Стереотипы об исламской стране

Вечеслав Еленский
Интересная статья, думаю, кое что преувеличено, но полезно узнать другую точку зрения.

Стереотипы об исламской стране, в частности: Многие думают, что в Иране -

- женщина стонет от угнетения — как раз угнетенными в Иране скоро можно будет признать мужчин. Тут муж обязан работать по закону, а женщина — может работать только по ее желанию. Он не может заставить ее работать и не может запретить ей работать. Если он хочет, чтобы она помыла посуду или покормила ребенка, она всякий раз может требовать за это деньги. Потому что муж ей должен, а она ему — нет. Если муж не обеспечивает семью, он подлежит суду. Жена может запретить мужу выезжать за границу — просто подать на него жалобу, и на границе его остановят.

- женщины — домашние пленницы. Тем временем они там занимают все должности, кроме президента и судей. 60% учащихся — студентки. В бизнесе, парламенте, армии, банках, университетах множество женщин. Они водят машины и занимаются наукой, искусством и управлением. Но никогда не стоят за прилавком на базаре или в магазине и не работают на тяжелых работах.

Если какой-то иранец осмелится поднять руку на жену, он пожалеет, что родился. Его ждет суд, утрата всего имущества, от него отвернутся семья и друзья. Именно поэтому невероятно, чтобы иранский солдат мог снайперски прицелиться и убить юную демонстрантку (как утверждают мусависты) — такое мог совершить только сознательный провокатор, зная, какую реакцию это вызовет в обществе.

При всем том иранцы обожают своих жен. Они с ними носятся, норовят им угодить, обожают детей и необычайно заботливы. Прекрасный же пол все чаще не соглашается выходить замуж, если муж не предоставляет квартиру и другие блага и не способен им выплатить мехр — свадебный подарок в 100 тысяч долларов. Чтобы облегчить жизнь молодых пар, решили ввести так называемый «раздельный брак»: люди женятся, но каждый живет у своих родителей. Женщины подняли мятеж. Они сочли, что мужчины просто хотят иметь секс без всяких обязательств.

- чадру заставляют носить муж, отец или власть — но если поговорить с женщиной в чадре, то она вам объяснит, что это ее право: одеваться с той степенью строгости, как она хочет. Иранки после революции провозгласили, что они — не сексуальные игрушки мужчин, а равные им создания Бога. По конституции на улице все женщины в Иране должны покрывать голову — легкая это косынка или строгая, решает она сама. В университетах и офисах существует дресс-код. Дома, в закрытых женских учреждениях, институтах, спортивных клубах (их множество) или в гостях можно ходить хоть в мини-юбке.

-запрещены художники — а они рисуют в парках и студиях, выставляют и продают свои работы. Персидская миниатюра известна во всем мире. А вот мужчинам фотографировать женщин не стоит — они могут возмутиться.

-запрещен спорт и развлечения Когда я начала разведывать эту сторону жизни, один мой собеседник сказал: «Ну да, а в России медведи ходят по улицам». Иранцы обожают спорт. В полном хиджабе на жаре в 50 градусов черные королевы грациозно совершают пробежки, играют в теннис и пинг-понг. На общих пляжах они купаются в платье, на женских и семейных — в купальниках. В спортклубах они плавают в бассейнах, занимаются фитнесом, играют во все спортивные игры и даже в гольф — но отдельно от мужчин. Здесь множество кинотеатров, театров, боулингов, ресторанов, цирков, концертов, а вот дансингов и дискотек нет. Зато есть горнолыжный спуск прямо в Тегеране, доступный для всех.

- закрытый и необщительный народ О, какое это заблуждение! Иранцы обожают пикники. С едой и самоварами (переняли от наших староверов, бежавших в Персию и служивших в конвое шахов) они сидят в парках и садах. Каждую пятницу они посещают кладбища шахидов, где за чаем и разговорами проводят много часов. Вам обеспечено приглашение к каждому второму самовару. Всегда найдется неподалеку хотя бы один перс, постигающий азы русского языка. Общение вам обеспечено. Всякому скажут что-нибудь приятное. Русских любят за непонятный, но веселый нрав и широту души, хотя обида за недостроенный Бушер есть. (Кстати, к любой еде подают хрустящие соленые огурцы).

