Blackfield - Welcome to My DNA

Артём Каташов
28го марта 2011 года вышел третий студийный альбом группы Blackfield со звучным названием “Welcome to My DNA”. Выход альбома долгое время был под большим сомнением, поскольку Стивен Уилсон (англ. Steven Wilson) был занят в первую очередь своим основным проектом Porcupine Tree, выпустив с ними “The Incident” и прокатившись по миру с масштабным гастрольным туром; своим сольным творчеством, работая над новым альбомом (ждем его к 2012 году); а также работая в качестве продюсера и звукорежиссера с достаточно известными командами, такими как, например, Anathema (альбом “We're Here Because We're Here”). Помимо всего прочего, Стивен основательно взялся за микширование альбомов 1969-1984 годов в Dolby Digital 5.1, причем не кого-то, а всем известных King Crimson. Другой лидер Blackfield – Авив Геффен (англ. Aviv Geffen) – в 2009 году выпустил свой первый англоязычный альбом, и, казалось бы, уже совсем не нуждался в каких-либо сторонних проектах. Да и что говорить, с момента выхода (с 2006 года) предыдущего альбома “Blackfield II” прошло достаточно много времени. Единственно, что взращивало надежду, - это многозначительная надпись на сайте лейбла K-Scope (где, собственно, Blackfield издавались), которая гласила: “Blackfield III – coming soon...”. Сей факт, естественно, не мог не радовать.
Прежде чем рассказать о новом альбоме, вернемся к истокам. Итак, Blacrkfield – результат сотрудничества, как было сказано выше, всем (или по крайней мере многим) известного Стивена Уилсона и израильского рок-музыканта Авива Геффена.
Авив был фанатом Porcupine Tree и пригласил их выступить у себя на родине. В ходе гастролей PT по Израилю, между Стивом и Авивом завязалась дружба, результатом которой и стал Blackfield. Авив на тот момент был широко популярен на родине не только из-за своего творчества (а он весьма плодовит в этом плане, поскольку имеет в своем активе более десяти студийных пластинок, “живой” альбом а также несколько коллабораций с другими артистами), но и по случаю своих антиполитических и пацифистских взглядов; при всем при этом, в Европе Геффен был совсем неизвестен. Blackfield стал окном в Европу, шансом показать свое творчество, а творчество Геффена весьма недурно, на мой взгляд. Первый альбом с весьма тривиальным названием (но далеко нетривиальным содержанием) “Blackfield I” вышел в январе 2004 года в Израиле и Европе, а далее, в 2005 году, - в США.
Пластинка состояла частично из старых песен Геффена ("Scars", "Glow", "Cloudy Now") с переведенными на английский текстами (переводил их, скорее всего, Уилсон), из его новых песен (“Pain”, “The Hole in Me”), из песен Уилсона ("Blackfield", "Lullaby") и конечно же из композиций, написанных совместно. Почти все вокальные партии исполни Уилсон, а так же все гитарные партии, Авив же записал большую часть клавишных партий и акустическую гитару. Также в записи приняло участие большое число музыкантов, основными из которых являлись Daniel Salomon (фортепиано), Seffy Efrati (бас) и Tomer Z – (ударные). Альбом получился достаточно цельным и ярким, с сочным и колючим звуком. Именно совместная работа над композициями придавала им определенный колорит - такой, что трудно было сразу сказать, кто написал ту или иную песню, Авив или Стивен. Почерки музыкантов слились, образовав некий сплав, образовав что-то новое… Blackfield.
В феврале 2007 года вышел второй студийный альбом “Blackfield II”. Знакомство с группой я начал именно с него. И не только названием, но и материалом альбом послужил логическим развитием первой пластинки. Структура двух пластинок весьма схожа. “Blackfield II”, как и “Blackfield I”, содержит старые треки Геффена, но уже с текстами на английском ("End of the World", "Where Is My Love?", "Epidemic"); новые треки как Геффена, так и Уилсона; ну и, естественно, несколько композиций совместного сочинения. Исполнительство тоже не претерпело почти никаких изменений: почти все песни спел Стивен (кроме "Miss U", спетой Авивом, и трех песен, спетых вместе), электрогитара осталась за Стивом, а за Авивом – клавиши и акустическая гитара. За ритм-секцией и роялем остались те же музыканты, не считая приглашенных гостей, список которых не уже списка музыкантов, участвовавших в записи первого альбома. Второй альбом получился еще сильнее, второй альбом – это первый альбом, задышавший полной грудью. Выделить любимую песню сложно, почти все – хит. Альбом цельный, как глыба, звук, как и на первой пластинке, современный, яркий и “острый”. В том же году группа выпускает DVD-концерт “Live in NY”.
