Человек, помоги!

Анатолий Лившиц
Человек, помоги!

Удивительные эти птицы -  скворцы! Они не блещут оперением, как щеглы, синицы и прочие птахи. Но глаза не устают любоваться их красотой, их суетливым передвижением по земле, когда они охотятся за разными букашками.  Они не совсем черные, как кажется на первый взгляд. Есть серые перья, грудка и головка переливаются фиолетовым, медным или бронзовым цветом. Лапки красные, а глаза карие.

Несколько лет подряд у меня на даче жила одна и та же пара скворцов. Я их отличал, даже если они находились в стае.

Рано весной, когда в снегу появлялись проталины, прилетал самец. Он садился на скворечник,  который был привязан к шесту, установленном на крыше бани, и свистел, скрипел, пел голосами других птиц, заявляя  свои права на это гнездо. Изредка недалеко улетал, чтобы покормиться.

А дней через пять прилетала самка. Она чуть поменьше самца. Оба таскали в скворечник веточки, корешки,  перья птиц, семена клёна, клочки шерсти – всё, что годится для устройства гнезда. Радостная встреча заканчивалась кладкой яиц. Высиживали их по очереди. Дней через десять появлялись птенцы. Об этом событии легко догадаться: родители с утра до вечера таскают добычу в скворечник. А через месяц после кладки яиц птенцы вылетают из гнезда.  Затем все повторяется – кладка яиц, высиживание, кормление. С вылетом последнего птенца скворцы в это лето в гнезде не появляются. Где они летают, где ночуют, одному Богу известно.

*   *   *
… Мой дачный участок вытянут вдоль берега оврага. Однажды я работал с посадками в дальнем углу сада. Вдруг мои скворцы подлетели близко ко мне и начали кружиться вокруг, при этом громко кричали. «Опять какое-то нападение на скворечник» - подумал я, вспомнив недавний случай. В прошлое лето рано утром меня разбудил панический крик скворцов. Выскочив во двор, я увидел сидящую на передней стенке скворечника сороку, которая засунула голову в леток и пыталась достать то ли яйца, то ли уже вылупившихся птенцов. Скворцы летали вокруг нее  и кричали. Я громко хлопнул в ладоши, сорока вздрогнула от испуга и улетела.

…Я поспешил к  гнезду, скворцы – впереди меня. Когда я увидел скворечник,  там все было спокойно. Я постоял в раздумье и повернул назад. Но не тут-то было! Скворцы еще больше засуетились, явно преграждая мне путь. «А вдруг в скворечник заползла змея? Или залетела какая-нибудь хищная птица помельче? Надо вскрывать домик» - решил я.

Обычно я открывал крышку скворечника осенью, чтобы сделать в нем уборку.  Если его не очистить, то на следующий год скворцы могут отказаться от поселения в нем. 

Я захватил отвертку и залез на крышу бани. А скворцы? Они сидят на ветках дерева в двух метрах от меня и молчат. Они напряженно наблюдают за мной. В клювах у них топорщится в разные стороны приготовленный корм для птенцов.  Я отчетливо видел жучков, кузнечиков и еще живую извивающуюся гусеницу. И как они не растеряли этих букашек, когда кричали в панике!

Отвернув два шурупа, я снял крышку скворечника.  Все понятно! Один птенец зацепился когтем за неровность стенки и повис вниз головой, растопырив крылья и накрыв ими всё гнездо вместе с другими птенцами. Видать, настало время покинуть гнездо, вот он и полез к летку, но сорвался. Внутренние поверхности досок были не остроганные, так и должно быть. Если стенки будут гладкие, то птенцам трудно будет выбраться  наружу и они могут погибнуть.

Я вынул птенца. Он уже  хорошо оперился, только большой живот был голый, как шарик пинг-понга. В гнезде сидели еще три скворчонка. Ну и теснота в гнезде! Да и запах не из приятных. Однако довольно чисто. Родители не только кормят птенцов, но и постоянно очищают гнездо. Я вытянул руку, чтобы показать птенца скворцам. Вдруг он выстрелил помётом.  «Живой!» - отметил я и вновь заточил его в домик. Не успел я слезть с крыши, как скворцы накормили птенцов и вновь улетели за добычей. «Твари неблагодарные!  Даже спасибо мне не сказали» - проворчал я, шутя.

…Через пару  дней  скворечник опустел: птенцы стали взрослыми птицами.

Февраль, 2011