-нищие люди и безнадежное положение Между тем, у иранцев бесплатные высшее образование и медицина, хорошие школы, Болонская система, развитая и доступная страховая система, газ, вода, телефон и медпомощь в деревнях за копейки, качественные продукты и вода, пенсии больше, чем в России, процветающее сельское хозяйство. Они запустили спутник, у них боеспособная армия, современные вооружения и несломленный дух народа. У них крепкие семьи, отличная рождаемость, низкая смертность младенцев, хорошие пенсии.

Еще они любят Россию, несмотря на то, что их обманули с атомной станцией в Бушере. Они запоем читают русскую литературу, особенно Чехова. И иранцы ни в какой мере не являются врагами России.

Надежда Кеворкова
ИСЛАМ.ру

… о положении женщин в Иране, Свободные женщины Ирана

У восточных феминисток одна проблема - мужчины

Когда в Европе говорят о правах женщин, в Иране только смеются. Однако лауреат Нобелевской премии мира иранка Ширин Эбади, высказавшись о нелегкой доле иранской женщины, в родной стране была немедленно предана забвению. Имена других борцов за права и свободы слабого пола в Иране тоже не произносятся. Да и зачем? Здесь женщины, живущие по законам, придуманным мужчинами, и не всегда имеющие права даже на развод, все равно считают себя самыми свободными. Корреспондент "Газеты" попытался разобраться в этом парадоксе на месте.
Редкий серьезный европейский политик в свое время не отметился на поле борьбы за права и свободы женщин. Когда уже стало чрезвычайно сложно придумывать, каких еще прав не хватает европейскому слабому полу, перешли на права женщин Востока. Тема очень благодарная, поскольку почти неисчерпаемая: благо о жизни восточных женщин мало что известно. Хотя много ли нужно: от одних слов "многоженство" и "чадра" у феминистически настроенных европейских женщин глаза немедленно загораются праведным гневом.
"А вы считаете, что во Франции, где носить чадру в школах и институтах запрещено законом, женщины более свободны, чем у нас, где ее запрещено снимать?" - лукаво улыбаясь, спрашивает меня выпускница Тегеранского университета Захра Мохаммади.
Иранский dress-code
Знакомство с иранскими традициями начинается еще на борту самолета, летящего рейсом Москва - Тегеран. За двадцать минут до посадки услужливые иранские стюардессы с настойчивой вежливостью помогают всем гостьям своей страны завязать на голове платочки. Уже с этого момента пора забыть о том, какой ты национальности и вероисповедания, и вспомнить старую английскую поговорку "приезжая в Рим, веди себя как римлянин". Потому что в Иране отдельных правил для иностранцев не существует, а деление всего и вся происходит по половому признаку. Даже паспортный контроль мужчины и женщины проходят в разных очередях.
Повязав пассажиркам платочки, стюардесса забывает сказать о том, что по иранским правилам прикрыты должны быть не только голова, шея и локти, но и "заднее место". В результате я долго не понимала значения гневной жестикуляции иранской пограничницы, пытавшейся заставить меня застегнуть плащ, под которым, кстати, была вполне цивильная по нашим понятиям, но слишком короткая по иранским правилам рубашка.
Правила одежды для женщин в Иране чем-то напоминают dress-code в серьезных коммерческих фирмах: уволить - не уволят, но замечаний от "старших по званию" будет много. Вот и ходят консервативные иранские женщины, спрятавшись в хиджаб - напоминающее капор приспособление, прикрывающее одновременно голову и шею - и укутывающую до ног чадру. Если выйти на улицу с непокрытой головой, рискуешь нарваться на полицию нравов. Тогда уже придется, как минимум, идти в их сопровождении в ближайший магазин за платком или платить штраф и дожидаться приезда родственников или мужа в полицейском участке.
Под чадрой
Однако никакие религиозные и государственные законы не в силах уничтожить желание женщин быть красивыми. В обход всех навязанных правил под чадрой женщины прячут яркие европейские футболки и джинсы, которыми пестрят витрины магазинов. Похвастаться своими одеждами можно не только у себя дома, но и в гостях у друзей. Кстати, на молодежных вечеринках, заменяющих иранцам клубы и дискотеки, можно изучать закон противодействия: чем больше закутаны девушки в повседневной жизни, тем короче будут юбки и тем глубокомысленнее будет вырез на платье в кругу друзей.
