Василиса. Время войны. 1941-1945

Анна Малык Маг
      Я читала небольшой рассказ, который охватывал события времен Великой Отечественной войны. А если конкретнее,- о девушках, которым тоже довелось воевать, быть на переднем крае и нести тяжкое бремя чудовищно-страшного лихолетья. Многим пришлось идти следом за боевыми частями (обозами) с продовольственными товарами, кухней. А были и такие хозяйственные службы, к которым относились прачечные. Труд девчонок настолько был тяжел, что не каждая могла выдержать. В день нужно было перестирать гору солдатского белья.  Сначала делали расчет до двадцати наименований: нижнее белье (рубашки, кальсоны, портянки) гимнастерки, полотенца и так далее.
     Я отдельные моменты из этого рассказа прочитала своей бабушке. Она слушала меня внимательно,с грустью прикрыв свои влажные глаза ладонью.
     - Что с тобою, бабушка? Тебе плохо? Я принесу капелек. - Нет-нет, не надо, мое солнышко. Я просто вспомнила свою войну. - Ты воевала, бабуля?.. А почему я об этом не знаю? - Моя война была похожа на ту, о которой ты мне прочитала. Если хочешь, то я тебе расскажу. - Конечно расскажи. А почему ты никогда об этом не говорила? - Так вот, слушай. Я тоже была прачкой на войне. Стирала я с такими юными девочками, как ты. Многие из них учились этому трудному делу: гора белья для каждой в количестве не менее двадцати вещей и не просто не свежих, а очень грязных, окровавленных. И это хлопчатобумажное обмундирование и белье стиралось вручную в больших корытах, обязательно пропаривалось в больших котлах или чанах, чтобы уничтожить "окопных" паразитов...  полоскалось иногда в речках, если они были невдалеке. Труд адский - с утра до вечера, а потом с окровавленными мозолями, распухшими руками, усталостью и болью мы уходили в свою землянку спать до утра. А потом снова...

     Но вот к нам, в хозяйственную службу, прибыло пополнение со школьной скамьи. Девчата все, как на подбор, красавицы. Но среди них была одна такая, что краше не найти. Звали ее Василисой. Представляешь, лицо ангелочка. Белолицая, с румянцем на щеках, губы алой розы, брови тонкой дугой, а косы!- тяжелые, как колосья созревшей  пшеницы. А длинные!.. Я ей предложила их срезать. Во-первых, в таких условиях трудно смотреть за такой красотой. Да и по нашему хозяйству уже прошел слушок, что появилась Василиса-краса - длинная коса... И потянулись хлопцы на смотрины.

     Я очень переживала за нее и не напрасно. К нам зачастил один майор из секретной службы и стал донимать вопросами девушку, потом начал вызывать к себе... Догадаться было несложно, зачем.  Василиса часто возвращалась в наше общее жилище заплаканной. Я была постарше всех. Опыт в этих амурных делах какой-то был и я могла дать отпор любому, кто осмелится посягнуть на мою свободу и на мое "Я". Выдался удачный случай вызвать девочку на откровенный разговор. Она мне и поведала, что этот мужчина пристает к ней и, склоняя к сожительству, постоянно говорит, что отправит на передовую, если...
     - А как он тебе, хоть нравится? - спросила я. - Да что вы!.. Он такой жирный, как кабан, да и семья небось есть... Он мне не нужен, этот Павел Егорович. Да и парень у меня есть. Он только что закончил ускоренный курс летного дела и направлен в свою часть, а я сама решила пойти на фронт. Надеюсь, что его все равно встречу. В самом начале войны наш дом разбомбили фашисты. В живых осталось несколько человек. Среди руин нашего дома я и встретила Петю. Он помог мне определиться к своим знакомым на постой, помог мне с работой. Но и там нашелся один неприятный человек, все время приставал. И я решила пойти добровольцем на фронт. Ведь Петр уже воевал. А я - за ним.

     - Так как же ты теперь решила жить? Что будешь делать? - Я без всяких объяснений подала рапорт для отправки меня на передовую. "Чему быть, того не миновать" - пословица правильная. - Жаль мне тебя, красавица. А может быть пожаловаться куда следует? - Куда? Письмо мое все равно попадет к нему в любом случае. А так... вопрос решится быстро, без проволочек.

      Но он, сволочь, все же овладел ею. Прежде избил. Она под утро пришла измученной, уставшей. Ничего не сказав, взяла ножницы, срезала косу, расстелила ее на подушке и легла спать. Больше на его вызовы не отвечала, а через несколько дней она попала на передовую и в первом же бою погибла. Убили ее дважды: сначала, как человека, а потом, как бойца.

                Как давно я  держала в памяти рассказ моей бабушки. Он встревожил мое детское сознание: "Как можно было убить человека дважды на своей земле?

       Эту боль  никак нельзя долго держать в себе. Она вырвалась памятью и болью. Теперь и вы прочтете. Правда ведь?


                (Из устного рассказа Нины Топорковой. Она была свидетельницей этой короткой драматической жизни совсем юной девочки Василисы. Имя-то какое! -
ВАСИЛИСА - ЦАРСТВЕННАЯ  (в переводе на греческий).
                Е. МАГ. 2011г.