Часть 5. Старокатолики

Мария Фрэмд
Была уже половина одиннадцатого, когда я вышла из «Марии на берегу». Накрапывал дождь. Я хотела найти церковь святого Сальватора. В прошлом году мне этого не удалось. Погода и время дня полностью соответствовали прошлому году. На что я рассчитывала? На вдруг обретенное ощущение братства красных книжечек. Одновременно со мной вышла на улицу пожилая пара. «Сан-Сальватор? Пойдемте! Мы тоже туда. Понятно, что Вы не могли найти. Он ведь во дворе старой Ратуши!» Я, честно говоря, даже и не знала, что таковая имеется. Ну, ведь, как будто кто-то в поддавки со мной играл! Из 30-ти церквей, находящихся в центре, они шли именно в эту!

Я не рассказывала до сих пор об истории той или другой церкви, но о Сан-Сальваторе расскажу. Уж больно она интересна и необычна.
Начнем с того, что эта церковь строилась не снизу вверх, а сверху вниз. Просто поначалу, то есть в 13 веке, она была еще не церковью, а частной капеллой в доме двух весьма состоятельных братьев Отто I и Хаймо. Так как над алтарем не должно быть жилых помещений, капелла находилась во втором (верхнем) этаже. Поскольку она пользовалась популярностью, то сын Отто I-го – Отто II ее расширил, придал ей известную самостоятельность и стал сдавать по особым случаям в наем, что, разумеется, еще более улучшило финансовое положение семьи.

Одним из последователей Отто II был каплан Якоб де Поль, постоянно судившийся со всеми подряд, добиваясь выгод своей церкви. Однажды этот самый де Поль подал в суд на соседского еврея Моршеля за то, что тот жарил по пятницам гуся, запах которого соблазнял священника должного поститься. Этот судебный процесс стоял у истоков весьма мрачной страницы истории Австрии, но сейчас я не хочу останавливаться на ней подробно.
Главной заслугой де Поля было то, что в 1360 году он получил от правителей города подвал ратуши, проход и проезд через улицу, что дало возможность «поставить» капеллу на землю.

Каплан де Поль умер через 20 лет после этого события и, вроде бы, похоронен на хорах церкви. (С точностью это неизвестно.) Теперь капелла называлась «Церковь Оттенхайм у Ратуши». Это имя произошло из объединения обеих имен братьев-основателей Отто и Хаймо. Количество прихожан постоянно росло, и церковь обзавелась новыми алтарями. Тем временем ее название из «Церкви Оттенхайм у Ратуши» превратилось в «Церковь Святого Оттенхайма». Святоши молились никогда не существовавшему новому святому, а за образ его принимали обветрившуюся статую Святой Марии. Поэтому в 1515 году тогдашний каплан обратился к Ватикану, чтобы прояснить щекотливую ситуацию. Не знаю, хотел ли он узаконить нового святого, но Папа Лео Х, разумеется, назвал поклонение «святому Оттенхайму» ересью и приказал освятить церковь заново. С тех пор она носит имя Святого Сальвадора. А еще через 5 лет капеллу расширили до соседней улицы - улицы Сальвадора.

Во времена Реформации церковь, похоже, на какое-то время переметнулась к протестантам. Во всяком случае, сохранились сведения о том, что службу читали по-немецки. Но, в конце концов, победили-таки католики. С 1630 года приезжие протестанты, желающие получить венское гражданство, должны были сначала отказаться от своей евангелической веры и принять католичество, причем, именно в церкви Сан-Сальвадор.

Сегодняшний вид церковь приобрела в конце 17-го – начале 18-го веков. К тому же времени относится и великолепный орган, звуками которого мне и довелось насладиться этой ночью. По сравнению с пышным убранством Соборов Святого Стефана или Святого Петра, Сан-Сальвадор скромен, но, безусловно, не без элегантности, а великолепный орган и алтари 18-го века  явно заслуживают внимания.

Однако, неугомонная церковь в неугомонной Вене ни за что не хотела вести себя прилично. Догма о непогрешимости Папы Римского не находила особой симпатии в Вене. В 1871 году либеральный Совет Города Вены решил передать церковь организованному им «старокатолическому» комитету. В ответ на это Архиепископ Вены пригрозил наложить на капеллу запрет. Но упрямая церковь, поддерживаемая Советом Города, не сдалась. Церковный ректор провел в почти пустой капелле последнее католическое богослужение, погасил вечный огонь и передал пустую дароносицу в Магистрат. После чего, торжественно получив ключи от ризницы, каплан Сан-Сальвадора отслужил там первую старокатолическую мессу.

Ответ Архиепископа не заставил себя ждать. Через три дня после этого события переступать порог церкви Святого Сальвадора запрещалось под страхом отлучения от церкви всем католикам! Новая вера была, однако, признана государством.

Мятежная церковь «помирилась» с Венским Епископатом только в 1969 году, во время расцвета экуменистического движения. Только тогда был снят запрет на посещение католиками церкви Сан-Сальвадор.

На всякий случай коротко о том, кто же такие старокатолики и чем они отличаются от католиков нормальных.

Ну, во-первых, «по возрасту» старокатолики, на самом деле, должны бы называться «новокатоликами». Так как образовалось это течение только в 70-е годы 19-го века в связи с протестом некоторых региональных церквей против принятых Первым Ватиканским Собором двух догматов - о непогрешимости Папы Римского и о непорочном зачатии. Старокатолики оправдывают свое название тем, что они ориентируются на Библию и христианскую церковь первого тысячелетия. Т.е. отвергают вышеупомянутые догмы, а кроме того, нисхождение Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.

Современные Старокатолики независимы от Рима, допускают христианское погребение, в том числе и для некрещеных, дают благословение желающим вступить однополый брак, разрешают венчание в своей церкви после развода, допускают женщин ко всем духовным должностям, прихожане избирают демократическим путем кардинала и приходских священников. Активное участие в Экуменистическом движении старокатолики считают своим долгом.

(продолжение http://www.proza.ru/2011/04/11/1131 )