Храмы селений Благодарненского уезда

Владимир Пузиков
Глава из рукописи «От поселения Солдатского до наших дней».

НА ФОТО: Храм Святого благоверного княза Александра Невского в г. Благодарном. ФОТО АВТОРА.

Наши предки, проживавшие на территории Новогригорьевского, затем Благодарненского уезда Ставропольской губернии, в основном исповедовали православие. Общины и секты других религий широкого распространения не получили.

В конце XIX века в селе Благодарном лишь около десятка человек принадлежали к секте поповцев. В 1909 году зарегистрированы сектанты: хлысты – 23, прыгуны – 5 человек.

Первым каменным строением в селе стал храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, воздвигнутый на пожертвования прихожан и освященный в 1835 году.

По сведениям А. Твалчрелидзе  "...первая старейшая, каменная, крытая железом церковь построена в 1835 году и обошлась обществу в 22 000 рублей. В 1890 году при церкви построили колокольню, стоившую 6 000 и ограду – 3 000 рублей». (Л 40)

В состав причта входили священник с жалованием в 135 рублей, диакон и псаломщик – по 45 рублей. Священник жил в церковном доме, диакон – в квартире при церковно-приходской школе. В школе обучалось до 60 детей.

В 2011 году благодарненцам стало известно: в 1895 – 1896 годах служил в Космодамиановском храме священник Андрей Филиппович Ковалев. Он родился 12 августа 1871 года в станице Кореновской Кубанской области в семье мещан. В 1892 году Андрей окончил Ставропольскую духовную семинарию. С июня служил псаломщиком в Петропавловской церкви на Кубани.

Владыкой Агафодором 12 Апреля 1895 года Андрей Ковалев был переведен в Космодамиановскую церковь села Благодарного. 15 июля 1896 года был положен в сан диакона, а через 5 дней – в священника и направлен в Казанскую церковь села Удельного Ставропольской губернии.

В июле 1901 года утвержден в должности члена Александровского отделения Ставропольского училищного Совета, в сентябре 1907 года –окружного миссионера 12-го благочиния.

С ноября 1909 года отец Андрей служил в Вознесенской церкви станицы Кущевской, с сентября 1910 года преподавал закон Божий в женской одноклассной школе министерства народного просвещения.

В сентябре 1913 года А. Ковалева утвердили законоучителем мужской одноклассной школы, преобразованной с 1 сентября 1915 года в двуклассное училище. В 1916 году Священный Синод наградил его крестом, как особым знаком церковного отличия.

После 1917 года священник Андрей был переведен в Краснодар членом правления свечного завода. Батюшку арестовали 21 сентября 1921 года по обвинению в поджоге завода и в агитации против советской власти. В ходе расследования властям не удалось доказать вину священника.

Однако они вынесли следующий приговор: «…Принимая во внимание тревожный момент в связи с нападением банд на ст. Динскую и с предположением напасть на Краснодар, и для поддержания общей политической ситуации в городе, как элемент, враждебный советской власти, - расстрелять». Приговор был приведен в исполнение 23 сентября 1921 года, в час ночи.

Постановлением от 26 декабря 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века священника Андрея Ковалева, причислив его к лику святых.

Космодамиановский храм разрушили в период «богоборчества» в 30-е годы. На месте храма поставили автостанцию.
Одноименный храм в городе Благодарном построен в 2000-е годы.

***

Второй храм села Благодарного – Сретенский. Об этом храме В.М. Забелин приводит следующие сведения: «…Каменная церковь была построена в 1864 году и обошлась обществу в 29 000 рублей. В ней два престола: первый - в честь Сретения Господня (отсюда и название - Сретенская церковь), второй - в память святителя и чудотворца Николая.

В состав причта входили два священника (жалованье 130 р.), диакон и два псаломщика (жалованье 45 р.). Оба священника помещались в церковных домах, диакон в здании церковно-приходской школы. Школа находилась в церковном здании, и обучалось в ней до 45 учеников».  (Л 11)
Советы разрушили Сретенский храм, сегодня на его месте – кинотеатр «Мир».

