Казачество

Андрей Ярошенко
               
                РОССИЯ, ЦЕРКОВЬ, КАЗАЧЕСТВО – ЕДИНЫ.*
               
                РЕЦЕНЗИЯ
                (Материал опубликован в журнале "Природа и человек".ХХ1 век, №1,2012 и
                в журнале "Российская литература" № 1, 2012)
               
               

                Моей могучей Родине
                одержавшей Победу
                в Великой Отечественной войне
                1941 - 1945 гг.посвящается 
               

   Такими словами начинается повествование о бессмертном подвиге, о страданиях и крови российского казачества.               

   Россия, Церковь, казачество – единая история нашего Отечества. Историю России нельзя разорвать, отделить Церковь от России или казачество от Церкви, как нельзя оторвать от человеческого организма его часть. Не познав историю казачества, нельзя познать историю России. Не познав историю православия, Церкви, нельзя познать историю казачества.

   *Вышедшая из печати книга- «Песни и марши Сибирских казаков», автор Ю.А.Фбрика, уже с первых ее строк  дает основание читателю понять, что он раскрыл книгу не просто песен и маршей Сибирских казаков, а клад по истории всего многострадального российского казачества, до сих пор недостаточно глубоко и правдиво исследованный историками. Для подтверждения этих слов приведу лишь один пример.

   В Большом толковом словаре современного русского языка Д.Н Ушакова (180 тысяч слов и словосочетаний), издание 2007 года, главный редактор Ю.И. Семенец, читаем:  Казак это «представитель тяглого или податного сословия, уклонявшийся от тяжелых государственных повинностей и искавший более легкой жизни…», это «представитель военного сословия…». «Уроженец некоторых областей России, жители которых в России до 1917 г. обязаны были нести службу в особых войсковых частях». Ни слова о том великом казачьем патриотизме, о той набожности, которыми пропитаны дух и кровь казака – защитника Отечества.

   Какая работа может быть еще тяжелее, что в человеческой жизни может быть дороже и почетнее, чем идти в бой с врагами и отдать свою жизнь за свое Отечество? Книга раскрывает читателю новые, обоснованные на фактическом материале, на самых древних документах истории, совершенно не изведанные подвиги казачества. Казака - патриота, казака – набожного.

   Что же касается казачества Сибири, то о нем тем более, не было достаточного материала, который бы раскрывал более подробно роль казачества в завоевании Сибири и тем самым, в расширении границ Российского государства. Это первое такое произведение, которое дает возможность более подробно узнать и первопроходцев сибирских земель, и защитников восточных границ России тех времен, и о том значительном вкладе казачества, православия в развитие культуры, образования Сибири. 

   Но настало время назвать и автора книги: «Песни и марши Сибирских казаков», сообщить хотя бы  некоторые данные из его биографии, ибо это личность не ординарная.

   Юрий Аркадьевич Фабрика профессиональный историк-филолог, член Союза журналистов РФ, член-корреспондент Петровской и Международной Славянской академии наук, образования, искусства и культуры. Лауреат и дипломант литературных конкурсов  им. Г. Карпунина. Войсковой старшина Сибирского казачьего войска.

   Указом Президента РФ от 6 февраля 2004 года удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
   Написаны и опубликованы Юрием Аркадьевичем и в соавторстве с другими авторами
---------------------------------------------
    * Ю.А. Фабрика. Песни и марши сибирских казаков, Новосибирск: ОАО
«нвосибирский полиграфкомбинат


 произведения: «Церковь и Армия в России», «Служу народу своему», «Возникновение
 Сибирского казачества» и другие, а также более 200 статей, пробуждают патриотизм к  Родине, к армии, к казачеству, поднимают уважение к православию, как к основному вдохновителю казачества, армии на ратные подвиги.
   
Книга «Песни и марши…» является значительным произведением в изучении истории и  роли казачества в судьбе России. В ней большое внимание уделено и казачеству Сибири. Сборник содержит «Похвальное слово казачеству» и три раздела. В первом разделе четыре очерка. Открывается сборник Казачьей молитвой, написанной в 1996 году, в   
-------------------------
• Ю.А.Фабрика. Песни и марши сибирских казаков, Новосибирск: ОАО «Новосибирский полиграфкомбинат»: 2006.- С. 280.

период зарождения новой власти в России А.Е. Курдаковым, войсковым старшиной, атаманом 9-го (Новосибирского) отдела Сибирского казачьего войска. Молитва восхваляет Бога, стариков, которые научили свое потомство  верить в Бога, воспевать Родину -  Мать. И просит казак этой молитвой прощения у Бога:               
               
      Не остави нас Боже, в пути
      К новой жизни, от лихолетья.
      За безверье, грехи нас прости
      На пороге тысячелетья.
 