Более молодая часть населения чадру и вовсе заменила на вполне современные платьица, опускающиеся до колен, которые носят поверх джинсов. "У нас все те же модные журналы, что и у вас: и Vogue можно купить, и Elle. Просто стоят они очень дорого - по 30 долларов, приходится в складчину покупать. Или находим спутниковый канал про моду. Здесь все то же самое можно надевать, только подлиннее", - поясняла нам дочь бывшей российской тренерши по гимнастике, отправившейся преподавать в Иран, семнадцатилетняя переводчица Катя Морозова. Хотя правила есть и здесь. Теоретически платьице может быть довольно обтягивающим, но важно, чтобы из пуговиц не вылезал живот - ведь все части тела должны быть скрыты. При этом платки и туфли прогрессивная молодежь внимательно подбирает под цвет своих полуплатьев-полуплащей.
Спустя всего пять лет после того, как в Иране официально разрешили использование косметики, с лиц женщин ее можно снимать килограммами. Несколько лет назад пришла еще и другая мода - на прямые носы. Так теперь каждая третья девушка на улице с пластырем: операция по выпрямлению носа обходится от 400 долларов до 1,5 тыс. "А платки - они ведь особо не мешают. Модно сейчас, чтобы волосы из-под них вылезали, так эти хиджабы почти на самый затылок прицепляют, чтобы побольше волос было видно, и никто ничего не говорит", - учит хитростям иранских женщин Катя Морозова.
Во всем виноваты мужчины
Вообще вопрос обязательного наличия платков на голове, который европейцу может показаться главным камнем преткновения на пути к свободам женщин уже с первых секунд пребывания в Иране, на повестке дня иранских феминисток даже не стоит. Они, если и говорят о его отмене, то только как о перспективе далекого будущего и всегда не про себя. Самого понятия "феминизм" здесь тоже стесняются. Заведующая кафедрой изучения проблем женщин Ирана Тегеранского государственного университета Кобра Рошанфекр, мать троих детей, выглядит благообразной и вполне счастливой семейной жизнью. "У нас нет необходимости бороться за свои права. У иранских женщин та же проблема, что и у женщин всего мира, - мужчины", - заявила мне Кобра Рошанфекр. Причем, на ее взгляд, женщины в Иране даже свободнее, чем в других странах. Чем в этом случае занимается ее кафедра, она так и не смогла пояснить.
При разговоре с женщинами создается впечатление, что все проблемы и недостатки женской доли остались в дореволюционном периоде. Однако при этом о достижениях революции иранки говорят довольно невнятно. К примеру, редактор крупнейшего женского журнала "Иранские женщины" Акираме Хосейни, выходившего еще до революции, на вопрос, как поменялась жизнь после свержения шаха, ответила кратко: "За одну ночь". Трудности перевода, на которые я готова была списать краткость ответа, оказались ни при чем. Пришлось переводчице Кате своими словами растолковывать ситуацию. "Раньше женщина была у мужчины как куколка: он ее холил, лелеял, одевал, заботился о ней, но никуда не отпускал. Она могла надевать, что захочет, но должна была сидеть дома с детьми и мужем. Получается, как в тюрьме жила. А теперь женщина свободна, может делать, что хочет, может учиться и работать. Только платки теперь носим. А так, конечно, лучше все стало", - заученно рассказывает Катя.
Правда, листая "Иранскую женщину", особых изменений к "лучшему" не увидишь. Сорок страниц посвящены тому, что и как носят, с вкладками выкроек и макетов для шитья, советам по уходу за детьми и кухонным рецептам. Причем рецепты в основном европейских блюд. Иранская кухня только славится своей легкостью и разнообразием, а на самом деле ежедневное блюдо иранской семьи - мясная котлетка "кебаб" и горы риса, не разбавленного салатом даже для вида. Хотя, может быть, виной тому стала так называемая "болезнь овощей", или попросту холера, из-за которой этой осенью овощи и фрукты перестали быть популярными гостями на столах.
Разрешите познакомиться
"После революции все наши государственные законы пишутся на основе Корана. Что прочитают имамы в Коране, тому мы и должны следовать. Только читает каждый по-своему, - рассказала Захра. - Но нигде в Коране не прописано, что Аллах дал мужчине больше прав, чем женщине. Так что по нашему главному закону мы свободны".
В поддержание теории равенства прав уже через несколько лет после свержения шаха женщинам было разрешено поступать в высшие учебные заведения, и сейчас число студенток в университетах гораздо выше, чем студентов. Понятие "неженские профессии" тоже ушло в небытие: теперь большую часть полиции нравов составляют девушки. Правда, оружие до сих пор доверяют только избранным.
