1914 г. Александрийский бунт

Владимир Пузиков
Глава из рукописи «От поселения Солдатского до наших дней».

В сентябре 1957 года в селе Александрии Благодарненского района состоялась встреча молодежи с ветеранами первой мировой и гражданской войн.

На встрече присутствовал и выступил легендарный человек – участник александрийского восстания 1914 года Терентий Филиппович Кулев.

Он вспоминал: «…Разоренные жестокими налогами жители села восстали против земской управы. Убили урядника, приехавшего для усмирения бунта. Власти вызвали отряд казаков. Приехал в село сам губернатор. Восстание было жестоко подавлено: 4 человека казнены, 30 приговорены к различным срокам каторги».

Терентий Кулев получил 18 лет каторги. Сначала он содержался в Бутырской пересылочной тюрьме, а затем отправлен этапом в далекую Сибирь. Только февральские события 1917 года дали ему возможность освободиться.

Мне удалось ознакомиться с событиями в мятежном, революционном селе Александрии, откуда родом мои прадеды и деды, благодаря научным изысканиям кандидата исторических наук, уроженца г. Благодарного Владимира Михайловича Забелина. В 2010 году он издал сборник статей «Страницы Благодарненской истории». Издание выпущено ограниченным тиражом.

Так вот, в 1914 году в Благодарненском уезде крестьяне выступили с протестами против политики Столыпина, который сделал ставку на развитие сельской буржуазии, уничтожение крестьянских общин и бедных хозяйств.

 Главная цель реформы – власть на селе отдать в руки земских учреждений, в состав которых войдет в основном имущий класс: зажиточные крестьяне-кулаки, ссыпщики зерна, скотопромышленники, лавочники.

Особенно мощным восстание оказалось в селе Александрии, к которому подстрекали возвратившиеся с войны раненые запасные нижние чины Семен Шальнев и Семен Зуев.

Возглавили восстание Архип Коршунков, Степан Шуваев, Андрей Алныкин. Главными зачинщиками беспорядков власти посчитают 9 человек.

Когда в 6 часов утра 23 ноября к сельской тюрьме, находящейся при волостном правлении, подали подводу, чтобы отвезти арестованных в село Благодарное, этому воспрепятствовали десятки жителей Александрии.

Особенно активно вели себя Максим Затонский, Митрофан Нерушев и Карп Никитенко, которые держали лошадей и не позволяли увозить арестованных.

Когда, все же подвода в сопровождении пристава, урядника и десятского выехала в сторону Благодарного, ее догнали крестьяне верхом на лошадях, вооруженные вилами и палками, и освободили своих товарищей.

Затем были избиты волостной старшина Дутов и полицейский урядник Удовикин, разгромлены дом и магазин члена Благодарненской земской управы Акима Лелекова, подожжены магазин и здание земской школы.

Пристав Прошкин бежал из села, затем вернулся с подмогой, шестнадцатью вооруженными стражниками и урядниками. Они взяли под охрану волостное управление и дом Лелекова.

24 ноября беспорядки возобновились с применением оружия с обеих сторон.

Был ранен полицейский урядник Павел Тенищев, убиты крестьяне села Александрии Филипп Волчанский, Емельян Подстрешный, крестьянин села Шишкино Ефим Матюшенко.

Ранения получили александрийцы Алексей Евглевский, Евстарий Севрюков, Моисей Найденов, Архип Лелеков, Андрей Вдовенко, Абрам Каверин, Егор Нерушев (скончался), Стефан Криворотько и шишкинец Яков Гужвинский.

Следствие по делу вел судебный следователь по важнейшим делам Соколов. Участие в расследовании принимал волостной судья Иван Переверзев.

Ставропольский губернатор дал распоряжение, чтобы в начале марта 1915 года из Александрии угнали скот, принадлежавший крестьянам этого села, не пожелавшим платить земских налогов, и продали в Ставрополе на аукционе.

Распоряжение это было отдано с целью сломить упорство крестьян и через продажу получить земские сборы за 1914 год.