    Хотя в аннотации сообщается, что в книге дается лишь «краткая справка о роли   и значении казачества в истории России…», однако, содержание материала выходит далеко за эти пределы. В «Похвальном слове казачеству» отмечается, что казачество начало возрождаться и это является одной из самых заметных примет современного развития России. Что судьба казачества, все его историческое прошлое и настоящее связаны с Россией. Что границы Руси – России всегда были обильно политы потом и кровью казаков, оберегающих народы ее от завоевания и истребления. Что Россия, как великая держава, состоялась во многом благодаря казакам!

    Вопреки справочной литературе, утверждающей, что казачество уклонялось от тяжелых государственных повинностей и искало более легкую жизнь, автор на фактах и исторических документах, которыми изобилует книга, доказал, что такие утверждения не соответствуют действительности. Казак всегда был государственным человеком, всегда был воином, защищающим интересы Родины, всегда был тружеником, любил свою землю и умел на ней работать.
   
«Казак не синоним бездомного, разгульного, бесшабашного и неспособного к труду человека, казак – это верный слуга Отечества, в течение многих веков стоявший зорким  стражем на рубежах далеких и обширных окраин России и не раз проливавший свою кровь за нее» с. 32.

    Автор характеризует казачество как уникальнейшее явление в истории России, не имеющее аналогов в историческом прошлом других стран. Историческими документами доказывается, что казачество так же древне, как и сама матушка-Русь. Уже в былине об Илье Муромце прослеживается казачество: Атаманом на заставе был Илья Муромец, Подъатаманье Добрыня Никитич – млад, Есаулом Алеша, поповский сын. В 1380 г. к войскам московского князя Дмитрия явились с войсками донские атаманы, о которых летописец сообщает: «Там в верховьях Дона народ христианский воинского чина живущий, зовимый «казаци» в радости встреша великого князя Дмитрия, со святыми иконами и со кресты поздравляющие ему об избрании своем от супостати, и приносящее ему дары от своих сокровища, иже имеху у себя Чудотворные Иконы в церквах своих» с.9.   
   Даются подробные цифровые данные о количестве казачьих войск в России накануне Первой мировой войны (1914-1918 гг.), объем территории занимающей казацкими войсками, численность казацкого населения. О роли казачества в той войне. Казачьи войска в Первую мировую войну составляли две трети всей конницы России. 8 полков Сибирского казачества были направлены на фронты Первой мировой войны и подтвердили свою славу, мужество и героизм.

    Автор отмечает, что казачьи войска иногда были интернациональными. Казаки-калмыки состояли на службе в Донском, Уральском, Астраханском и Оренбургском казачьих войсках. В Оренбургское войско в 1832 г. были приняты около 200 поляков. В 1827-1881 гг. на казачьих правах существовал лейб-гвардии Крымско-Татарский эскадрон.  Чеченцы и дагестанцы составляли личную охрану Государя Императора Николая второго, что по нынешним временам воспринимается не без особого удивления.

   В очерке – Золотой крест Православного Храма – значительное внимание уделено Православной Вере. Автор подчеркивает, что вне Православия, у казаков истории не
было, нет, и не будет. Ибо казак не национальность и не только воинская специальность,
   - это состояние духа. Автор книги обращает внимание на то, что среди казаков не было  безбожников, как это было среди других слоев русского общества. Православие направляло и освещало весь земной путь казака от крещения до соборования, определяло его мировоззрение.

    Храмы казачьи были лучшим местом для хранения военных реликвий. Эта традиция бережно соблюдалась и в сибирских казачьих храмах. Так, в Никольском воинском соборе-памятнике истории и архитектуры в г. Омске сибирские казаки как величайшую святыню хранили знамя Ермака с изображением на одной стороне Святого Великомученика Дмитрия Солунского, на другой – Архистратига Михаила, вдохновлявшего русских витязей-казаков во всех сражениях с храбрым и сильным противником.

    Архивные документы, первоисточники, исследованы автором, дают ему основание  утверждать, что сибирское казачье войско основано еще в 1582 г., что сибирские казаки являются прямыми потомками дружины храбрейшего казачьего атамана Ермака. Сибирское казачье войско считается третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского). Однако отмечает автор, Сибирское казачье войско не было, подобно Донскому и Уральскому, продуктом самобытного движения на окраины государства; занятие и заселение земель его произошло не по почину вольных казачьих партий и охочих людей, совершивших присоединение всей Сибири от Урала до Великого океана, но исключительно по соображениям правительства.