Раздельное обучение осталось только в школах: те, кто решает продолжить обучение, могут запросто оказаться за одной партой с противоположным полом. Так что не приходится теперь родительницам работать сводницами и ходить в женские бани выбирать себе невесток: знакомятся в основном или в вузах, или на вечеринках. Хотя есть и другой, чисто иранский способ знакомства - "машинный": в популярные здесь малолитражки залезают сразу по пять-шесть молодых людей и начинают ездить кругами вокруг главной городской площади. Как только увидят, что у набитой девушками машины открылись окна, бросают туда записочки с телефонами, а дальше уже ждут, захочет ли девушка позвонить.
Свадебный переполох
Оскорбительно звучащее для европейских женщин слово "многоженство" у здешних женщин вызывает только улыбку. "Теоретически, иметь мужчина может и четырех жен, но пусть попробует хоть двух потянуть, - усмехаясь говорит мне Захра. - Среди моих знакомых ни одного такого нет".
Траты у мужчин начинаются еще до женитьбы. Свадьба по иранским законам - дело непростое, и готовиться к ней с особой тщательностью приходится именно будущему супругу. Дело в том, что женщине в виде достойного приданого достаточно прихватить с собой самостоятельно вытканный ковер. Все остальное - на плечах жениха: ему и квартиру покупать или снимать (с родителями молодоженам жить не принято), и оплачивать совместную жизнь (по закону все, что женщина зарабатывает, она должна тратить на себя). А с того момента, как в Иране женщинам разрешили получать высшее образование, в искусстве составления брачных контрактов они оставили далеко позади "продвинутых" европеек. А как же иначе: забудешь написать, что имеешь право развестись, когда захочешь, на всю жизнь будешь к мужу веревкой государственного закона намертво привязана. Не менее важный пункт - содержание: можно прописать сумму, которую супруг должен выдать единовременно по требованию, а можно указывать "в безусловных единицах" - например, чтобы покупал по три шубы в месяц. Единственная проблема - дети: что в контрактах ни прописывай, по иранским законам они все равно достаются отцу. И только в 15 лет ребенок снова сможет вернуться к матери - если захочет.
Все расходы на свадьбу тоже несет будущий супруг. А свадьбы здесь справляют, как говорится, всем аулом: 500 человек гостей - это еще скромно. В результате сначала счастливому молодожену нужно приготовить около 5 тысяч долларов, а потом уже идти за невестой в дом к ее родителям. Причем в ночь до свадьбы, по традиции, жених должен принести золотой "выкуп": украшений минимум на 50 граммов. Вот и маются будущие женихи лет до тридцати, копят деньги. А тем временем процветает здесь так называемый "сиге" - временная свадьба или, по-нашему, сожительство. Однако девушек, решающихся на такое, родители до сих пор выгоняют из дому, а подруги называют "проститутками".
Если же "ах, любовь" возникла сильно по молодости, можно пройти законную процедуру помолвки - и потом спокойно зарабатывать деньги, сколько понадобится: девушка уже никуда не денется. Помолвленные девушки называют своих нареченных "супругами", носят обручальное кольцо и с удовольствием сдают анализы крови на генетическую совместимость: без этого браки здесь не регистрируют.
Не надо политики
Таким образом, единственной пока почти недоступной для женского влияния сферой иранской жизни остается политика. Хотя нынешний президент Ирана, Махмуд Ахмадинежад, немедленно после своего избрания и нашел в составе правительства места для нескольких женщин, тем не менее представительниц слабого пола, желающих заняться политической деятельностью, пытаются не пропустить даже в составы партий, не говоря уже о парламенте - меджлисе.
Но женщины все равно не теряются. Так, потерпев поражение на политическом поприще и не сумев войти ни в одну из партий, Шахло Шерхят уже тринадцать лет руководит "Женским журналом", который выпускает на собственные деньги. Героиней каждого нового номера становятся нобелевские лауреатки, женщины-режиссеры, писательницы и победительницы автомобильных гонок. Шахло первой решилась посвятить целый номер объяснению, как бороться со СПИДом, а в каждом новом выпуске рассказывает читательницам про то, как юридически решать проблемы с мужчинами. При этом она старательно избегает любых обвинений в феминизме. "Я не феминистка, я просто борюсь с деспотизмом мужчин", - заявила Шахло "Газете".
Бороться приходится еще и за понимание женщин. В отличие от журнала "Иранские женщины", выпускающегося тиражом 200 тысяч экземпляров, "Женский журнал" выходит только в 40 тысячах экземпляров. "Не каждая женщина захочет читать наш журнал", - пояснила редактор. При этом, чтобы расплатиться с долгами и работниками, Шахло уже не раз приходилось продавать машину и сотовый телефон. Но она верит, что когда-нибудь журнал будет писать не о проблемах женщин, а о проблемах человечества.

