Музей оживших картин

Нора Шах
Экскурсовод (заунывно, очень скучно, словно поучая публику):

Уважаемые посетители! Вы находитесь в единственном в мире музее оживших картин. Экспoзиция уникальная! Она демонстрирует полотна, освещающие события времен войны иудеев с греками и историю маленького еврейского местечка Модиин. Сейчас мы вместе с вами пройдем по залам нашего музея. Руками, ногами, фото- и видеокамерами экспонаты прошу не трогат. Также их нельзя пробовать на вкус.

(Группа экскурсантов со скучающими лицами покорно устроемляется за гидом).

Экскурсовод: Итак, картина первая: „Антиох Эпифан“.
(На кресле восседает уголовного вида мужчина с грозным лицом и татуировкой по всему телу и ненавидящим взглядом смотрит на гостей).

Художник  неизвестен. Материалы (читает по листочку): масло, сахар, мука, сода, (принюхивается) спирт и  два, извините... яйца. Ой, о чем это я? Ах да, перед вами греческий наместник Антиох Эпифан. Суровый, жестокий, беспощадный правитель (показывает экспонату язык), но по-своему несчастный человек (гладет его по головe и почти плачет). Единственным развлечением в его нелегкой жизни были идолы, которым он поклонялся и уничтожение еврев, не желавших принимать его веру.

Картина вторая: „Убийство Ханы и ее сыновей“.
(Греки „убивают“ Хану и ее детей на глазах у зрителей).

На этой картине вы видите, как жестоко расправились греки с семьей молодой еврейки  Ханы, убив ее и ее сыновей (довольно, кстати, смышленых мальчиков, оказавшихся  куда упрямей Антиоха). Грекам от этих детишек тоже тогда досталось. Сколько трагизма в этом зрелище! Проникнитесь сочувствием к судьбе несчастных! (Достает платок, прикладывает к глазам, утирая слезы). Ужас! Просто ужас! Ну, пойдемте дальше.

Картина третья: „Евреи уходят в горы“.

Что было делать бедным евреям? Нужно было спасаться от преследователей! И они ушли в горы, уведя с собой детей, жен, скот, захватив свой нехитрый скарб (подает евреям оставленную вещь и машет вслед рукой.)  Bот-с, сумочку прихватите, -  забыли. А мы переходим к следующему экспонату.

Картина четвертая: „Кто за единого Б-га -  за мной!“.

Второе название полотна -  „Иегуда Маккавей“. Грaфическая работа на листе  ватмана. Или художника Ватмана? Ну, впрочем неважно. Итак, в название картины вынесена фраза, которую произнес один из евреев по фамилии Маккаби из семьи Маккавеев. Молотки - так переводится их фамилия в смысле инструмента.  Ну и молотки, в смысле – молодцы.
А Иегуда  - просто умница - сколотил небольшой отряд из еврейских мужчин  (какие мускулы!). Они тренировалис,ь готовились к битве с греками и, наконец, напали на них. Ух, что это был за бой! Ух, ох, ах, а этот этому ка-ак даст, а тот вот тому оба-на! Как вот на этой  картине...

Картина пятая: „Бой иудеев с греками“.

Мальчик! Отойди, не дергай грека за ногу, ему и так больно. Он уже свое получил. Классно они отделали греков! 10:0 в пользу наших! Сколько чувства в этой  картине, сколько страсти!
Но перейдем к следующему полотну.

Картина шестая: „Кувшинчик с маслом“.

Ух, какой кувшинчик, какая прелесть! А тяжелый-то какой кувшинчик! Мальчик, не трогай кувшинчик! Мне – можно. А тебе еще в самом начале экскурсии надо было руки связать!
Наши евреи вернулись в Модиин - город восстановить надо было. Потом пришли в Иерусалим. И нашли город разграбленным, Храм священный  - разоренным. Оставался там всего лишь этот кувшинчик, где было на дне немного масла. Кушать его (нюхает, кривится), конечно, было нельзя, но использовать для зажжения светильника можно, Так и сделали, Хороший  кувшинчик, только чего-то тяжелый! И проветрить бы здесь!
Пойдемте, не задерживайтесь, не отставайте.

Картина седьмая: „Горящая ханукия“.
(4 человека выстраиваются в фигуру „Ханукия“). Восемь дней горела ханукия. Какое качество у масла! Настоящее еврейское качество! Причем  здесь реклама?  Вот, что значит – чудо! Осторожнее! Не забывайте: картина  живая. Не надо от нее прикуривать! Не ровен час - пожар будет. А это – реликвия, раритет, эксклюзив. Нам ведь еще и других посетителей принимать!

Дорогие посетители! Наша экскурсия, слава Б-гу, закончилась. Можете угоститься пончиками в память об этом светлом празднике – Хануке. Hе этими! Это часть экспозиции, мальчик. Съедобные пончики - в буфете, за отдельную плату. До свидания!
Следующая группа, подходите поближе!


Конец спектакля

1994 г.