Серьёзный разговор

Игорь Караваев 2
Современная наука считает (или считала?), что животные не умеют думать, что они делают всё только лишь в соответствии с инстинктами и рефлексами.

Мне кажется, это не так. Они не только думать, но и разговаривать по-своему умеют! Кажется, ну что можно услышать в собачьем лае? Правда, профессиональный охотник, как говорят, может в лесу по голосу своей собаки точно определить, какого именно зверя она гонит (и, тем более, она ли это гонит зверя или наоборот). А у животных слух тоньше, к тому же он воспринимает и такие частоты, которые человеческое ухо не слышит.

Как мне кажется, один раз я спровоцировал собак на серьёзный разговор!

Однажды летом я приехал на школьные каникулы на свою малую Родину, в город Очёр Пермского края. Город крупным не считался, большинство домов в нём было деревянными, со своими двориками и огородами.
 
Асфальтированных дорог в городе почти не было, зато вдоль улиц росло много деревьев, нередко - столетних и даже старше! В те годы в Очёре было два завода, один - машиностроительный, а другой - ремонтно-механический. Оба стояли недалеко от берегов громадного и живописного пруда, рукотворного озера, вырытого ещё крепостными Строгановых.

В Очёре производственные планы заводов и экология мирно уживались друг с другом, точно так же, как и люди, приветливые и простые. Почти в каждом дворе держали собаку, в основном, «для порядка».

Я в тот год был ещё, что называется, дитё-дитём, но вырос уже почти как взрослый. К нам на денёк приехала моя тётя. Ей нужно было сходить к нашей родне, которая жила на другом краю города, «за рекой». Назад тёте возвращаться надо было уже вечером, по темноте, и в одиночку идти ей было страшновато. Она попросила меня составить ей компанию.

Когда мы вышли в обратный путь, уже совсем стемнело. Лампочки на деревянных столбах делали темноту вокруг себя ещё чернее и непроницаемее, в световых пятнах плясали мошки и серые ночные бабочки.

Тёте стало страшно, поэтому я решил её развеселить. Я тогда неплохо копировал голоса животных и изобразил собачий лай. Получилось похожим на то, что идут люди, а с ними - собачка. Что тут такого, подумаешь... Мне казалось: вот если бы я, предположим, взял ружьё и бабахнул, тогда совсем другое дело, а так - мало ли собак может бегать по улицам?

В ответ из-за ближайшего забора раздался грозный лай. Видимо, собака приняла меня за своего собрата и предупредила:

- Это моя территория! Какого лешего ты тут шляешься?
Ей ответила соседка:
- Чего орёшь? Кому, вообще, ты и твоя территория нужны?
- Не мешай, не лезь, не твоё дело! Ходят тут всякие, да ещё и голос подают, как хозяева! Совсем обнаглели!

Вскоре зазвучал сердитый бас ещё одного пса:
- Эй вы там! Чего разорались в такой час? Что вам, целого дня было мало для болтовни?

Таким вот образом собачий лай распространился вокруг нас со скоростью лесного пожара. Мы с тётей уже миновали мост через реку, прошли вдоль дамбы и повернули с главной улицы в сторону дома, а за рекой всё ещё слышался лай собак, продолжавших выяснять отношения.

Дорогие земляки, простите мне мой поступок...