Космос, эскимо и Polaroid

Ольга Сенникова
Хорошо помню суету того дня и свои ощущения… Усталость, обычную физическую усталость, хотя мне не было ещё и четырех лет. И непонятную радость от того, что радовались все вокруг.


Мы куда-то неслись, на машине и пешком, одни и в нескончаемом людском потоке, очень похожем на любимую мной первомайскую демонстрацию. Мне было жарко, я просила купить мороженого или хотя бы газировки… Меня торопили, иногда брали на руки, тащили на плечах, чтоб лучше видела происходящее, и обещали невиданное зрелище.

 
Видимо, предполагалось, что я знаю, в чем дело -  куда движется восторженная и шумная толпа и, главное, зачем.


Замученная и раскрасневшаяся от августовского солнца, моя конопатая физиономия очень скоро перестала вписываться во всеобщую эйфорию. Кажется, я почти обливалась слезами, канюча и клянча холодное лакомство на палочке… Хотя, скорее всего, это струйки пота охлаждали щеки маленькой матрешки в ярком желтом платьице с красным кантом.


Наконец, в нарастающем гуле голосов и музыки, я расслышала слова «космос», «космонавт номер два», «космический полет»… И мой детский ум успокоился, сопоставив все известные события. Ведь совсем недавно где-то там, выше Неба и Солнца, летал Первый Космонавт – Юрий Гагарин!


А сегодня с космодрома в Москву вернулся пилот второго космического корабля – Герман Титов! И мы идем на Красную площадь! У нас пригласительные билеты на гостевую трибуну! Ура!


Откуда у меня в руках оказалось эскимо, заиндевевшее, быстро покрывающееся капельками влаги, я не знаю… И почему мой рот, с жадностью поглощавший мороженое, вытирали милые кубинки, мама и дочка, сидевшие рядом с нами? Оглушенная и удивленная, я вертела головой во все стороны, шоколадно-молочные пятна расплывались не только на моих коленках, но и на полупрозрачных, необычайной красоты, нарядах иностранок. Они не сердились! Наоборот, смеялись и гладили меня по голове…


Потом произошло чудо, для меня равное по значению полету человека в Космос. Из странной коробчонки выползла фотография! Моя, с кубинками… Сразу! Никто заранее не предупреждал меня, не усаживал так и этак, не заставлял натужно улыбаться…  Я даже не успела заметить, кто умудрился запечатлеть это не совсем эстетичное мгновение. Наверное, не признала в Polaroid тех времен привычный глазу советского человека фотоаппарат…


Эскимо и моментальное фото заслонили торжественный момент встречи космонавта номер два, его речь и приветствия руководителей страны с трибуны Мавзолея. Да, и вряд ли я смогла бы вникнуть в смысл официальных слов…


Зато в нашем семейном архиве до сих пор хранится эта старая фотография, пусть некачественная, однако дорогая моему сердцу – как память о Космосе, эскимо, камере Polaroid и дружественной Кубе.