После этого последовала долгий и томительный перерыв в творчестве BF. Стивен работает с PT, Авив выпускает свой первый англоязычный сольник и начинает выступать в Лондоне. И вот теперь, спустя почти пять лет вышел, наконец, очередной альбом.
Пластинка включает в себя 11 треков общей длительностью чуть более 39 минут. Треклист следующий:
1. "Glass House" 2:56
2. "Go to Hell" 3:03
3. "Rising of the Tide" 3:47
4. "Waving" 3:54
5. "Far Away" 2:47
6. "Dissolving with the Night" 4:06
7. "Blood" 3:17
8. "On the Plane" 3:41
9. "Oxygen" 3:04
10. "Zigota" 5:04
11. "DNA" 3:56
Альбом кардинально отличается от предыдущих пластинок. Все песни написаны Геффеном, за исключением “Waving”, написанной Уилсоном. Сей факт, как можно догадаться, не мог остаться незамеченным. Так оно и получилось. Альбом по своей стилистике, по атмосфере до боли напоминает в большей степени сольник Геффена 2009го года, но и черты ранних работ Авива также присутствуют. Например, в композициях “Glass House”, “Rising of the Tide”, “Dissolving with the Night”, “On the Plane” легко прослеживаются черты “золотого периода творчества” (по крайней мере для меня лично он является “золотым”) Геффена - с 1994 по 1997 года, - а песню “Zigota” можно услышать на иврите и несколько в другой аранжировке на альбоме Авива “Memento Mori” 2002го года. В то же время, некоторые песни сразу напоминают песни с сольника 2009 года. “Blood” по своей стилистике – логическое продолжение песни “The One”; “Far Away” очень напоминает такие песни как “Berlin” или “Forest in My Heart”; а “Oxygen” созвучна с “Black & White”. Если бы не вокал Уилсона и его гитарные штрихи, которые, в свою очередь, достаточно слабо выражены, - не зная, что это Blackfield, - я бы смело сказал – новый сольный альбом Геффена. Даже та же “Waving” словно выпадает из общей картинки, не вписывается в концепт пластинки. Вокальные партии, кстати, музыканты поделили примерно пополам. А тем временем голос у Авива становится все более и более хриплым. Еще слушая ранние его работы, я обратил внимание на изменение голоса с каждым следующим альбомом. В ранних альбомах голос прятался за тоннами ревербов и дилеев, здесь же голос часто звучит «в лоб», без каких-либо обработок, кроме самых необходимых. Вообще про звучание альбома можно сказать очень многое. Звук получился совсем отличным от звука предыдущих работ. На первых двух пластинках звук осовременен, раскрашен, сильно компрессирован, здесь же отчетливо слышна тяга к олдскульному звучанию, никаких «раскрасок», все очень естественно, как я уже говорил выше – «в лоб». Уилсон поработал на славу, - микшировал альбом он. Я такого звучания не ожидал, поэтому сразу испугался, что с моими колонками что-то произошло. Нет, все в порядке. Может битая копия? Нет, проверил – все в порядке. Только потом я распробовал этот звук, прочувствовал его. Звук замечательный, - единственное, что я могу сказать. Мягкий, теплый; все на своих местах и вглубь и вширь. Пару слов стоит сказать касательно музыкантов, участвовавших в записи. Состав остался прежним, за исключением Eran Mitelman, который заменил Daniel Salomon за роялем. В записи приняли участие приглашенные музыканты, в числе которых оказался Тревор Хорн (англ. Trevor Horn), известный своей работой с Yes, Pet Shop Boys, Simple Minds и др. Здесь он выступил в роли клавишника и продюсера трека “Oxygen”.
Что ж, альбом получился неплохим. Не шедевр, но и не проходная работа. С удовольствием переслушивал много раз, и еще не раз переслушаю, чего и вам советую сделать. Моя оценка 7 из 10.