Chapiteau

Игорь Грей
*

МИМ

цирк-шапито уехал и остался только клоун
один лишь клоун
или очень грустный мим
осколок ласкового лета
солнечный зайчик
в уголке твоих глаз
в твоей слезинке или капельке осеннего дождя
сентябрь...

*

ТЕТ-А-ТЕТ

ТЫ – да, да! – именно ты:
я с тобой говорю. Слушай!

Ты следишь за моей мыслью?
Ты смотришь мне прямо в глаза?
Ты слышишь мой голос?
Ты читаешь убогие строки?

Да, это ты, который приходит
в театр одного актера
и смотрит моноспектакль,
в котором я играю самого себя.

«Прошу не путать автора с ЛГ»?
Да ведь это маразм, мой друг:
неправда, ширма – маска.

Потому что Федор Михайлович –
это его Идиот, Лондон – это Иден,
а Оскар и есть Дориан!

И ты – это ты, мой друг,
так же как я – это я.
Без всяких ширм и масок.

Я весь, как есть, –
у тебя на ладони,
как твои линии, которые
ты видишь без очков.

Этот актер, играющий себя,
душевный стриптизер, открывающий сердце,
эксгибиционист, обнажающийся на публике,
бывает отвратителен, не так ли?
 
Тебе не нравится неверный слог
и его неуверенный голос,
и тембр баритона суховат – 
не твоей масти тембр?

Бархат вытерся и замша износилась.
В уголках глаз – ранние морщины,
на висках – преждевременная седина.
Неубедительно играет этот мим!
И его нагота неприглядна.

Лучше оденься! Лучше молчи! –
иногда ты так думаешь
или даже кричишь.

А кто сказал, что будет красиво?
А кто сказал, что не будет драмы?
Разве ты еще не пресытился хэппи-эндами,
которыми так изобилует жизнь?

Не за драмой ли ты пришел к траги-комику
в лице одного актера, который просто
не стал закрывать замочную скважину –

для одного тебя?

*

АМПЛУА

уже за сорок а я все еще
не определился
со своим актерским амплуа
в театре драмы и комедии:
печальный мим или всё же
драматический актер?
клоунада порой тоже манит:
есть в ней что-то такое!..
но меланхолику
клоуном быть так непросто...
а посему
доминирует драма
как правило трагедия где много
садо-мазо для души...
а шо поделаешь?
вся наша жизнь –
бесконечная драма
в  этом  театре  теней

*

THE INVISIBLE

каждый раз
когда я выхожу
за двери своего дома
у меня возникает
непреодолимое желание надеть

шапку-невидимку

но когда я ее снимаю
то начинаю понимать
что надевать ее
не нужно было
поскольку
прохожие смотрят сквозь меня

не замечая

авто проходят сквозь меня
словно меня и нет вовсе

но я-то их вижу!!!

и всматриваясь в лица и глаза
в их спины
присматриваясь к ним
я начинаю понимать
что все они
и друг друга с трудом замечают…

потому что мы все –
невидимки...


какой скучный моноспектакль
в театре теней я играю!
кошмарный сон длиною в сорок лет
всё на одной и той же сцене

в театре полутонов и полутеней
в колизее слепоглухонемых
потерявшихся
в альтернативах зазеркалья

*

ЧЕРНЫЕ ТУФЛИ СО СКРИПОМ

Мне сшил их мастер –
старичок-еврей, которого
никак не назовешь
сапожником или обувщиком.
Когда я шел,
они слегка скрипели
и сводили с ума многих женщин.
Ох уж эти женщины!
Странные существа:
они смотрят не в глаза,
но на обувь.
Я проверял не раз:
я шел им навстречу
и смотрел им в лицо,
но они взирали
на блестящие туфли,
которые слегка
скрипели при ходьбе.
И когда они видели туфли,
и когда они слышали
скрип хорошей кожи,
их взгляд поднимался всё выше,
и в конце концов
я мог увидеть их глаза...
Сколько бурных аплодисментов
сорвали эти туфли!
С ними может соперничать
разве что старая скрипка
мастера-виртуоза,
которой четыреста лет.
Я танцевал в них степ,
когда был еще молодым –
зажигательно, страстно, неистово.
Эту чудесную пару
то и дело вызывали на бис –
ту самую пару
из черной кожи,
что слегка скрипела при ходьбе.
Те туфли, которые
мне сшил старый еврей
в середине ушедшего века.

