Глава 4. часть 2

Андрей Клим
Глава 4.21. Прием у кетов и вторая встреча с аборигеном, медведем-шатуном.

Поселение кетов располагалось среди высоких деревьев на берегу реки. Оно состояло из чумов покрытых берестой и шкурами, землянок и рубленых домов. У многих домов стояли сараи и бани и другие подсобные строения
Нарты приблизились к высокому крыльцу небольшого деревянного дома-сруба, построенного на большой поляне окруженной деревьями и кустами.
Снег на поляне перед домом и вокруг дома был аккуратно расчищен и убран.
Дрэм встал. Он был высокого роста по земным меркам, но шаман был тоже статен и высок, вровень с Дрэмом. Да, и лицом он отличался от остальных кетов и эвенков.
Большая русая борода и голубые глаза, светлые волосы до пояса, говорили Дрэму, что это человек другой расы, что он сразу отметил для себя.
Шаман выкрикнул слова приветствия и начал бить в огромный, больше метра в диаметре, бубен длинной костью, спускаясь с крыльца на ровную площадку вокруг которой собрался народ и стал полукругом.
Старшина племени или вождь Тэйге, как его называли соплеменники, подвёл Дрэма к шаману.
На звук равномерных и, как Дрэм заметил, ритуальных ударов бубна и колокольчиков и большого количества украшений на шубе шамана начал прибывать народ  и располагаться вокруг.
Появилась группа охотников в праздничных одеждах вооружённых луками со стрелами и копьями с острыми металлическими наконечниками, а также группа музыкантов с костяными варганами и  сибирскими гуслями.
Они уселись на двух скамейках по краям поляны. Варганы начали издавать вибрирующие звуки, похожие на электронные, подумал Дрэм, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких.
Простота, даже примитивность устройства зубного варгана и в то же время сложность игры на нем понравились Дрэму. Он вспомнил музыкальные инструменты на Черре, которые тоже прочищает сознание, укрепляет жизненную силу и боевой дух воина-человека, гармонизирует функции всех органов, однако, это были сложные роботизированные наноустройства, которые создавали гармонию звуков для каждого человека индивидуально, внутри слухового аппарата.
Музыкальными инструментами для коллективного прослушивания были: боевая труба у ацтенов и парадная фанфара у атланов - история которых уходила вглубь тысячелетий египетского периода пращуров атлантов.
Дрэм видел, что у музыкантов были просветлённые лица:  ведь в игре участвует организм человека - пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс и они были увлечены, что никого не замечали вокруг.
Шаман сделал два круга вокруг Дрэма и Тэйгэ и начал своё камление, быстрой дробью ударяя в бубен и выкрикивая отрывистые музыкальные фразы, совпадающие с ритмом музыки оркестра, вызывая ответную реакцию у зрителей.
Несмотря на увлечённость шамана ритуалом, Дрэм заметил, что его умные глаза пытливо наблюдали за ним.
И вдруг шаман начал трястись, рукой указывая на небо и, приседая, второй касался земли.
 Охотники начали свой  ритуальный танец вокруг них, потрясая оружием и издавая боевой клич. Как бы защищая их, они подтанцовывали и делали боевые выпады копьями и боевыми ножами и натягивали тетиву луков со стрелами.
Появились ещё шесть мальчиков с малыми бубнами с колокольчиками и свистелками, внося нежную ритмическую струю и, вливая её в широкий поток праздника, как  дорогой напиток торжества.
В душе Дрэма зарождалось чувство полёта, как перед входом в гиперпространство или после выхода легкого истребителя из боевого пике.  Он был счастлив  впервые за много ударов метронома боевой тревоги.
Дрэм понял, что это были ученики шамана.
Тэйгэ стоял рядом и подсказывал ему непонятные части сценария встречи важного гостя с неба.
Дрэм кивал ему и с интересом наблюдал за ритуалом встречи, и он вдруг он осознал – ритуал встречи - его, инопланетянина Дрэма.
Это не сразу дошло до него и он – приосанился, поправив гермошлем и оружие на поясе.
Маленькая красивая девочка-кетянка лет двенадцати-тринадцати, дочка вождя кетов Тэйге, как узнал потом Дрэм, вынесла из дома широкое плетёное блюдо с нарезанными лентами какого-то угощения, усыпанного красными ягодами.
Дрэм узнал, что – это строганина лосося и кеты с морошкой и брусникой.
Но самого названия ритуала у него в памяти не оказалось.