***

В 1894 году в селе построили величественный храм имени святого Александра Невского, который и сегодня является выдающимся творением зодчества, архитектурным памятником, гордостью благодарненцев.

Храм воздвигнут в память 25-летия царствования Государя императора Александра Николаевича и посвящен тезоименитому ему святому Александру Невскому.

Святой благоверный князь Александр Невский прославлен в лике Святых за благочестие своей жизни, ратные подвиги в защиту веры и государства Российского. Строительство храма обошлось обществу в 57 000 рублей.

Директор Благодарненского районного музея Т.И. Бочарова в сентябре 2010 года писала:
«…Храм Святого благоверного князя Александра Невского отличался своим внутренним убранством, вызолоченным иконостасом в пять рядов с более чем 60 иконами, многочисленными резными вызолоченными киотами, где находились иконы хорошего письма живописцев из Ставрополя и Москвы. Многопудовые колокола на высокой звоннице своим звоном были слышны на десятки верст вокруг».

При церкви имелось 297 десятин земли. Притч состоял из священника, диакона и псаломщика. Священник жил в церковном доме. Прихожан числилось около 3 000 человек. В 1909 году кружечный доход притча составил 2 434 рубля. В этом же году было зарегистрировано 218 рождений, 37 браков, 151 смертей.

Церковно-приходская школа располагалась в церковной сторожке. В период коллективизации храм использовался под зернохранилище. Вновь был открыт в годы Великой Отечественной войны.

В храме два престольных праздника. Ежегодно 12 сентября отмечается праздник и проводятся особые богослужения в честь перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя храма. Второй престольный праздник проводится в честь «…Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

18 сентября 2010 года в храме собралось множество горожан и жителей района.
Благочинный церквей Благодарненского округа протоиерей Тимофей Гриценко в районной газете писал:

«…Выражаю искреннюю благодарность всем за молитвы. После совершения Божественной Литургии и крестного хода состоялась праздничная трапеза, которую приготовили прихожане Александро-Невского храма благодаря пожертвованиям добрых людей: Е.И. Захарченко, Е.Е. Секриеру, Т.А. Секриеру, Р.А. Бабаян, С.И. Пикаловой, Л.Н. Вихляевой, А.М. Еременко, А.Н. Еременко, Л.Н. Тишевской, В.И. Попову, В.И. Водолазскому, В.И. и Н.Н. Зацариным, А.А. и С.И. Василенко, А.Г. Янюк и Т.А. Янюк, В.В. Муровятниковой, В.А. и Н.Н. Гольтяпиным, Б.Н. и Л.В. Гориным, А.Б. Уваровой, Н.А. Будущевой, В.М. Шальневу, С.А. Лобкаревой, Д.С. Назаренко, М.К. Клычеву, Л.П. Серовой, Н.А. Булгаковой, М.В. Волкову, Т.В. Кожиной, И.М. Щеглову, В.С. Куликову, В.А. и Г.А. Фатневым, С.Э. и А.С. Ледневым, Э.А. Оганесяну, А.А. Оганесяну. Благодарю всех, кто оказал помощь в организации и проведении Престольного праздника».

***

Был в селе Белокаменный храм староверов, при нем кладбище «двуперстников». Храм и кладбище снесены в 1930 году. На их месте построили городскую баню, которую затем реконструировали под магазин № 22 и квартиры для работников райпотребсоюза.

***

В селе Александрии в 1840 году была построена деревянная церковь с двумя престолами, названная в честь святых Димитрия Солунского и Алексия, Человека Божия. Строительство обошлось обществу в 15 000 рублей.

Каменная церковь в честь Вознесения Господня построена в 1891 году, и обошлась обществу в 51 000 рублей. В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Диакон помещался в здании церковно-приходской школы. Здесь были мужская и женская церковно-приходские школы. Первая имела собственное здание, а вторая размещалась в церковной сторожке.

