Война в моей жизни о прадедушке

Ольга Кондюрина
Война в моей жизни
Судьба тракториста

Война… Какое страшное слово!
Так или иначе, но война коснулась каждого из нас: у кого-то на фронте воевал  отец, дедушка или прадедушка, чья-то мать, бабушка или прабабушка работала в госпитале, помогала раненым. Я уже не говорю о цифрах, о численности погибших. Люди, которые остались жить после войны, не нуждаются в цифрах. Они знают, что победа в Великой Отечественной Войне досталась нам дорогой ценой, слишком дорогой для того, чтобы мы могли говорить об этом событии без внутренней дрожи.
С большой фотографии портрета на меня смотрят спокойные карие глаза. На губах нет улыбки, весь вид этого человека  выражает сосредоточенность и серьезность. Молодой мужчина в военной форме времен Великой Отечественной Войны. Михаил Игнатьевич Чижов. Мой прадедушка, самый главный воин в нашей семье. Тяжелой и непростой была его жизнь.
«Низенький, коренастый, сам темный, а зубы – белые, улыбчивый, работал трактористом» - таким помнит его моя бабушка, его старшая дочь.
Семья у Михаила Игнатьевича была большая – четверо детей.  Первая его жена-красавица умерла вместе с 5-тым ребенком. Он очень горевал после ее смерти. Но детям была нужна мать, и он взял в дом другую женщину, женился вторично. Вскоре она осчастливила его рождением дочери Тани.
А потом пришла война. Прадедушка очень надеялся, что его оставят, потому, как нужно было содержать большую семью – жену и пятеро детей. Но через несколько дней, вернувшись с работы, он сообщил жене грустную весть.
«Вера, я ухожу на фронт!»
«Как же так, Миша? А как же я с детьми останусь?» - заплакала жена.
«Дай Бог, ненадолго все это. Вернусь я к вам», - утешал он ее.
На следующий день со слезами большое его семейство проводило его на фронт.
« Не плачьте, дети мои, - ласково сказал им отец. Вернусь я скоро. Вы спать будете, а я пока вы спите, вернусь и дома вареную картошку есть буду».
Очень он картошку вареную любил. Поцеловал на прощание жену, погладил по голове старшую дочь, которая так напоминала ему первую любимую жену, и ушел. Надя, Федя, Ваня, Маша остались вместе с мачехой и сводной сестрой Таней. 
Через какое-то время семья получила письмо из города Смоленска, поселок Водопой. Отец писал, что «они сражаются с врагом», советовал детям слушаться маму. Бог знает, как тяжело было ему. Но долг превыше всего. Он понимал, что сражается и ради будущего своей семьи тоже. Мысль о детях поддерживала его в трудные минуты. Часто он вспоминал о семье, о доме, о родной деревне. А между тем война продолжалась.
Вскоре семья получила письмо от друга отца – Ивана Васильевича Ларина. Он спрашивал, как его друг добрался домой, как он. Иван Ларин писал, что они воевали вместе, что в один из боев Михаила ранили в ногу. А затем он отправился домой залечивать рану. Но до дома, видимо, так и не добрался. Семья замерла в ожидании. Они боялись что-либо думать, строить какие-либо догадки 
В неведении прошло еще какое-то время, в течение которого все ждали от отца хоть каких-либо  вестей. И дождались. Пришло сообщение, что Михаил Игнатьевич Чижов пропал без вести. 25 января 1943 года разделило жизнь семьи Чижовых на «до» и «после». Они все еще верили, что Михаил вернется. Веру эту подкрепляли слухи, которые шли по деревне. Говорили, что видели его в Сарове, говорили, что он вернулся и где-то в соседней деревне. Но домой Михаил Игнатьевич  так и не вернулся.
Долгое время Надя, старшая дочь, не могла молиться за него за упокой. Все верила, что он где-то живет, что однажды он вернется….
Но шли годы. Дети выросли. Сейчас моей бабушке Надежде Михайловне, уже  80 лет. Она часто вспоминает о своем отце. Именно от ее простых и теплых рассказов о нем, в моей душе поселилось уважение и безграничная благодарность к незнакомому мне Михаилу Игнатьевичу Чижову. Незнакомому прадедушке, но родному человеку, который, быть может, положил жизнь за будущее своих детей, внуков и правнуков.
25 февраля, 2010г.