Гора родила мысль

Леонид Седов
     ГОРА РОДИЛА МЫСЛЬ
     В своих последних работах Ю. Н. Афанасьев упорно, хотя и не всегда внятно, проводит идею, что в рамках существующей в России и воспроизводящейся на всех этапах истории  Русской Системы (имеется в виду специфический кудьтурный или цивилизационный тип) невозможно реформирование в сторону внедрения западных либерально-демократических ценностей и основ жизнеустройства. Система отторгает их «(тканевая несовместимость» или преобразует в соответствии с особенностями наличного человеческого материала, носителя определенных культурных особенностей. Таким образом, по мнению Афанасьева, обречены на провал, как это происходило и в прошлом, любые потуги модернизации (превращающиеся в антимодернизацию). Либеральные идеологи и политики отвергают подобные представления о роковой роли культуры и именно в этом смысле остаются системными либералами, пытаясь действовать внутри системы, вместо того, чтобы сломать ее и перейти в другую культурную парадигму.
        Между тем, критика системных либералов оправдана только в том отношении, что, не понимая и не учитывая культурной специфики объекта своих реформаторских потуг, они совершают ошибки, пытаясь прошибить лбом стену. И это скорее их беда, чем вина. Но невозможно ожидать от них смены культурного типа. Это вне возможностей политиков и идеологов, а может быть результатом исторических катаклизмов, своего рода мутаций под воздействием внешних трагических событий. Сам Афанасьев усматривает в истории лишь два примеры смены культурной парадигмы – Германию и Японию и указывает на то, что эта смена была следствием военных поражений и целенаправленных усилий оккупационных властей.  Можно, конечно, обнаружить в традиционных культурных кодах этих стран и таких элементов, которые способствовали усвоению западных заимствований и которые не обнаруживаются в русском культурном коде. Добавим к этому примеру и то, что сама современная европейская цивилизация сформировалась в результате решительно перелома от подросткового типа сознания к взрослому под воздействием трагических обстоятельств на рубеже Средневековья – религиозных войн, Крестовых походов, опустошительных эпидемий  В. России, для которой  ХХ век был веко м колоссальны трагедий, подобный перелом не совершился, так как торжество победы затмило пережитые травмы и позволило сохраниться подростковому ощущению своей лучшести, своего превосходства.