В пользовании духовенства находилось 199 десятин церковной земли. Население в селе православного вероисповедания, но существовали и секты поповцев и хлыстов (44 человека).

В 1905 году в селе сооружена каменная церковь с каменным забором. Названа она Димитриевской. В церкви имелся придел во имя св. Алексия, Человека Божия. В состав причта входили священник, диакон и псаломщик.
В церковном здании размещалась церковно-приходская школа и квартира для учителя.

***

Село Алексеевское было основано в 1905 году. Уже в 1907 году здесь построили молитвенный дом из самана, без ограды. Позднее алексеевцы купили у казаков Поволжья походную Казанскую церковь и привезли ее в Алексеевское. Известно, что 1 сентября 1909 года в селе началась постройка храма.

В действующем храме в состав причта входили священник и псаломщик. Для помещения священника общество нанимало крестьянскую избу, а псаломщику выделялось 60 рублей квартирного пособия.

Алексеевскому храму Казанской иконы Божией Матери в 2010 году исполнилось 170 лет. В этом же году трудами настоятеля, священника (иерея) Алексея Гошуновича, секретаря политсовета Благодарненского местного отделения партии «Единая Россия» И.А. Ерохина, депутата Государственной Думы России М.В. Игнатовой осуществлена реконструкция кровли храма.

***

В селе Бурлацком каменная церковь в честь св. Митрофания была построена в 1877 году. Здание церкви обошлось обществу в 30 000 рублей, а иконостас в 5 000 рублей. В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Псаломщик помещался в общественном доме, а остальные члены причта в собственных. Церковно-приходская школа находилась в собственном здании, построенном в 1905 году за 3 000 рублей на средства церкви и губернского Училищного совета по народному образованию. На содержание школы общество выделяло 100 рублей.  (Л 11)

В советские времена храм был разрушен, а в 1995 году на пожертвования прихожан и спонсоров в селе Бурлацком воздвигли новый храм Святителя Митрофана епископа Воронежского.

В 2010 году на праздник Рождества здесь устроили новый вертеп. В углу храма соорудили макет темной пещеры, в которой были расположены настоящие карликовые елочки, душистое сено, гипсовые овечки и картонная коровка, гипсовые фигуры Святого семейства, пастухов и волхвов, сверкающая звезда. На праздник в храме собралось более 80 человек, в том числе 29 детей в возрасте от 4 до 13 лет, сотрудники церкви, включая причт, певчих, служащих и механизаторов.

Службу вел настоятель храма протоирей Ириней Лукьянов. Певчие исполнили сначала тропарь и кондак Рождества Христова, а затем  рождественские колядки на русском и украинском языках. 62 человека получили подарки. Каждый одариваемый прикладывался к иконе праздника и получал из рук настоятеля иконку Рождества Христова и кулек со сладостями. В завершение праздника все сфотографировались на память.

Владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан в 2003 году высоко оценил деятельность протоиерея Иринея Лукьянова. Он сказал: «…Стараниями настоятеля храма во имя святителя Митрофана Воронежского Иринея Лукьянова в небольшом селе Бурлацком организованы постройка прекрасного храма, обработка большого участка церковной земли, что помогает обеспечивать нужды прихода».

***

В селе Елизаветинском в 1864 году была построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская церковь). Жители православные, сектанов-хлыстов 111 человек обоего пола.

В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Священник жил в общественном доме, псаломщик получал от общества 30 рублей квартирных, а диакон проживал в квартире, находящейся в церковноприходской школе. Школа располагалась в здании, пожертвованном прихожанами.
При церкви имелось 99 десятин земли.

***

В селе Мирном, основанном в 1905 году, уже на следующий год была построена деревянная Рождественско-Богородицкая церковь. Рядом на каменных столбах стояли колокола. В состав причта входили священник и псаломщик.

***

Село Сотниковское имело две церкви. Каменная церковь в честь Архангела Михаила (Михаило-Архангельская церковь) построена в 1878 году. На постройку было затрачено 37 000 рублей. При церкви находилось 99 десятин земли.