*

МОНОСПЕКТАКЛЬ

гастроли пробы
кастинги
зубрежка роли
сценарии костюмы
декораций смена
грим маска новая
и дубли дубли дубли
цветы овации
признание очередное
или вердикт судьбы:
не верю!
НЕТ, НЕ-ВЕ-РЮ!
вся моя жизнь –
очередной
моноспектакль
в театре
одного актера

*

АВТОБИОГРАФИЯ

Попросили написать
биографию.
Свою.
А что ее писать?
Она

уже написана!

Открыл ящик стола,
в которой
храню дневники с прошлогодним снегом,
старые письма с увядшими незабудками
и всякую
прочую прочину,
связанную

со вчерашним днем.

Достал папку с документами,
открыл: вот она, родимая!
Свеженькая еще – даже чернила еще

не высохли.

Одна беда: черновик! А кому черновик нужен?
Перечитал я его, а затем
скомкал с мыслью о том,
что дурака работа
любит.
Неужели нельзя было сразу писать

начисто?!

Комкал долго. В серцах. А потом
развернул, разровнял, разгладил – и сделал

оригами.

Голубь вышел потешный, но немного
печальный...
Открыл я окно, подул ему в хвост,
как делали с ребятами в детстве, –
и отпустил его с миром в белое небо зимы:
пусть себе

полетает!

Сел за стол, взял чистый лист,
обмакнул перо в чернильницу
и написал сверху:

МОЯ ЖИЗНЬ

А потом задумался...
и сидел бесконечно долго,
уставившись в одну точку, – до тех пор,
пока точка уже невидна стала.

Наступила ночь...

Жизнь моя горемычная!..
Как же писать тебя заново? –
С чистого листа?
Да к тому же еще и начисто,
и чтобы без ошибок да исправлений!
И каллиграфично...

Долго думал

и вспоминал, пока

горела свеча...

А когда она погасла, прилег на кушетку,
что со столом рядом, и попытался уснуть.
Утро вечера мудренее.

А мудренее ли?..

А ранним утром, когда проснулся,
первое, что я увидел,
был тот самый белый голубь, который,
влетев в форточку,
сидел  на письменном столе,
уткнувшись клювом в белый лист бумаги –
tabula rasa моей биографии,
которая так и осталась ненаписанной сначала

начисто.

*

ИДУ НА БИС!

– Иду на бис! –
улыбнулся актер
и умер на сцене еще раз.

P.S.

Престиж* театра и призвание актера –
показать жизнь и смерть таким образом,
чтобы ему поверили и прокричали бис.

* престиж: 
1. от франц. prestige – обаяние, очарование; от лат. praestigium – иллюзия, обман чувств; авторитет, уважение, доверие
2. эффект, который производит мистик на людей, не способных разгадать его тайну, пораженных невозможным и необъяснимым