   Характеризуя боевые подвиги сибирских казаков, их главные черты – глубокую Веру, патриотизм, удаль, смелость, готовность жертвовать собой ради общего дела, автор ссылается на труды видных ученых, в частности, на публициста, философа, писателя А.И.Герцена, отбывавшего сибирскую ссылку в середине Х1Х в., характеризовавшего сибиряка, как «племя здоровое, рослое, умное и чрезвычайно положительное…Привычка к оружию, необходимая для сибиряка, повсеместна: привычка к опасности, к расторопности сделали сибирского крестьянина более воинственным, находчивым, готовым на отпор, чем великорусского» с.33.

   Большое внимание в книге уделено культурному развитию и образованию. Культура в России и в Сибири своим существованием и расцветом обязана, прежде всего, двум институтам – Русской Православной Церкви и Российской Армии, всегда игравшим  в общественной и частной жизни сибиряков огромную роль. Далее автор дает описание развития в Сибири православной культуры. Первым, кто начал ее продвигать в Сибирь, был Ермак. Во время похода  в 1581 – 1582 гг. он имел подвижную часовню с иконами и священнослужителями для отправления богослужения. Это послужило примером и для других казаков при продвижении в Сибирь.

   Развитие православия в Сибири шло быстрыми темпами. С развитием православия создаются школы, училища…В 1813 г. в Омске открывается казачье училище. Положение об училище указывало на цель  его учреждения – «Наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием» с.49.

    В 1815 г. войсковой атаман С.Б. Броневский предписал завести школы по всем казачьим поселениям, редутам и форпостам, требуя, чтобы все дети мужского пола от семилетнего возраста ходили в них обязательно. Создавались церковно-приходские школы. В начале ХХ века каждый год в Сибири открывалось в среднем по 95 церковно-приходских школ. По данным переписи 1911 г.число начальных школ в Сибири достигло 5197. Этот процесс наращивался с ростом переселенцев в Сибирь. Культуру и образование власти ставили на одно из первых мест.

    Развитию школьной сети помог особый фонд имени императора Александра Ш. Фонд возник в 1894 г. в связи с постройкой Сибирской железной дороги, когда  и был предпринят сбор пожертвований на постройку церквей и школ сибирских переселенцев. О тех трудностях, какие испытывали переселенцы той поры и той заботе, какую проявляли правители, автору этих строк известно из рассказов своих родителей. Мой дед, казак Полтавской губернии, переехал в Сибирь в начале ХХ века. Народ верил власти, и власть оправдывала его доверие. Остается лишь восхищаться теми разумными, глубоко продуманными решениями власти того периода, по  к о м п л е к с н о м у  развитию Сибири, которые и обеспечили относительно быстрое заселение столь необжитого сибирского холодного края. Несмотря на то, что с тех пор прошло несколько столетий, некоторые формы и методы работы в вопросах переселенческой политики той власти, очевидно, заслуживают внимание и сейчас. С заселением территории, с освоением Сибири параллельно шло широким фронтом развитие культуры и образования. Нынешние достижения в развитии Сибири непременно заслуга и того поколения – первопроходцев.
                х  х  х
   Анализируя величайшую историческую драму нашего Отечества, Россию начала ХХ века -  гражданскую войну, автор отмечает, что разделение России на две враждующие части, разделило и казачество. Это разделение затронуло и род автора данных строк. Семьи брата и сестры моего отца были раскулачены, трех других братьев ждала иная участь:  один брат погиб в гражданскую войну, два брата перешли на сторону революции, но их настигла волна репрессий уже аж…в 1951 году, в период «расцвета сталинской демократии», хотя это совершенно не было связано с их казацким происхождением, просто, Лука Данилович посмел высказать на одной из дискуссий широкого плана свое мнение. А о своем казацком роде мы смогли узнать лишь …в двухтысячные годы, когда разыскали свидетельство об образовании нашего отца, где стоит четыре подписи священнослужителей и в нем записано: «…сын казака крестьянина…». Но раньше об этом никто  не мог и обмолвиться. 

    Миллионы казаков полегли за родную землю. Затем красный террор… Дорого заплатило казачество за свою преданность Отечеству. В циркулярном письме Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919 г. из 8 пунктов даются четкие указания как поступать с казачеством. В первом пункте этого письма записано следующее распоряжение: Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью… А дальше пошли инструкции продолжателей бесчеловечных решений партии.