Татьяна СЕЙРАНЯН. "Газета", 19 октября 2005 года

Кэтрин Батлер | Independent
"Помадная" революция: иранские женщины бросают вызов муллам

Сейчас, через 30 лет после введения в стране законов шариата, борьба за права женщин в Иране, начавшаяся переходом с хиджабов на платки от Herm;s, набирает обороты, пишет The Independent.

Автор статьи Кэтрин Батлер встретилась с иранскими женщинами, среди которых есть водители гоночных автомобилей, блогеры и кинематографисты. Все они требуют перемен.

В феврале 1978 года в Тегеране были ночные клубы, дискотеки и девушки, одетые так же модно, как и их сверстницы в Европе. Через год, когда шах был свергнут, Иран стал Исламской Республикой, и женщины, многие из которых поддержали переворот, обнаружили, что их жизнь резко переменилась. Их не только обязали закрывать свое тело с головы до пят и запретили им петь и танцевать на публике, в соответствии с узкой интерпретацией аятоллой Хомейни законов шариата, но их отстранили от работы на высоких должностях, как, например, лауреата Нобелевской премии и первую иранскую женщину-судью Ширин Эбади. Женщин, "слишком эмоциональных", больше не назначали судьями.

Борьба современности и традиции, которая имеет большое значение в жизни иранских женщин, никогда не прекращается. Автор статьи называет "революцией" процесс, который "потихоньку происходит в современном Иране".

Многие иранские женщины бросают вызов муллам - и некоторые из них встречают политический отпор пугающей силы.

В этом месяце иранка Алиех Эгхам Дуст была заключена в тюрьму на три года за участие в мирных женских акциях протеста, которые произошли три месяца назад. Десятки других женщин были арестованы и осуждены по тем же обвинениям, но Эгхам Дуст первой оказалась за решеткой. Ее заключение под стражу вызвало тревогу за границей и пробудило подозрения, что нарождающемуся движению иранских женщин грозят суровые меры, и еще многие женщины могут оказаться в тюремных камерах.

У иранцев "фантастическая способность ждать", написал Ризард Капучински в хронике революции 1979 года "Шах шахов". "Они могут превратиться в камень и навсегда застыть без движения", - писал он. И иранские женщины, безусловно, продемонстрировали необычайную терпеливость. Первую открытую демонстрацию они устроили только в 2006 году, через 27 лет после установления исламского режима. Полиция в ответ избила и арестовала десятки участниц. И тогда они решили изменить тактику. Теперь они приезжают по одной или вдвоем в маленькие города и деревни, заходят в магазины, салоны красоты, школы и офисы, стоят на автобусных остановках, чтобы объяснить "лицом к лицу", как иранская интерпретация законов шариата ущемляет права половины населения страны. Они просят мужчин и женщин подписать их петицию. Тех, кто отказывается, они просят взять брошюру, в которой приводятся примеры дискриминации.