*

ДЕЦИБЕЛЫ И ГЕРЦЫ

Когда я был молодым
я любил слушать музыку громко
на всю мощность AS 90-х
и соседи были не против
потому что им нравилась музыка
и еще потому что они
на Корветах и Амфитонах
делали то же самое
и у нас были схожие вкусы.
Когда я был молодым
я ходил на концерты
Скорпов и Гиллана
Динамика и ДДТ.
Мой чувствительный слух
выносил нагрузку
в несколько сот децибелов когда
вибрировали рукава батника
и шевелилась черная грива
на моей обалдевшей крыше.
Когда я был молодым
мы мастерили динамики сами а также
всевозможные примочки к гитарам
потому что импортных было не достать.
Мы играли в ДК на танцах
по субботам и воскресеньям:
разношерстная публика от 16-ти
и до 66-ти
сходила с ума от хитов
Макаревича и Никольского
Кинчева и Кузьмина.
И всю группу потом
вызывали на красный ковер
и просили спеть на бис
то же самое что мы пели вчера.
А затем всем давали по шапкам
обещая закрыть нас надолго
в местах не столь отдаленных.
Но после таких гонораров
мы шли в близстоящий бар
где давали друг другу слово
никогда не сходить с прямого пути*
потому что могли позволить себе роскошь
не прогибаться под изменчивый мир*
когда мы были молодыми.
А сейчас мой старенький Фендер
пылится на антресоли
потому что играть стало не с кем
хотя можно играть что угодно
и даже свое. И я
убрал на чердак AS 90
потому что купил другие
ультрамодные колонки которые выдают
совершенно другие герцы.
И музыку слушаю на болванках
а винил почивает в той же кладовке
вместе со стареньким Фендером
и всё чаще в руках Музима с нейлоном.
Но бывают дни когда я говорю:
идите сюда, родные!
И тогда у меня есть возможность сравнить
старые Вещи с новым барахлом
и я вспоминаю времена когда
я слушал музыку громко
несмотря на чувствительный слух.
Я давно живу в мегаполисе
в нем децибелов хватает на всех
поэтому выходя из дома
на шумный центральный проспект
где авто мечтают о Формуле I
или Париже с Дакаром
я в уши втыкаю беруши
или маленькие наушники от плейера
чтобы не слышать рев монстра
которого будят утром
гонщики и металлурги
сирены скорых и стражей порядка
которым нужна мигалка
чтобы ехать на красный свет.
И тогда я благодарю Небо
за тех кто придумал беруши
и наушники со стеклопакетами
евроокон и евродверей.
И все чаще в моих динамиках
звучит неоклассика с классикой
вперемешку с классическим роком
джазом и психоделией.
А когда в дверь стучится мигрень
и за горло хватает депрессия
я думаю о временах
когда мы играли на танцах
и получали по шапке
и мечтали о свободе слова
и пели о свободе песни
и децибелы нас не пугали
и герцы всегда были в кайф
в третьей трети ушедшего века
когда мы были моложе.

* Темы А. Макаревича

*

CHAPITEAU

сегодня
я дарю тебе
прощальный поцелуй
осени
мы простимся
с несбывшейся мечтой
соберем реквизит
и пойдем навстречу весне
минуя зиму и время печали
обратно – к первому поцелую
вечности

*

ВЖИТЬСЯ В ОБРАЗ

Я – природа, а ты – искусство:
посмотрим, есть ли у нас что-то общее.

“The Libertine”


Вжиться в образ,
чтобы сойти с ума – 
или все-таки наоборот?

Надеть маску,
сыграть, обмануть себя
и тех – по ту сторону рампы?

Лицемерие,
притворство или правда?
Игра иллюзии или иллюзия игры?
Возможно ль жизнь прожить как образ?

И что на самом деле более реально:
что у паяца в сердце – или то,
что по ту сторону
багряного заката из велюра?

Пожертвовать рассудком,
от себя отречься –
и вжиться в образ!

P.S.*

Своим обаянием он очаровывал ярчайших дев,
а стихами он устрашал глупцов.

Я никогда не прощу тебе того,
что ты научила меня любить жизнь.

Я смотрю на булавочную головку –
и вижу пляшущих ангелов...

* “The Libertine” (2004)



ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Клоуны особенно грустят,
когда им пора на покой.

Клоун – это не профессия:
клоун – это образ жизни.

_____________________________


Из книги “Chapiteau”

2009 – 2011