Смысл, выбор, ответственнсть...

Вера Нлс
            В чем смысл жизни?
            Это вечный вопрос. Каждый его решает для себя по-своему.
            Я воспринимаю жизнь и смерть как неизбежность. Здесь  не я сделала выбор. В остальном для меня жизнь – это выбор.
            Каждодневный маленький выбор : чай или кофе  с утра,  15 минут сна или зарядка ( большинство выбирают сон), идти на работу  ( учебу ) или прогулять ( большинство идут, но каждый хотя-бы раз прогулял), то или это одеть и т.д. От маленьких «выборов» до глобальных - куда пойти учиться ( работать), встречаться или жениться ( выйти замуж),  красть или жертвовать на благотворительность ( часто это совмещается) и т.д. Вы понимаете….
            Лично для меня  смысл жизни в правильном ( на мой взгляд ) выборе. Я знаю правила и основные законы общества в котором живу и я выбираю из этих правил :  каким строго следовать, а какие могу нарушить. Нарушить можно все правила и все нарушения можно оправдать со своей субъективной точки зрения. Человек может быть твердо убежден, что  то или это он не сделает  никогда и ни при каких обстоятельствах, (или наоборот – сделает) но обстоятельства бывают разные. Страх, алчность, любовь, жалость, фанатизм  и другие чувства могут обмануть  разум и логику. Чрезвычайные и внезапные стрессовые ситуации могут высвободить те психические или физические  силы, о которых человек даже не думал. Кроме того есть еще и физиология …
             При своем выборе я руководствуюсь  двумя точками – максимум и минимум. Что будет самое хорошее  если я сделю это  ( или не сделаю)….. Что будет самое плохое, если я сделаю или не сделаю это…. Для меня? Для других? Что будет, если я выскажу человеку ( начальнику, дураку, подруге,  своему родственнику, прохожему, пассажиру в транспорте и т.д. )всё, что думаю о нем ? Что будет, если я не скажу правду( или скажу ее)?  Что будет, если я сделаю или не сделаю то-то и то-то ?  А может  уклониться? А это ведь тоже выбор!
ь             Что лучше – правда или спокойствие? Раньше, в молодости, я старалась добиваться  правильности в действиях, любой ценой! Мне казалось, что истина лежит на поверхности и только слепой не может ее не видеть. Мне казалось, что  я четко вижу  последствия неправильного выбора , который делают другие. Я вмешивалась, навязывала, подчиняла, руководила.  В отношениях с мужем, с детьми, на работе…. Нет, не в категорическрой форме ! Сначала я старалась объяснить, аргументировать,  рассмотреть со всех сторон, а уже потом  сделать выбор за человека – по-своему!  Встречала  сопротивление. Очень, очень  часто я была права.Только…. Никто не видел моих заслуг: или приписывали их себе, или раздражались.В конце концов все перестали принимать самостоятельные решения. Я отбила охоту у остальных  выбирать ( вернее они сделали свой выбор в пользу спокойствия, предоставив мне поле деятельности) и осталась одна, наедине с ВЫБОРОМ  и ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ за него. Но это не то, чего я хотела! Я хотела научить   других видеть, анализировать, думать, но …. Нельзя человека сделать счастливым против его воли – затертое выражение, но очень верное.  ТЕРПИМОСТЬ- вот, что еще  ОЧЕНЬ важно в жизни!
            Моя старшая дочь очень похожа на меня, она считает, что  все делает правильно и это во многом так и есть… но….Единственное,  до чего  она не дошла еще, это то, что  ТВОЙ ВЫБОР влечет за собой и ТВОЮ и только ТВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Обидно, когда сделав 100 правильных поступков, делаешь один неправильнй и вместо поддержки получашь  : « Так ты же этого хотела! Ты же всё делаешь по-своему!»    НЕТ! Я хотела лучшего, и думала, что так будет лучше, но ошиблась! Так вот, надо или хитро подводить других под выбор того, что хочется тебе ( я этого не умею, я стараюсь  выяснять и анализировать) или пусть другие тоже делают выбор и отвечают за него, если у них свои контраргументы ! Даже если  видно, что это ошибка!  На ошибки можно указать, но не упрекать!
Долгие годы ушли на вырабатыване  « здорового пофигизма» - это я так сейчас называю своё невмешательство в выбор других людей. Если ко мне обратятся за советом, а это происходит чаще,  чем раньше, я поступаю точно так же как и раньше- рассматриваю проблему со всех сторон ( с видимих по крайней мере), но минимуму и по максамуму хорошего и плохого. Стараюсь  понять и выяснить чего же хочет сам человек, а в конце  предоставляю право выбора человеку.
             Моя младшая дочь весьма самостоятельная девушка и не лишена изначально « здорового пофигизма». Иногда она спрашивет меня,  какое я вижу развитие той или иной ситуции, совпадает ли оно с её  виденеим.  Я  редко ошибаюсь, но это уже опыт….
             Просыпаясь утром, я смотрю в окно и думаю: « Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что там идет дождь ( снег, светит солнце), как хорошо, что мои глаза видят это, уши слышат звуки утра, я чувствую запахи и могу дотронуться до дождя,открыв окно!  Как хорошо, что  где-то далеко уже проснулась моя мама и моя внучка! Как хорошо, что у меня есть  дом, семья! Что мои два кота и кошка уже давно сидят у кровати и ждут,  пока я проснусь,   чтобы приласкаться и попросить покушать.  Моя собака смотрит на мое окно со двора! Как хорошо, что у меня есть моя работа, в котрой я сочетаю и творчестово и  заработок! Как хорошо,;что есть  лес  в котрый я хожу ! Что есть море, и горы, которые я очень люблю! Есть мой любимый город Питер, мои  любимые книги, музыка!  Есть интернет  где я общаюсь и высказываю свои мысли и компьютерные игры, в котрые я играю! Как хорошо, что есть друзья,  к которым можно поехать в любое время! ( Вот, друзья оказались в конце  списка – что по этому поводу говорит психология?) Как хорошо, что есть место , где я родилась и где сердце сжимется, когда я там оказваюсь! КАК ХОРОШО ЖИТЬ!