При этом прогон по территории губернии скота, по мнению губернатора, должен был послужить уроком для крестьян и таким образом «гарантировать на будущее время исправное поступление земских налогов».

4 марта скот в количестве 36 коров и 11 лошадей, принадлежавший крестьянам села Александрии, не пожелавшим платить земские налоги, был пригнан в город Ставрополь и 6 марта продан с аукционного торга.

По пути следования стражникам, сопровождавшим скот, было запрещено под угрозой гибели останавливаться на ночлег в селах.

Суд над участниками событий состоялся лишь в январе 1916 года. Военно-окружной суд в селе Благодарном приговорил крестьян села Александрии к следующим наказаниям: 4 - к смертной казни через повешение, с ходатайством о помиловании; 1 - к бессрочной каторге; 14 - к каторге на разные сроки; 21 - к заключению в тюрьме и в арестантские роты.

Персонально список приговоренных выглядел так:
- к смертной казни - А. Чечелев, Л. Кучменко, П. Евглевский и М. Золотарев;
- к каторжным работам - П. Евглевский без срока;
- на 20 лет - Е. Скороходов, Н. Кузнецов, Ф. Кучменко, А. Лелеков;
- на 18 лет - Т. Кулев, П. Уваров;

- на 15 лет - Ф. Колесников, А. Затонский, Т. Беззаконов, С. Золотарев, И. Севрюков, В. Затонский, Н. Прохоров;
- на 6 лет - И. Кофанов;

- к арестантским отделениям на 3 года - Ф. Нерушев, М. Найденов, Ф. Харин, К. Найденов, М. Найденов, И. Мищенко, М. Колесников, Г. Беззаконов, В. Богданов, Ф. Золотарев, А. Подстрешный, П. Волчанский, А. Вдовенко, Я. Гужвинский, Н. Черевков;

- на полгода - А. Соколов, Ф. Шалимов, И. Ященко, И. Гладких, Ф. Подстрешный, И. Сычев;
- к тюремному заключению на 2,5 года - Э. Подстрешный;
- на один год - Т. Зайцев;
- на 8 месяцев - Е. Найденов;

- на 6 месяцев - Ф. Малофеев, А. Мищенко, В. Ноздренко, С. Ноздренко, Е. Ноздренко;
- на 4 месяца - И. Козлов и И. Кучменко.

Впоследствии смертная казнь была заменена десятилетней каторгой, а каторжные работы сократили на 1/3.

Везти в Ставрополь осужденных для исполнения приговора не рискнули через села Шишкино, Медведское и другие, а повезли через Бурлацкое и Сотниковское в город Святой Крест, а оттуда по железной дороге в губернский город.

Так выглядели события в селе Александрии, восстановленные по документальным источникам.

Находясь в эмиграции, бывший министр юстиции вооруженных сил юга России В.М. Краснов обратил особое внимание на бунт в селе Александрии и описал его в воспоминаниях о событиях гражданской войны на Северном Кавказе. В его рассказе показаны причины, ход бунта, а также дана оценка и роль в последующих государственных и общественных событиях.

В частности он писал следующее:
«…В 1916 году в селе Благодарном, большом уездном селе Ставропольской губернии началось слушанием дело об антиземских беспорядках.

Дело это слушалось в выездной сессии военно-окружного суда; обвинялось 67 крестьян, в том числе двое раненых, только что прибывших с фронта солдат, с применением ко всем 279 ст. воинского устава о наказаниях, угрожающей обвиняемому смертной казнью.

На суду, длившемся около месяца, мало по малу развернулась картина этого необычного дела, изобилующего такими эпизодами, как разгром магазина и квартиры члена управы, поджог земской школы, истязание толпой старшины.

Земство только перед войной было введено в губернии, только что приступило к попыткам улучшить жизнь на началах самоуправления, и через 2 года разгорающиеся в эпидемию беспорядки с разгромом школ и т. д.

Судебное следствие военного суда приподняло лишь краешек завесы над этой деревенской драмой, но и того, что было приоткрыто, было достаточно, чтобы над этим призадуматься».

2011 г.    г. Благодарный