,  допев последний куплет, добавляет с гордостью:
   - У нас в институте все эту песню любили.  И все долго думали, что её написал  кто-то из наших ребят!
     Или другой пример.  Столичный парк культуры и отдыха имени Горького в начале мая. Сияющие лица ветеранов войны, они  успелии уже  не только встретиться со своими однополчанами, но и  «пропустить фронтовых сто граммов». То тут, то там звучат пропахшие порохом  песни военных лет.  Где-то рядом, на соседней лавочке слышен голос, наполненный все еще не пережитой болью: «Почему все не так? Вроде все, как всегда. То же небо, опять голубое.  Тот же лес, тот же воздух и та же вода.  Только он не вернулся из боя…». И слезы на щеках ветерана, его горестный вздох: "Вот, человек тоже через войну прошёл...".
     Эти же стихи Высоцкого, наложенные на кадры хроники боевых событий в Афганистане и Чечне,  обжигают людские души острой болью, будто  в первый раз услышанные. Так писать - это и есть настоящий Талант. Быть своим для всех и каждого, в самом высоком и чистом значении этого слова,  это ли не божий дар? Вот только ненадолго  хватило одного человеческого сердца, чтобы вместить туда всех нас, с нашими радостями и печалями.  Ведь, помимо прочего, в этом сердце  жила  большая Любовь:  к непостижимой своей стране и к земной женщине. Нет, даже не звездой был Высоцкий, Галактикой, в которой каждый искал и находил свою сияющую точку.
   Мне так и не пришлось увидеть Владимира Семеновича ни в театре на Таганке, ни в кафешке рядом, где мы  с подружками порой по целому часу пили кофе только ради  того, чтобы поближе разглядеть того или иного артиста, играющего на  знаменитой сцене. Но он и для меня был своим.  И тогда,когда я зачитывалась его стихами, и тогда, когда я плакала у его могилы. И несколько лет позже, когда на одном из литературных вечеров  мне вручили книгу  «Владимир или Прерванный полёт», написанную его любимой Мариной Влади.
   … 25 января я снова увидела и услышала кумира нашего поколения. С большого экрана, установленного на сцене одного из подмосковных залов, он вглядывался в лица тех, кто пришел на фестиваль, посвященный  семидесятилетию со дня его рождения. Сценарий был выстроен так, что Владимир Семенович как бы сам вел концерт, рассказывая с экрана о своей работе над созданием той или иной  песни. А потом эти песни звучали в исполнении самодеятельных певцов. 
     Что сказать о  своем впечатлении от концерта? Если объективно – задумка хорошая.  И выглядит вроде симпатично: подросшее поколение поет песни автора, о котором  знает только понаслышке.  Городской комитет по делам молодежи может рапортовать: юбилей отмечен, мероприятие проведено.
     Субъективно – только несколько произведений прозвучали со сцены так, что заставили поверить в искренность исполнителей.  К сожалению, фамилии выступающих   были представлены списком все на том же экране по окончанию концерта, а не назывались сразу. Не понравилось то, что некоторые из выступающих выходили на сцену с листочками бумаги в руках, видимо боясь забыть текст.  Твердо уверена, как и большинство почитателей таланта В.С.Высоцкого, такое  недопустимо на подобных концертах. И неуважительно к автору. На мой взгляд, организаторы фестиваля так и не сумели создать атмосферу доверительности и проникновения в многогранность таланта великого поэта и музыканта.
   Оттого, наверное, молодые люди, сидящие впереди меня, то и дело шептались о чем-то своем, часто уходили курить и дружно аплодировали лишь одному исполнителю – своему приятелю. А  за моей спиной доносился разговор двух женщин, которые то и дело сетовали: «Да что ж они самому Высоцкому-то петь не дают!».  И это  не только соответствующая оценка проведенному мероприятию.  Это еще и отношение к человеку, ушедшему от нас почти тридцать лет назад  и до сих пор воспринимаемому живым и близким. Даже погасшая звезда долгое время посылает нам свои лучи и светит  ярким и чистым светом. Помните у поэта:
В небе висит, пропадает звезда,
Некуда падать…
       А творчество Владимира Семеновича Высоцкого – для тех, кто умеет видеть звезды.