Возможно - это был более новый ритуал и его сведения о культуре этносов этой планеты требовали обновления.
В голове вертелось крылатое выражение землян: «хлеб-соль», но память подсказывала, что это у других рас, хотя смысл приветствия был тот же.
Девушка была в кухлянке из длинного светлого меха, украшенного цветными лентами.
Голова её была непокрыта и украшена короной из алмазных нитей, свисающих почти до плеч, на которых были нанизаны цветные бусинки из полудрагоценных камней  и круглые золотые монеты.
Она подошла к Дрэму поклонилась и, звонким нежным голосом пропела слова приветствия, и протянула блюдо.
Держа его на вытянутых руках, она смотрела на Дрэма сквозь длинные ресницы и карие глаза её улыбались.
Тэйге подсказал, что нужно вкусить дары.
Дрэм понял, что он должен это съесть.
Он отстегнул и снял перчатку скафандра, закрепил на поясе и  взяв белую ленту с блюда , не торопясь, поднёс ко рту.
Нанороботы-анализаторы скафандра сообщили сигналом на дисплее запястья, что эта пища съедобна и можно есть.
Дрэм попробовал..
 Музыка смолкла. Раздались аплодисменты.
Вкусно! Это была чуть солёная строганина из рыбы.
Рядом были ленты красного цвета. Дрэм  взял и красную. Сенсоры подтвердили – можно! Вкус был тонкий, слегка солёный, пресноватый, но тоже съедобный и очень вкусный. Дрэм хотел наброситься и всё съесть за один присест, но Тэйге подал знак – не сейчас, после! За столом!
Опять заиграл бубен, зазвенели струны и зажурчали варганы.
Девушки в кухлянках сменили воинов. Они пели гостевые песни и  танцевали и вокруг Дрема весёлый хоровод встречи важного гостя, смущённо опуская глаза к долу.
Под музыку три молодых кета втащили на поляну трое ручных нарт заполненных дарами из разной одежды и обуви: летней, зимней и охотничьей, с широкими лыжами и оружием.
 Рядом с лыжами лежало оружие охотника: лук со стрелами, топор, нож, копье и багор  с сетью для ловли рыбы.
Дрэм узнавал эти предметы.
Девушки брали наряды с нарт и, с песней, плавно подплывая в танце к Дрэму, как бы примеряли их, танцуя вокруг гостя.
Дрэм стоял внутри этого торжества и весело оглядывался.
Он радовался щедрости этого весёлого и доброго народа.
Ему это – нравилось.
Это давало новое ощущение жизни.
Ведь многие и многие парсеки расстояний, преодолённые за пультами управления кораблями, сравняли его чувства с сенсорами машин тяги и боевых андроидов, и это был праздник встречи на Голубой планете, праздник души молодого астропилота.
Вдруг раздался громкий рёв и всё - смолкло.
Девушки метнулись на крыльцо.
Музыканты вскочили и, вместе с толпой, отхлынули к стенам дома, оглядываясь на вождя.
Шаман и вождь Тэйге, не спеша поднялись на крыльцо.
Воины-охотники вышли вперёд, взяв копья и луки со стрелами наизготовку.
Только Дрэм стоял посередине поляны и продолжал улыбаться, ничего не понимая.
На сцену праздника вышел старый знакомый Дрэма - абориген в одежде грязно-коричневого цвета и белой звездой на груди.
Дрэм уже знал, что это не гомо сапиенс, а зверь медведь-шатун, который и зимой не спит в берлоге.
Тем временем медведь, что-то вынюхивая, подошёл к нартам с оружием и лыжами и перевернул их.
Сбросив подарки на землю, он поднялся на задние лапы и, заревев, направился к другим нартам с одеждой.
Они стояли под широким деревом в тени нависающих ветвей старого дуба.
Дрэм выхватил дисперсер и двумя залпами срезал самую толстую и длинную ветвь с двух сторон прямо над стоявшим и ревущим зверем.
Получилась огромная дубина, которая обрушилась на свирепого зверя, сбив его с ног.
Тот от испуга,  завизжав по собачьи, выбрался кое-как из под дубины, и, вскочив на четыре лапы, не успев присесть, сделал две пахучих лужи, и, испуганно озираясь, потеряв свою важность и величие хозяина, «ломанулся» в кусты окружавшие поляну.
Удаляясь, он продолжал тонко визжать, горестно переживая свой страх и свой позор.
Над поляной расползался уничтожающий запах непереваренной пищи перепугавшегося зверя.
