Бутылка дешёвого вина

Аня Тарасова
В дверь позвонили. Серёжа выключил телевизор и поспешил открывать. Посмотрев в глазок, мужчина вздохнул и, слегка пригладив волосы, повернул ключ.
-Здравствуйте, Сергей Александрович! – сказала миниатюрная рыжая девушка, тоненький силуэт которой предстал перед Серёжей во всей красе, - я Вас не побеспокоила?
-Нет, конечно, Сашенька, ничего, ты вовремя, проходи – произнёс мужчина и пропустил свою студентку в комнату.
Он закрыл за ней дверь и проводил в гостиную, которая по совместительству являлась его столовой, кабинетом и спальней.
Уже несколько лет Сергей работал в институте и учил нерадивых студентов истории, а последние полгода ещё и занимался репетиторством с теми же нерадивыми студентами. Среди них была и Сашенька – милая, симпатичная девушка, довольно умная и понимающая, но ничего не смыслящая в истории. Схватывала она на лету, но любила задавать вопросы по интересным темам. На некоторые из них даже Серёжа не мог ответить. Занимались они в институте, но времени всё время не хватало, и занятия приходилось переносить на выходные к девушке домой, на кухню. Её родители всегда вкусно кормили, и в тёплой домашней обстановке уроки давались Саше легче.
Но теперь в квартире Сашеньки начался ремонт, и репетиторству пришлось срочно переезжать к Сергею Александровичу.
Студентка огляделась в комнате и сказала, что здесь довольно мило. Сергей улыбнулся и попытался пошутить. Не получилось.
Немного помолчали. Затем Саша села на диван и достала учебники.
-Да, верно! – сказал преподаватель, - начнём.
-Я сейчас найду, где мы остановились…
-Да, хорошо… Может попить чего? Чай? Кофе?
-Потанцуем?
-Что??
-Это цитата, Сергей Александрович…
-А, да, точно. Итак, кажется, Александр II?
-А кто это, Сергей Александрович?
-Александр II?
-Нет, эта девушка?
Саша показывала на бледное женское лицо в грубой стандартной деревянной рамке.
-Это? А это, Сашенька, девушка, которая очень сильно изменила мою жизнь…
-Ой, а расскажите, пожалуйста! – загорелась девушка. Молодая ещё, любопытная…
-Саша, давай всё-таки историей займёмся!
-Ну, вот Вы и расскажите историю про эту девушку!
Сергей усмехнулся. Вот хитрюга! Совсем ещё девочка! А глазки-то как блестят…
-Ладно… Слушай…
-Ура! – вскрикнула девушка, но тут же спохватилась, - ой, извините, Сергей Александрович…
-Ничего. Слушай, давай! Шёл я как-то домой. Я ещё тогда студентом был, из института шёл. Жил в этой самой квартире. Так вот, захожу я в подъезд. А тогда вечер был, в подъезде горел свет. Тусклый такой, противный… в общем, электрический. Подхожу к лифту, нажимаю на кнопку, ничего не происходит. Ни шума там, ничего другого. Думаю, всё, опять лифт не работает. Ладно, думаю, пойду по лестнице. Хорошая разминка никому не повредит. Поднимаюсь, вдруг вижу: на лестнице, прямо на ступеньках сидит девушка. Одежда какая-то измятая, рваная, на ногах носки все в дырках, волосы выцветшие, пепельные, в руках бутылка. Вино. Главное, она не как все нормальные пьяницы из горла пьёт, а в фужер полупобитый наливает и отхлёбывает. Интеллигентка.
Ну, я ей и говорю:
«-Как не стыдно девушке пить, да ещё и в подъезде!»
Девушка подняла на меня покрасневшие от слёз и алкоголя глаза и сказала:
«-А что ещё девушке делать, если ей помогает только вино?»
«-Неужели только вино?» - удивился я.
«-Да, действительно, я не права…» - исправилась девушка, но тут же добавила, - «Ещё коньяк, портвейн, джин, а когда денег совсем нет – водка…»
«-Только алкоголь?»- спросил я, пробираясь ужасной жалостью к этой оборванке.
«-И опять Вы меня подловили!» - слабо улыбнулась девушка, - «Помогают друзья, работа, алкоголь и мужчины. Но так как нет работы и друзей, есть алкоголь, а так как есть алкоголь, нет мужчин…»
Я тихо сел рядом с ней и спросил:
«-А как Вас зовут?»
«-Имена не имеют значения…»
«-Почему же?»
«-А что меняет имя? Кто нам даёт его? Мудрые, но давно уже мёртвые, а тогда ещё молодые и глупые родители. Задумываются ли они, что может изменить это имя? Что оно будет означать и какие качества выработает в их ребёнке? Нет, они даже не знают, кем вырастет этот маленький ничего не понимающий человек – преступником или президентом. Они просто дают малышу понравившееся им имя или первое попавшееся, или вообще выбирают, что покороче. Как, например, в моей ситуации… Значит, имя не влияет на человека, так почему оно должно что-то значить?»
Я совсем растерялся и, немного помолчав, произнёс:
«-И то верно…»
Она опять легко улыбнулась и посмотрела мне в глаза. С такими глазами, как у неё надо учиться гипнозу…
«-А меня Серёжа зовут…» - сказал я, переводя взгляд на стенку.
А она вздохнула и произнесла такой вот стишок:
«-И не важны там имена,
И не важны там наши чувства.
Мои родные времена,
Куда ушли вы? Я люблю вас…»
«-Красиво. Что это?» - я спросил.
«-Стихи» - сказала девушка.
«-Да, я понял. А… не знаю… как они называются?»
«-Вот пью я, а забываете всё Вы: имена не важны, я говорила… Вы, кстати, хотите?» - спросила она, качнув в мою сторону бутылку.
«-Нет, спасибо» - поспешно ответил я и спросил – «А автор кто?»
«-И Вы опять требуете от меня имя! Так скажите, почему имена, которые ничего не значат и совершенно не важны, встречаются на каждом шагу?»
«-Не знаю…» - сказал я.
«-Вот и я не знаю…»
Мы помолчали. И в звенящей тишине я спросил:
«-А кто автор-то?»
«-Я»
Опять молчание. И опять его нарушил я:
«-Что пьёте?»
«-Красное. Самое дешёвое красное»
И я решился.
«-Пойдёмте ко мне. У меня от сестры вещи остались, я Вам их дам. Бокалы достану, выпьем вместе. А Вы мне про себя расскажете…»
Она подумала и сказала:
«-Я к незнакомым мужчинам домой не хожу»
«-Значит, в таком виде в подъезде сидеть Вы не боитесь, а к незнакомым интеллигентным мужчинам ходить боитесь? К тому же, я сказал: меня зовут Серёжа. А вот сейчас Вы скажете мне, как Вас зовут, и мы будем уже знакомы!»
Девушка ухмыльнулась и ответила:
«-Ира»
Сашенька слушала очень внимательно и заинтересованно.
-Вот так я и познакомился с Иркой, - сказал Сергей, - а теперь займёмся историей!
-Но…
-И без но!
-Сергей Александрович!
-Не надо, - мечтательно произнёс мужчина, - имена не имеют значения…