    Нельзя читать без содрогания души инструкцию для служебного и секретного пользования, разработанную И.И. Ходоровским-начальником политотдела 9-й армии и утвержденной председателем ВЦИК Я.М. Свердловым 26 февраля 1919 г., направленную на уничтожения Оренбургского и Уральского казачества. Она состоит из 11 пунктов, приведем лишь некоторые из них:
    Пункт 3. Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками.
    Пункт 7. В случае ухода одной из семей, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учете в Совете.
    Пункт 10. Казаки в возрасте свыше 45 лет, не имеющие сыновей в Красной Армии, и не стоящие на стороне советской власти должны быть расстреляны.   
    Пункт 11. Расстреливать на месте вместе с семьями казаков, не сдавшихся в плен по истечении недельного срока. (Автор орфографию подлинника сохранил.)

   Так что терроризм зародился не в ХХ1 веке и не в Чечне, он зародился гораздо раньше, но бурно культивировался органами советской власти в нашей стране.

   Уничтожалось казачество, уничтожалась Церковь - христианство, уничтожалась духовность, тысячелетиями впитывающаяся не только в сознание, но и в человеческие гены. Нельзя не согласиться с автором, что уничтожение казачества, кажется невероятным, непостижимым. Ничего в послереволюционной России не растаптывалось с такой яростью и жестокостью, как многострадальное казачество. Что уничтожение его стало символом общерусской беды, причем такой, какую Россия, может быть, не переживала за всю свою историю, заключает автор.

   Миллионы лучших представителей российского народа бежали за пределы своей Родины, спасаясь от поголовного истребления. Но, потеряв Родину, они не потеряли свою преданность к Отечеству, веру в Православие, сохранили язык и культуру России. За рубежом образовалась огромная сила славянского духа – Православная Церковь! Любовь и веру к Родине они передали своим потомкам, сохраняющим и оберегающим это не рукотворное богатство до сих пор. Именно вера в возвращение на родную землю подпитывала их дух, и время пришло! Пришло время и для объединения двух православных церквей, которое и свершилось в 2008 году.

    И как бы не содрогалась душа, как бы не сжимались сердечные мышцы от той боли, которую испытывает всякий патриот своего Отечества за те страдания невинного народа, находятся политики, различного рода социологи и писатели, которые призывают к тем методам правления, к методам пыток и крови. Этого нельзя допустить.
                х  х  х
   Тернистый путь прошло российское казачество, но, как гласит казацкая поговорка – казак без песни не казак. Автор уделил большое внимание истории казацкой песни, ее зарождению. Придавая особое значение песни в деле воспитания, вопросом их сбора занимались не только казаки, младшее звено, но и атаманы казачьих войск, они получали
поддержку в этом деле от Военного министра России.

    Автор сообщает, что при Императорском Русском Географическом обществе (ИРГО) была в 1886 г. создан специальная песенная комиссия, признававшая всю важность организации дела собирания и издания песенного материала в казачьих войсках в интересах сохранения художественных памятников народной старины. Во всех казачьих войсках были организованы при статистических комитетах особые отделы для собирания и издания песенного материала. Военный Совет Омского военного округа на издание первого (из намеченных трех) выпуска  песен Сибирского казачьего войска ассигновал из общего войскового капитала 600 рублей сверх сметы.         

    Однако, вышедший в свет в 1916 г. сборник попал под «каток» революции и ушел из практики музыкальной жизни, едва родившись…Не увидел свет и предполагаемый сборник маршей  Русской Армии.
   
 В книге опубликовано два Гимна, три марша и их ноты, в том числе, Марш 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеевича полка и 64 песни. Приложен диск «Песни сибирских казаков» с одиннадцатью наименованиями.

   В сборнике содержится очень богатый историко – биографический справочник, где дается подробный материал о 50 - ти видных личностях.               
   
   При написании данного труда автором было использовано около сотни  первоисточников и литературы, привлечены документы шести государственных архивов. И потому, закрывая последнюю страницу книги, ощущаешь расставание с хорошим собеседником, который поведал тебе много сокровенного и значительно обогатил твой кругозор.
 
   Хотя «сборник адресован всем, интересующимся отечественной историей, и в первую очередь – казакам Сибири, гордым и верным сынам Отечества», безусловно, он может служить большим пособием - настольной книгой для всех категорий преподавателей и воспитателей, школьников и студентов и особенно, и прежде всего, для солдат, матросов, офицеров и генералов Российской Армии.
               
 Андрей Ярошенко               
               
               
                Сентябрь 2009.