Дрэм, каким-то ментальным чувством понял, что убивать несчастного зверя было нельзя, что это у кетов - священное животное.
Тогда Дрэм решил пошутить и позабавился таким образом, не унижаясь до жестокости рукопашного боя, где он мог просто разорвать зверя пополам голыми руками, как любили поступать ацтены со своими врагами.
Не уничтожив, а наказав агрессора испортившего праздник, Дрэм совершил поступок значение которого он поймёт попозже, уже через несколько мгновений.
Он по заслугам опозорил и унизил священного идола, пресёк его безнаказанность и, как ни странно, сам занял освободившийся пьедестал. В тот же миг заиграла музыка и восхищённая толпа окружила его
И настал час триумфа мужественного гостя .
Дрэма подняли на руки и под звуки бубна шамана и музыки варганов, с блюдом даров впереди которое несла Айя, они, сделав круг вокруг дома, поставили его на ноги перед крыльцом.
Там следы медведя уже прибрали и украсили скамейки дорогими мехами из соболей и горностаев.
Дрэм, Тэйгэ и шаман расселись друг против друга.
Музыка смолкла и наступила торжественная тишина.
Толпа жителей поселения стояла полукругом. Воины с копьями и луками стояли вокруг толпы,  в охранении.
Начинались, впервые на Голубой планете, межпланетные и, можно сказать, межгалактические переговоры.
Видел бы меня Дайгон, подумал Дрэм и прочёл мысли шамана о выборе языка переговоров.
Шаман сказал несколько фраз на разных языках, как понял Дрэм, который по предложению ментасканера, точнее по строгой инструкции Дайгона, при посещении Голубой планеты обязан был владеть английским, французским и испанским – обязательно, другими языками - по необходимости, дополнительно.
То, что он владел тремя черранскими языками, а также древнегреческим, древнеегипетским и древне-латинским языками – не считалось, это было обычное положение с детства атлан, а межгалактического воина-разведчика – по определению.
Он ответил ему на английском, что лучше объясняться на языке кетов, так как этот язык напоминает ему одну из рас его Зелёной планеты Черры и, что это понятно для окружающих, хоть он говорит не совсем точно на их языке.
Шаман на английском языке согласился с его доводами и сказал о себе, что он  из центральной России здесь в ссылке,  на вольном поселении, временно, вот уже много лет и что его зовут  Дим Ван или Дмитрий Иванович.
Совместно с вождём кето,  Тэйге, что означает от позаимствованного слова североамериканских индейцев - тэйгер или тигр,  они возглавляют это многоязычное поселение из двух рас эвенков, якутов  и кетов.
«Россия»  - было новым словом в словаре Дрэма, в то время как и «Русь» и  «Сибирь», и «Туруханский край» и «Тунгуска» были знакомы.
Он решил, что ему нужно расширить свой кругозор из библиотеки ментасканера по новейшей истории и  понимал, что в его миссию входит и сбор всевозможной  отсутствующей информации на новой планете для Межпланетной и Межгалактической Энциклопедии на Черре.
Они перешли на кетский язык и Дрэм, в случае затруднения,  объяснялся на древне-латинском, что очень нравилось шаману Дим Вану.
Он оказался большим знатоком этого мёртвого языка: «Эскулап!» - объяснил он и Дрэм понял, что тот - специалист в области медицины и это его профессиональный язык.
Как и у нас военных, дипломатов и учёных-трансгоминидов  подумалось ему. Он рассказал о себе, что он военный, полковник межгалактических сил другой планеты, что его зовут Дрэм и он потерял свой корабль в катастрофе с  метеоритом, недавно упавшим в этих местах.
Разговор оживился.
Толпа поселенцев стоявшая вокруг оживлённо обсуждала это событие, каждый спешил высказаться, что он видел и слышал в момент падения и взрыва.
Вождь поднял руку и толпа смолкла, прервав обсуждение.
Дим Ван сказал, что ему очень интересна  инопланетная тема в Сибири, что он собирает материал для познавательной книги, ведя записи.
Встреча с человеком более высокого уровня развития, чем земное - очень знаменательна для землян, и,  что он хотел бы продолжить этот разговор в других условиях и поговорить обо всём в другой обстановке.
На вопрос Дрэма об аборигене он просто ответил, что тот людей не трогает, но творит безнаказанно всё, что вздумается и, что после такого позора он потерял авторитет и не посмеет являться в поселение. Но он, тварь злопамятная, и нужно ожидать от него всякие козни.
