Векторы культуры

Александр Грайцер
Культура  подводит человека к такому состоянию моральной ответственности, которая называется порядочность.
В основе порядочности лежит требование отношения к другому человеку, как к самому себе. То есть, все, что ты делаешь другому, ты фактически делаешь себе: нахамил кому-то, считай, что нахамил себе. Оскорбил, считай, что оскорбил самого себя. Клевещешь - считай, что клевещешь против себя и т.д. В основе непорядочности лежит невежество.

Культура в области межнациональных или межрелигиозных отношений строится на том же. Если одна нация или религия унижает другую, она фактически унижает саму себя. Часто, особенно в межрелигиозных или межнациональных спорах возникают взаимные претензии одной религии или нации к другой. К примеру, евреи распяли Христа, а христиане устраивали крестовые походы, инквизицию и войны. Перед судом культуры неважно - кто кого сжигал и убивал: сжигал, убивал, - значит, варвар. А как ты себя называешь при этом - евреем или христианином, не имеет значения.

Вообще, как я уже отметил ранее, культура ведет человека к совершенствованию. По принципу - от частного - к общему, из национального - к общечеловеческому. К примеру, произведения искусства обретают мировой масштаб, когда, сохраняя национальную самобытность, поднимаются из национального к общечеловеческому. То есть, ставят или решают  вопросы, которые касаются всего человечества. Так и человек на пути совершенствования выходит из национальной матрицы, словно ребенок, покидающий материнское чрево, и становиться гражданином мира. И тогда для него уже все люди - братья. Собственно, тогда он и становиться евреем (не по Галахе, а по духу).

Вообще, вопрос - как человек относиться к иному, не такому, как он, как он воспринимает иную точку зрения, с которой не согласен? - является критерием культурности, более того, - духовности. Если человек не воспринимает другого, и ведет себя по отношению к нему отчужденно, то, разумеется, это свидетельствует о недалекости, ограниченности, невежестве. А если, в протянутой ему дружелюбно руке он видит угрозу, и становиться агрессивным, то очевидно, что перед нами - варвар.

Культура подводит человека к восприятию духовного мира. Ведь в духовном мире  устраняются всякие разделения между людьми - национальные, расовые, религиозные, политические, экономические, имущественные и пр. Ап. Павел так и сказал - "Во Христе нет ни иудея, ни эллина". Бог ведь - Един, и Он всех объединяет. Вот к этому единству и поднимается человек по ступеням культуры, точно так же, как он поднимается по ступеням духовности в религии.