Тайны Изенгеймского алтаря

Инга Томан
    Матиас Готтхардт Нитхардт (1470/75-1528)  принадлежит к тем художникам далекого прошлого, которым  суждено было пережить в ХХ столетии второе рождение. Это один из  выдающихся  немецких живописцев  XVI  века, обладающий  неповторимой творческой индивидуальностью, однако долгое время  имя мастера оставалось в тени  славы  его соотечественника и современника Альбрехта Дюрера.  Длинноволосый меланхоличный красавец, каким предстает Дюрер на своих многочисленных автопортретах,  был кумиром немецких романтиков, видевших в нем   родную душу и «самого немецкого» художника.

     Иное дело – М.Готтхардт Нитхардт. Ни автопортретов, ни писем, ни дневников, ни научных трактатов. Да и биографических документов о художнике осталось столь мало, что долгое время он был известен  под именем Грюневальда, принадлежавшим  другому человеку. Впрочем, причина  малой известности  художника заключается  не только  в недостатке сведений о его внутреннем мире и перипетиях  жизненного пути. Сведенные судорогой почерневшие пальцы с синими ногтями, оскал зубов на мертвом лице, истерзанное пытками тело – всего этого не мог вынести ни галантный восемнадцатый, ни благопристойный девятнадцатый век.  И только двадцатое столетие, обесценившее в бездне  немыслимых и бессмысленных страданий все достижения  культуры и цивилизации, признало художника Матиаса своим. Малоизвестный мастер из далекого XVI столетия  стал вдруг  чрезвычайно современным, и утратившие веру люди  ХХ века, вглядываясь в образы  распятого Христа, видели в нем  воплощение пережитых  страданий.

    Изенгеймский алтарь (1512-1515) – главное творение  М.Готтхардта Нитхардта. Он находится в музее Унтерлинден в Кольмаре (Франция), но прежде  его местоположением была больничная церковь  при аббатстве  св.Антония в Изенгейме.
     Слово алтарь имеет различные значения. Это и восточная часть  церкви, и престол, на котором совершается таинство причастия. В живописи алтарем называются   соединенные между собой картины, связанные одной  идеей или темой.  Обычно алтарь  состоит из трех картин – одной центральной и двух боковых – и называется триптихом.  Нередко его боковые створки имеют изображения на обороте, так что алтарь можно  смотреть  как в открытом, так и в закрытом виде.  Алтарь подобен книге как по внешнему виду, так и по сути. Образующие его картины  представляют   своего рода богословский трактат в образах,  каждая  картина которого  является необходимой частью целого. 
    Изенгеймский алтарь имеет форму полиптиха, то есть состоит из многих картин и имеет  весьма сложное устройство, позволяющее ему открываться не один раз, как обычные алтари, а  дважды. Таким образом, он имеет как бы три «слоя», каждый из которых  состоит из трех картин.

     Каждый день  пациенты монастырской больницы  приходили  с молитвой к этому алтарю. В обычные дни  он был закрыт, и страждущие могли видеть   лишь распятого Христа на черном фоне. Обычно художники изображали крест Господень  на фоне пейзажа, и  красивые дали в какой то мере смягчали трагизм происходящего, напоминая о грядущем воскресении. На картине  М.Готтхардта Нитхардта нет  ничего успокаивающего. Только ужас физической смерти, боль, беспросветное горе и кромешный мрак.  И все же от картины  невозможно отвести глаз.  Потому что, как это ни странно и ни страшно, она прекрасна. Словно белая вспышка на черном фоне –   Дева Мария, падающая без чувств на руки  Иоанна Богослова  в красном плаще, а у подножия креста рыдает Мария Магдалина в светящемся  оранжевом одеянии, и издали ее фигура кажется   зажженном в ночи пламенем костра.
    По большим праздникам алтарь открывали, и перед взором страждущих представало сияющее чудо. Юная златокудрая Мария с нежной веселой улыбкой склонившаяся   над жизнерадостным Младенцем Христом; ослепительный свет с  небес, озарявший и картину,  и тех, кто стоял рядом, и, наконец, ангельский концерт, исполняемый спустившимися на землю небожителями в честь появления на свет Сына Божьего.

     Однако на картине можно увидеть персонажей, не знакомых нам по произведениям других художников, писавших на рождественскую тему. Присмотримся: вот по горным склонам идут пастухи, и над ними парит воинство небесное, возвещающее  радостную весть. Казалось бы, знакомый традиционный образ, но… Один из ангелов бородат. Возможно ли такое в принципе – вопрос спорный, но многочисленные художники, писавшие посланцев Бога  и до, и после Готтхардта Нитхардта, никогда не изображали их в таком виде.  Почему же мастер Матиас решился на это?  По мнению В.Фрегнера, автора крупнейшего исследования о творчестве художника , этот «бородатый ангел»  не ангел вовсе, а сам Иисус Христос, существовавший, как учат богословы, извечно. Таким образом,  среди ангелов  на небесах пастухи увидели Того, кто сейчас воплотился на земле в образе Младенца.
    Есть на картине еще один странный образ. Из мрака шатра, под которым расположился ангельский оркестр, выходит излучающая сияние женщина с пламенеющей короной на голове. Она кажется бесплотной и созданной как бы из материализованного света.  Ее лучезарное  лицо напоминает черты Девы Марии, склонившейся рядом над Младенцем, и,  возможно, эта женщина тоже является Мадонной, но уже в образе Царицы Небесной.