Он также рассказал, что жители знают о его корабле с первого дня его приземления.
Они видели катастрофу и взрывы на Тунгуске. Метеорит «наломал много дров» в прямом смысле этой крылатой фразы землян: он повалил лес на многие сотни километров вокруг.
Так как ему негде жить старшина посёлка, вождь Тэйге предложил ему свой огромный, вновь построенный семь лет назад,  рубленый тёплый дом, под металлической крышей, где он жил со своей дочкой Айей.
Жена у него умерла, когда Айе было три года, а теперь она приехала на время, в гости к отцу.
Айя живет и воспитывается в большом городе Красноярске, у приёмных родителей.
Там она  учится в медицинском училище фельдшеров при пансионате, и  ей осталось ещё три года.
Тогда она вернётся – навсегда и  будет лечить  кетов и оленей. Ей пойдёт шестнадцатый годок, невеста на выданье - ничего не скажешь..
Дрэм согласился с предложением вождя, так как жить в лодке, сидя,  неудобно  и попросил Тэйге хорошенько замаскировать её от внешнего глаза.
На что старейшина Тэйге что то сказал кому-то из толпы и группа охотников тут же ушла со двора исполнять указание.
За несколько минут до окончания переговоров Айя принесла на подносе из белого металла, похожего на серебро, три больших пиалы с горячим, дымящимся напитком.
От него приятно пахло весенним лесом и хлорофиллом.
 «Чай!» - кротко сказала она и отошла.
Сенсоры скафандра не возражали, благосклонно приняв этот напиток, и Дрэм активно включился в ритуал чаепития  знакомый ему по родной планете.
После того, как все вопросы встречи были решены, гость и хозяева встали.
Тэйге, махнув рукой в сторону своего дома, указал на принесенный большой ковер из медвежьих шкур.
Дрэм сразу же признал одежду побеждённого его хитростью аборигена и охотно уселся на неё.
Молодые охотники, по три с каждой стороны, торжественно понесли Дрэма к дому Тэйге.
 Впереди шагала Айя с ритуальным блюдом угощения, за ней шли, играя, мальчики с бубнами и  варганами, затем Дрэм.
Замыкали процессию Тэйге с Дим Ваном за которыми тащили ручные нарты с дарами.
Процессия остановилась перед огромным рубленым домом с широким крыльцом такой же широкой верандой и двухскатной крышей покрытой медью.
 Это был вполне городской красивый дом, и подобного ему в посёлке и в окрестных поселениях ни у кого не было.
  Около дома они пропустили вперед   хозяина Тэйгэ и шамана Дим Вана с дарами, а затем в дом вошла Айя с блюдом и  Дрэм, который уже сошел с мехового ковра аборигена и его кованные с подогревом сапоги топтавшие поверхность не одной планеты, ступили на домотканые ковры устилающие ступени крыльца и ведущие в горницу.
Как потом рассказал Дим Ван, этот дом построили на свои деньги молодые интеллигенты из Красноярска, приемные родители Айи.
Они были бездетны и трехлетняя девочка у которой умерла мама так понравилась им, что они со слезами на глазах умоляли отдать её на воспитание.
Обещали дать ей хорошее образование и в шестнадцать лет вернуть отцу, а самим приезжать в гости и навещать приемную дочку, как родную.
 За это они построили этот огромный дом, небольшую больницу и школу.
Вот поэтому поселение охотницко- рыбацкого сообщества кетов быстро стало разрастаться.
Появились  стойбище эвенков с оленями и ездовыми собаками, станок шарохинских якутов Самойловых с оседлым земледелием и скотоводством, разводящие лошадей челканцы: дальние родственники кето – енисейских остяков, охотников и рыболовов, Обединенный род вёл своё натуральное хозяйство и товарообмен и был самодостаточен. Жители,  собравшись всем обществом, выбрали своим единым вождём и старшиной объединенного рода перед властями волости кета Тэйге - высокого, сильного и мужественного охотника.
Тэйге надавно, под влиянием приемных родителей Айи,  принял христианство, но уважал и соблюдал все обычаи его многоплеменного рода.
Дрэм вошёл в дом, ещё не зная, что он станет ему на долгое время вторым домом после родного дома на Зелёной планете.
Туруханский край Сибири, миролюбивое и гостеприимное население приняли в свои объятья заблудившегося гостя Вселенной Дрэма.

13-09.04.2011г.
Ред 10.04.11г.