В лабиринте замков Луары

Людмила Береснева
   Амбуаз. Сен-Юбер. Фото автора.
               
     Медленно несет свои воды через всю Францию река с благозвучным именем Луара.
Не случайно ее называют «королевской рекой»: в средневековье берега Луары и ее притоков облюбовала французская знать для возведения замков. Более 120 замков украшают величавую Луару. Поражает  своеобразный архитектурный облик многих из них, но мое сердце все-таки пленил миниатюрный замок из розового камня  с изящными башнями, украшенными ажурной каменной резьбой; имя этого замка – Кло-Люсе.
     Не было в нем ни надменной суровости замка Амбуаз, который вырос как бы из скалистого берега реки, где и толстые стены, и сторожевые башни, и массивные ворота – все  отвечало главной задаче  – защищать жизнь короля.
     Не было в этом «скромном» замке того великолепнейшего блеска и роскоши, которые присущи «дамскому замку» – Шенонсо, принадлежавшего сначала фаворитке Генриха 2  Диане де Пуатье, а потом его жене Екатерине Медичи. Каждая из них старалась придать облику замка свое представление о красоте, величии и всемогуществе власти. Даже два сада, разбитые по разные стороны от замка, говорят о разных пристрастиях хозяек: если в саду  Екатерины Медичи благоухают цветы, то  у Дианы де Пуатье, скорее, сад-огород.
     Не был Кло-Люсе связан и с судьбоносными для Франции событиями, как, например, замок Шинон. В разгар Столетней войны, когда англичане завоевывали одну область Франции за другой, в Шинон явилась Жанна д Арк. И хотя девушка никогда не видела дофина, но, как говорят, благодаря божественному проведению, Жанна узнала его в толпе богато одетых придворных и обратилась с горячей речью, предрекая, что он будет королем Франции Карлом 7. Здесь, в Шиноне, она убедила дофина дать ей войско для битвы с англичанами за родной Орлеан.
     Но вернемся к замку Кло-Люсе. Почему же мне так дорого до сих пор воспоминание о нем?
      Здесь провел свои последние годы жизни великий итальянский художник Леонардо да Винчи. В 1516 г. Франциск Первый пригласил 64-летнего Леонардо стать первым живописцем, архитектором, инженером при дворе французского короля. Поздней осенью, погрузив на мула три свои незаконченные картины: «Джоконду», «Святую Анну», «Святого Иоанна Крестителя», – Леонардо  в сопровождении преданного ученика Франческо Мельци и слуги отправился через Альпы в замок Амбуаз – резиденцию короля.
С почтением и радостью встретил Франциск  Леонардо, назначив ему приличное жалование и подарив замок Кло-Люсе, чтобы он мог спокойно творить.
     Сейчас в замке разместился музей великого итальянского художника. У входа в замок посетителей встречает девушка-экскурсовод, одетая в костюм того времени. Она ведет нас через дозорную башню, откуда мы попадаем в комнаты особняка. Из окна спальни виден королевский замок Амбуаз. Оба замка соединены подземным ходом. По воспоминаниям ученика Леонардо, зимними вечерами к великому художнику приходил  Франциск Первый, и тогда увлекательные беседы об искусстве, новых открытиях затягивались до глубокой ночи.
     Рядом со спальней находится рабочий кабинет, где Леонардо да Винчи обдумывал свои проекты, модели, обгоняющие по мысли его время.
     На первом этаже и в подвале – мастерские. Здесь можно увидеть макеты парашюта, дельтаплана, деревянного  велосипеда, скафандра… По чертежам талантливого ученого уже в наше время французские инженеры сделали 16 действующих моделей; среди них танк, подводная лодка, многоствольная пушка, вертолет, разводной мост… Видя все эти экспонаты, восхищаешься многогранным талантом этой уникальной личности.
     В Кло-Люсе Леонардо да Винчи завершил работу над портретом «Джоконды», над которым трудился четыре года. Когда картина предстала перед королем и его свитой, все были поражены портретом прекрасной женщины с сияющими живыми глазами и таинственной улыбкой.
С этого момента уже пять веков кто только не бился над разгадкой ускользающей улыбки «Джоконды»! Последние научные изыскания Амстердамского университета и специалистов США,  «изучавших» улыбку Моны Лизы с помощью новейшей компьютерной программы, «установили ее состав»: 83% счастья, 9% пренебрежения, 6% страха и 2% злости.
А можно ли вообще так механически разъять художественно целое – эту таинственную, слегка лукавую, ускользающую от легковесных суждений улыбку?
     Не утихают споры и по вопросу: «Кто изображен на картине?».
Одни исследователи говорят, что «Мона Лиза» – это зашифрованный портрет Леонардо, любившего мистификации, а не жены богатого флорентийского торговца шелками Джокондо. Другие утверждают, что это портрет его любимого ученика Салаи в женском обличии. Третьи доказывают, что на портрете изображена коварная Пачифика Брандано –  фаворитка Джулиано Медичи.
     Мне представляется более привлекательным предположение, что на портрете жена Джокондо, Лиза Джерардини, в которой Леонардо увидел черты близкие его матери-крестьянки Катерины. Леонардо был очень похож на  мать. Возможно, именно поэтому компьютерный анализ выявил портретное сходство двух картин «Джоконды» и «Автопортрета». Не потому ли художник не расставался с этой картиной до самой смерти как единственной памятью о матери?
     В Кло-Люсе хранится копия «Джоконды». Мне довелось увидеть и оригинал картины в Лувре. В музее «Мона Лиза», небольшая по размерам картина (77 на 53), размещена на фоне больших полотен, но она затмевает их, концентрируя внимание только на себе. Картина завораживает, не отпускает тебя, своим пристально-пронзительным взглядом как бы проникает в твою душу. Хочется подойти поближе, чтобы «разгадать» ее притягательную силу. Но картина огорожена, смотритель неотступно наблюдает за посетителями, и только маленьким детям дозволено близко подходить к картине.
     Вернемся вновь в Кло-Люсе. Вокруг замка разбит удивительный сад, в нем цветы и деревья, о которых упоминал в своих записях или изображал на картинах великий художник. На фоне зеленых ветвей деревьев видны необычные прозрачные полотна, на них проступают лики  с картин  Леонарда да Винчи: Иисуса, мадонны Литты, мадонны Бенуа, дамы с горностаем, автопортрет Леонарда…
     В моем сознании Кло-Люсе неразрывно связан с замком Амбуаз, где покоится прах Леонардо да Винчи. Сен-Юбер – это небольшая изящная часовня, стены ее в ажурном декоре, на узких окнах цветные витражи. На полу усыпальницы белая плита, на которой начертано только имя – Леонардо да Винчи.
 Лилии – цветы  французских королей – сияют белизной в сумраке часовни.