   Но главная  загадка ждет нас впереди. Присмотримся  к участникам ангельского оркестра. На первом плане -   златокудрый улыбающийся ангел в белых одеждах, который старательно играет на инструменте, напоминающем современную виолончель. (Вероятно, это  виола да гамба). За ним расположились и другие подобные ему музыканты. Однако поодаль, во мраке, мы видим  совсем иного крылатого скрипача. Его  покрытая перьями фигура освещена  зловещим сине-зеленым светом, а взор узких светлых глаз устремлен куда-то вдаль. Он не улыбается, подобно другим ангелам. На его мертвенно-бледном лице, выдающем  внутреннее напряжение, застыла тревога и тоска. Куда и зачем смотрит этот  музыкант? В чем причина его затаенной скорби?  И, наконец, кто он сам?
    Может быть, это один из обитателей Царства Небесного, знающий  о грядущей участи на земле Сына Божьего и не  способный сдержать скорбь? А, может быть, это один из падших ангелов или сам Люцифер? Но тогда зачем он здесь? Замыслил ли он что-нибудь злое против Божественного Младенца  или, напротив,  исполненный раскаяния, понимает, что ему никогда не заслужить прощения? Или, может быть, все-таки надеется?
      Никто никогда не узнает, какой смысл вкладывал художник в этот образ.  Да знал ли он сам, кто явился ему в сонме светлых ангелов?  Откуда и зачем  взялся на его благочестивой картине  печальный скрипач с тонкими зеленоватыми пальцами?

    Раз в год – в день святого Антония (17 января) – открывался  «третий слой» алтаря, посвященный  покровителю  обители. Святой Антоний (III-IV вв.), живший  много лет в пустыне в полном одиночестве, был, по преданию, постоянно искушаем бесами, которые пытались заставить его отречься от Бога. Они пугали его жуткими видениями, мучили, а подчас подсылали к нему очаровательных ведьм, пытавшихся соблазнить святого. Все напрасно. Антоний остался верен Богу.
    На картине  Готтхардта Нитхардта мы видим  почтенного старца, терзаемого бесами в  темной лесной чаще. (В христианской символике лес – символ грехов и заблуждений). Они набросились на него, повалили  и безжалостно издеваются над ним, пытаясь убедить  в абсолютной власти и над ним, и над миром.  На лице несчастного пустынника  только страдание, растерянность и ужас. Правда, над ужасной чащей в прозрачной лазури вздымаются к небесам белые скалы (символ трудного пути добродетели), и над  ними – Бог в золотом сиянии, но ни один луч его света не  проникает  в кромешный мрак, где страдает преданный ему человек.
     Впрочем, эту страшную картину, которая не только изображала искушение святого Антония, но и сама являлась искушением для  сомневающихся и отчаявшихся душ, показывали только 17 января. Большую же часть года страждущие подопечные обители созерцали распятого Христа, принесшего себя в жертву во имя любви и сострадания к людям.

    В ХХ столетии Изенгеймский алтарь  обретает новую форму – музыкальную. В 1934 году  немецкий композитор Пауль Хиндемит  завершает  оперу «Художник Матиас», посвященную автору знаменитого  шедевра, однако  в нацистской Германии  она была запрещена. Ее трагизм  был чужд господствующей идеологии, но главное – реалии XVI века  вызывали слишком явственные ассоциации с современностью. В частности,  сцена сожжения «еретических» книг в Майнце  представляла прямую аналогию с   с массовым сожжением  книг в германских городах в 1933 году.  На основании тщательного изучения документов, связанных с жизнью художника, композитор акцентирует внимание на связи  жизни и творчества своего героя с  происходившей тогда в Германии  Крестьянской войной. Вначале Матиас сочувствует восставшим и помогает им, но затем приходит в ужас от варварства народа, уничтожающего  произведения  искусства. В то же время и образованные представители господствующего класса ведут  себя не лучше, сжигая «еретические» книги, а заодно и людей. В отчаянии художник скрывается в лесу, и  там ему являются кошмарные образы  - те самые, которые он впоследствии запечатлел в своем произведении. Из последних сил он творит молитву – и тут  перед ним предстает в образе святого отшельника  чтимый им кардинал Альбрехт и убеждает его вернуться к искусству, ибо оно – единственный путь освобождения  от зла – как в себе самом, так и в мире.

Московская немецкая газета, 2007, №3