Игра со смертью. Пушкин и Чаадаев

Александр Ерошкин
Ежегодно 6 июня отмечается Пушкинский день России. В 1999 году эта дата включена в календари ЮНЕСКО. Самим фактом установления такого дня дается очень высокая оценка творчества великого русского поэта.

Пушкинский день (до него меньше двух месяцев осталось)– это возможность еще раз подчеркнуть роль поэта и его вклад в отечественную культуру, это забота о развитии самой культуры, ведь Пушкина можно открывать и открывать вновь, потому что он – талант, а талант, как известно, безграничен.

 А 7 июня день рождения Петра Яковлевича Чаадаева, писателя, философа, общественного деятеля.

Попытаюсь рассказать о взаимовлиянии двух этих людей. Но прежде напомню, что в пушкинской  оде "Вольность" есть замечательные строки , очень актуальные по сей день:
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

Смею утверждать, что без Чаадаева не было бы и Пушкина, великого русского поэта. Прийти к такому выводу побуждает история встреч этих двух выдающихся людей своего времени.

В романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисовал трагическую судьбу своего собрата по перу - поэта Владимира Ленского. Вернувшийся из-за границы, где получил, похоже, неплохое образование, Ленский прозябает в деревенской глуши, влюбляется в ветреную кокетку, ради которой гибнет на дуэли. А что же Ольга, ради которой он не пожалел жизни? Она быстро его забыла, и только пастух помнил, что стадо останавливается у могилы поэта.
 
Возможно, именно такой была бы жизнь и самого Пушкина, если бы летом 1816 года  не встретился он с Петром Чаадаевым.

Полистаем стихи Пушкина лицейского периода. Преобладают две темы: любовь и праздное гуляние. Но кто, скажите, о любви в этом возрасте не пишет? Правда, сквозь эту тематику просматривается чуткое отношение юного поэта к русскому слову, к его музыкальному строю, к русской истории. Уже в этот период он пробует себя в подборе точных и кратких характеристик. Но общественно значимой поэзия юного лицеиста стала, пожалуй, не с "Воспоминаний в Царском Селе", хотя с этого момента старик-Державин его заметил, а с оды "Вольность", где он определил свое направление – "Воспеть Свободу миру". (Слово Свобода у Пушкина пишется с большой буквы). От этого принципа поэт не отступил до конца жизни. А при работе над темой Пугачева и пугачевского  движения Пушкин вышел на такие пласты истории, которые стали опасны для всей династии Романовых, усилиями которых история Отечества серьезно искажена.

Любовные увлечения Пушкина и их отражение в поэзии весьма значимы, и многие ценят его именно за эту поэзию, но тема свободы личности сделала его бессмертным. И в "Памятнике" он отметит:
Чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу.

Ярче Пушкина эту тему не раскрыл никто.

В лицейские годы Пушкин любил бывать в доме историка Николая Карамзина, который часто выступал с чтением новых страниц "Истории государства Российского". По русской традиции каждое такое чтение заканчивалось изрядным "обмыванием". Да и лицейское окружение Пушкина пьянствовало, достаточно прочитать у Пушкина стихотворение "Пирующие студенты".

В доме Карамзина Пушкин познакомился с Петром Яковлевичем Чаадаевым. Их дни рождения почти совпадали (у Пушкина 26 мая, у Чаадаева - 27 мая по старому стилю), но Чаадаев был на пять лет старше, опытнее, серьезнее Пушкина. Чаадаев, участник войны 1812 года, прошедший с  русской  армией до Парижа, вел трезвый образ. Много читал. И хотя в окружении генерала Иллариона Васильчикова, где служил, Чаадаев слыл "демагогом", он всерьез был увлечен древней и английской философией, читал в подлиннике  Локка, одного из основоположников либерализма.

А личная свобода возможна только при свободе экономической.

До этого Пушкин не дошел, хотя был где-то рядом, но эту мысль в "Философических письмах" выскажет Петр Чаадаев.

Вообще интересно получается с этим мыслителем. В эпоху Александра I, когда другие объединялись в тайные общества и готовились выступить с протестом, он отошел в сторону, не принял участия в восстании декабристов, покинув Россию, а вернулся в момент, когда совершалась казнь декабристов. В Петропавловской крепости вешали Пестеля и Рылеева, Муравьева-Апостола, Каховского и Бестужева-Рюмина, а он в эти дни просиживал на Литовской границе, где чиновники задержали его бумаги и, не объясняя причин, не пускали в Россию.
Конечно, казнь декабристов, не могла не отразиться на настроениях в обществе. Пушкин как мог поддерживал декабристов, отправленных в Сибирь, и занялся исследованием проблемы отношений власти и черни, приступил к изучению российской истории, тех ее эпизодов, где наиболее ярко выступает конфликт монарха и толпы, а это времена Ивана Грозного, Бориса Годунова и пугачевского восстания. Народ безмолвствует или бунтует. Иного не дано. В коротенькой повести "Дубровский" Пушкин показал, из каких источников питается гнев народа, как не по пути дворянину с толпой и как толпа, чернь обречена, у нее два выхода: покориться новому господину  или разбойничать в лесах.

Есть в повести "Дубровский" эпизод, на который менее всего обращается внимание, - о роли государственных чиновников в переделе собственности. Перечитайте повесть, в ней ответы на многие события нашего времени, когда судебная система защищает только того, у кого сила. А сила – у предводителя дворянства Кирилы Петровича Троекурова, который в уезде выступает в роли верховной власти и которому все дозволено.

Другие мыслители этого времени, то есть периода правления Николая Первого, затаились. А вот Чаадаев удалился от света в подмосковное имение своей тетки и засел за книги. В результате появились восемь писем. Они опубликованы в тот момент, когда другие отмалчивались или, подобно Пушкину, прятались за переводами, или создавали свои труды под псевдонимами. (Вспомните, у Пушкина "Повести Белкина", переводы несуществующих стихов Пиндемонти). Нередко публицисты, подобно Виссариону Белинскому, прятали мысль за обилием слов или за намеками.

Прав Пушкин, когда в частном письме к Чаадаеву говорит о том, что эти "Философические письма" сломают судьбу автору, то есть Чаадаеву. Так и вышло. По высочайшему указанию императора Николая Первого Чаадаев был признан сумасшедшим. А Пушкин вскоре погиб на дуэли.

Судьба свободолюбивых мыслителей в условиях романовской России не могла быть иной: правительство не будет спокойно взирать на тех, кто стремится понять смысл истории и роль Романовых в закабалении России. Убит Александр Грибоедов, заявивший, что российское дворянство по-русски плохо понимает, а иностранцы в России чувствуют себя комфортнее, чем русские в своей стране. Отправлен в ссылку Александр Радищев, упрекнувший власть в искажении истории и в ликвидации родословных книг. Екатерина Великая назвала его "бунтовщиком хуже Пугачева". На дуэли убит Александр Пушкин. Убит и другой великий поэт - Михаил Лермонтов, назвавший правящую верхушку "надменными потомками".

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!

Вдумайтесь в эти строки. Лермонтов осмелился заявить, что династия Романовых пришла к власти путем обмана, за счет уничтожения более достойных древних родов.  Все, что связано с воцарением Романовых самый космический поэт назвал «известной подлостью».Такое не прощается.

Чаадаев признан сумасшедшим и изолирован от общества за то, что предсказал иной путь развития России.

Заявляя в юности,
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок,
Пушкин и не подозревал, насколько это опасно – бороться с самодержавием. Это была игра со смертью.