Космический бизнес 21 века

Анастасия Вихоцкая
                Космический бизнес 21 века
   Космонавты и космические туристы теперь смогут болтать по сотовым телефонам с землянами прямо из просторов Вселенной. А все потому, что оператор МТС собирается обеспечить экипаж МКС гипертермостойкими SIM-картами. «М2М термо» – это стандартный SIM-холдер из термостойкого пластика; если использовать такую карту при температуре 25°С, то гарантированный период сохранения данных на ней составляет 13 лет. Подобная акция приурочена к 50-летней годовщине полета первого человека в космос и должна состояться до конца этого года.
   Экипаж МКС получит особые SIM-карты, изготовленные МТС для работы при экстремальных температурах, в условиях невесомости, космических излучений, вакуума и даже повышенной радиации. Для передачи сигнала сети будут использоваться спутники, находящиеся на орбите Земли. Но так как коммерция остается коммерцией даже в космосе, МТС разработает специальные тарифы на межорбитальный роуминг. Предусмотрено и выгодное предложение: в полете над территорией нашей страны звонки на Землю для космонавтов будут дешевле.

   Сегодня космические технологии из сферы экспериментальных и научных исследований постепенно переходили в область практического использования, и сейчас настал момент, когда любой человек может не только воспользоваться услугами спутниковой связи, но и осуществить настоящий полет в космос, не являясь профессиональным космонавтом.

   28 апреля 2001 года стало официальным днем рождения космического туризма: именно тогда в 11 часов 37 минут по московскому времени на космодроме Байконур состоялся запуск космического корабля "Союз ТМ-32" с первым в мире космическим туристом на борту. Американский миллионер Деннис Тито пробыл на орбите 7 дней, посвятив свое время фотографированию Земли из космоса. Этот полет успешно завершился 6 мая 2001 года, когда в 9 часов 41 минуту московского времени спускаемый аппарат совершил мягкую посадку в казахской степи.
   Перед полетом Тито сказал: "Порядка 400 человек уже побывали в космосе, так что для меня это огромная привилегия - увидеть Землю из открытого космоса, облетая её каждые 90 минут. Мой полет в космос это не прогулка, это осуществление мечты всей жизни."
   Почти через год, 25 апреля 2002 г. в космос отправился космический турист №2 - гражданин ЮАР Марк Шаттлворт. В отличие от Денниса Тито второму космическому туристу было разрешено свободно перемещаться по всей космической станции. В соответствии с соглашением между Росавиакосмосом и NASA, Шаттлворт мог пользоваться имеющимися на станции ноутбуками для отправки и приема электронной почты. Кроме того, ему было выделено некоторое время для пользования американской системой связи с целью отправки на Землю видео- и фотоматериалов. В космосе Марк Шаттлворт работал в рамках собственной научно-исследовательской программы, а также принял участие в многочисленных пресс-конференциях (прямые телепередачи из космоса транслировались на 30 стран Африки).
После 10-дневного космического полета Шаттлворт заявил о твердом намерении совершить новый космический полет "в любое время". На память об этом выдающемся событии второй космический турист купил спускаемый аппарат Союз ТМ-33, на котором он благополучно возвратился на землю, и свой космический скафандр.

   Коммерческое освоение космоса не ограничивается туризмом. В последнее время государственные агентства все чаще сотрудничают по космическим проектам, в том числе связанным с обороной, c небольшими частными компаниями.
Наиболее ярким примером этой тенденции является проект Falcon агентства передовых военных разработок США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) по созданию скоростного и мощного носителя для вывода в космос военного спутника США весом в полтонны. В рамках этого проекта DARPA в конце сентября заключило соглашение на общую сумму $42 млн на создание наиболее оптимальных технологических решений с четырьмя основными претендентами. Наряду с известной фирмой Lockheed Martin свои разработки представят небольшие частные компании — альянс, возглавляемый AirLaunch (получил $11,3 млн), а также компании Microcosm ($10,4 млн) и SpaceX ($8 млн). Альянс AirLaunch, в который входят также Space Vector и Universal Space Lines, будет заниматься разработкой двухступенчатой ракеты-ускорителя QuickReach на жидком топливе, которая может быть запущена с любого аэродрома в мире. Microcosm займется усовершенствованием своего носителя Sprite за счет установки более мощного двигателя, а SpaceX — улучшением своей ракеты-носителя, которая, по совпадению, называется, как и проект, Falcon.

  Испанская компания Galactic Suite в 2012 году намерена начать эксплуатацию первого космического отеля, который сможет принимать одновременно нескольких постояльцев.
Как сообщает Reuters со ссылкой на заявления Хавьера Кларамунта, руководителя Galactic Suite, трехдневный отдых на околоземной орбите обойдется туристам примерно в четыре миллиона долларов США. В стоимость путевки входит цена восьминедельного подготовительного курса, который будущие постояльцы отеля будут проходить на одном из тропических островов.
Гостиница Galactic Suite будет состоять из нескольких блоков и по форме напоминать модель молекулы. Предполагается, что после выведения на орбиту отель будет делать полный оборот вокруг Земли каждые 80 минут. Благодаря этому постояльцы гостиницы смогут наблюдать восход Солнца пятнадцать раз в сутки. Кроме того, космическим туристам будет предоставлена возможность заниматься научными экспериментами.
   Строительство отеля обойдется компании Galactic Suite приблизительно в три миллиарда долларов США. Причем большую часть от этой суммы, по имеющейся информации, уже предоставил некий состоятельный энтузиаст. Во время пребывания туристов в гостинице доставивший их космический корабль будет удерживаться рядом с одним из модулей. Таким образом, при возникновении внештатной ситуации компания Galactic Suite сможет быстро эвакуировать туристов на Землю.
    Возможность строительства орбитальных отелей для космических туристов рассматривают и некоторые другие компании. В частности, американская фирма Bigelow Aerospace еще в 2004 году получила от Федеральной администрации по авиации США (FAA) разрешение на создание подобного космического комплекса. Предполагается, что отель Bigelow Aerospace будет состоять из надувных модулей TransHab, разрабатывавшихся NASA.