В состав причта входили священник с жалованием в 132 рубля, диакон и псаломщик с жалованием по 45 рублей. Священник получал от общества квартирные, в сумме 100 рублей. Церковно-приходская школа открыта в 1893 году и располагалась в собственном здании.

Позднее, в 1905 году была построена Николаевская церковь. В состав причта входили священник и псаломщик. Для помещения священника имелся общественный дом, а псаломщик получал от общества квартирные - 35 рублей. Церковно-приходская школа помещалась в церковной сторожке.
В селе были сектанты-поповцы – 20 человек.

***

По сведениям А. Твалчрелидзе в селе Спасском каменная церковь в честь Казанской Божьей Матери (Казанская церковь) была сооружена в 1872 году из местного камня, обошлась обществу в 27 000 рублей. Население православное, за исключением двух семей – поповцев.

В состав причта входили священник, диакон и псаломщик. Священник и псаломщик жили в общественных домах, диакон при церковно-приходской школе, находившейся в церковном здании.

***

В селе Шишкино службы проводились в деревянной церкви в честь святого Иоанна Богослова (Иоанно-Богословская церковь), построенной в 1849 году за 20 000 рублей. Население православное, секта хлыстов – 8 человек обоего пола. Церковной земли 66 десятин.

В состав причта входили священник с жалованием 225 рублей и псаломщик – 98 р. 90 к. Священник и псаломщик помещались в общественных домах. Была в селе церковно-приходская школа.

***

Причт церквей состоял, как правило, из священника, диакона и псаломщика. Численность их определялась практической необходимостью. Все они получали казенное жалованье: священник 130-135 рублей, диакон и псаломщик по 45 рублей. В случае необходимости местные общества доплачивали квартирные, если не могли обеспечить их жильем.

Диаконы жили в церковно-приходских школах, в которых и пре-подавали. Сами школы находились как в церковных строениях, так и в самостоятельных зданиях. Постройка церковно-приходских школ велась за счет средств общества и церквей.

Каждая церковь имела по 99 десятин причтовой земли (за исключением Иоанно-Богословской - 66 дес.), которую сдавали в аренду для получения дохода. Эти земли находились на расстоянии от 4 до 10 верст от населенных пунктов.

***

В 1988 году праздновалось 1000-летие принятия Русью христианства. В этом же году исполнилось 70 лет со дня принятия ленинского декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

К тому времени в районе действовали всего четыре православных церкви: Александро-Невская в г. Благодарном, Казанская – с. Спасском, Николаевская – с. Сотниковском, Казанская – с. Алексеевском.

    Доходы всех церквей в 1986 году составили 113 726 рублей, в 1987 году – 93 830 рублей. Расходы, соответственно, 113 666 и 92 150 рублей.

    Верующие активно участвовали в миротворческой деятельности. Только за 1986 – 1987 годы ими было перечислено в фонд мира 17 540 рублей.

Кроме того, средства перечислялись на охрану памятников истории и культуры, в частности, на реконструкцию Свято-Даниловского монастыря, который стал духовно-административным центром Русской православной церкви.

Оказывалась финансовая помощь гражданам, пострадавшим от Чернобыльской аварии и от наводнения в Грузии.

КЛАДБИЩА

И.А. Иванов – житель города, любитель истории собрал сведения о кладбищах села Благодарного:

«…В нашем селе до 1930 года было пять погостов. Кладбище по улице Московской обслуживалось православной церковью святого Александра Невского. Кладбище закрыто по решению Благодарненского сельисполкома, протокол № 33 от 11 декабря 1968 года. Председателем исполкома тогда работал Алексей Иванович Щептев.

Кладбище, расположенное по улице Чапаева, обслуживалось православной церковью Косьмы и Дамиана.

Сельской властью был закрыт погост в районе верхней автозаправочной станции (АЗС).

С 1968 года и до начала 2000-х годов захоронение горожан проводили только на одном кладбище в южной части города, около мельницы».

2011 г.           г. Благодарный