Например, в брошюре говорится, что мужчина может развестись с женой под влиянием минутного настроения, а женщине для этого необходимо преодолеть много препятствий, а после развода дети старше семи лет переходят к мужу. Женщину могут до смерти забить камнями за супружескую измену, в то время как у мужчины может быть до четырех жен и сколько угодно "временных" жен. Тринадцатилетнюю девочку могут осудить за уголовное преступление, в то время как для мальчика юридическая ответственность наступает только в возрасте 15 лет. Жизнь женщины ценится в два раза ниже, чем жизнь мужчины. Женщина не может стать президентом. Женщина должна на людях покрывать голову и все тело, и если она не сделает этого, ее накажут - и это наказание может быть поркой в духе XVII века.

Но есть женщины, довольные своим положением. "Видите ли, мы не верим в равенство полов, - говорит Фарзанех Абдолмалеки, госслужащая. - Семья - это самое важное, и в семье у нас разные роли".

Илья Смирнов
Женщина в современном Иране
Роль и положение женщин в Исламской республике Иран. Сб. статей. - М.: Институт Востоковедения РАН, 2006. - 206 с.

Роль и положение женщин в Исламской Республике Иран

Я, поначалу, заподозрил фальсификацию выходных данных. Ну, не мог академический институт такого опубликовать. «После того, как великий аятолла Хомейни возглавил антишахскую революцию…». Уровень идеологический интоксикации даже не брежневский. Ближе к сталинскому. Подчёркиваю, претензии мои - не к иранским учёным (я понимаю, в каком они положении), а к авторам с самыми, что ни на есть, российскими фамилиями. Извините за длинную цитату, но мы уже немножко от этого стиля отвыкли, а полезно вспомнить, как он был хорош, и как легко реанимируется не в Тегеране, а в Москве. Итак, научная статья посвящена дошкольному воспитанию. И начинается так:

    «Имам Хомейни на разных этапах развития Исламской Республики Иран среди прочих вопросов, стоявших перед страной, уделял большое внимание развитию иранской культуры, приданию ей самобытности... Хомейни во многих своих... выступлениях возвращался к вопросу воспитания личности. Он не раз повторял, что «процессы образования и воспитания должны быть организованы таким образом, чтобы они шли нога в ногу со всем нашим движением и преследовали те же цели, что и всё наше движение». При этом необходимо, чтобы «учебные заведения, начиная с начальных школ и кончая университетами, стали школами воспитания личности». Хомейни неоднократно заявлял, что в этом процессе особенно велика роль иранской женщины. Её задачу имам видит в правильном воспитании детей, как основы будущей иранской нации, в духе гуманистической исламской культуры и в русле благочестивости, набожности, моральной чистоты, аскетизма, готовности к самопожертвованию, соединёнными с такими человеческими чертами, как личное мужество, компетентность, великодушие, доброта, сострадание, верность, преданность. Думается, что эти высказывания относятся и к дошкольному образованию и воспитанию и роли женщины в этом процессе. Вопрос формирования личности на дошкольном уровне и роли в нём женщины, до настоящего времени получил весьма слабое отражение в советской и российской литературе».

Вот такое дошкольное воспитание. Ну, не потрудились советские авторы осветить работу детских садов в свете указаний аятоллы Хомейни. А как насчёт Норвегии или Японии? – я с ужасом представил себе, что в Японии наука, например, о морских беспозвоночных тоже развивается неправильно, в стороне от единственно верной непогрешимой идеологии.

Но! Читая внимательно, обнаруживаешь, кроме заклинаний, ещё и много ценной информации, которую авторы, наверное, не могли бы в Иране получить, если бы не подыгрывали тамошним властям. Начнем с демографии. «Мужчины превалируют во всех возрастных категориях. Особенно велика разница в возрасте свыше 65 лет…, это свидетельствует о более короткой жизни иранских женщин». То есть ситуация прямо противоположна российской, и вообще современной, а похожа она – на древнюю и средневековую (См. рецензию автора на книгу А. Бужилова «Homo sapiens: история болезни»)

Объяснение: «на долю иранских женщин до сих пор выпадает больше житейских невзгод, которые старят их раньше, чем мужчин». Параллельно с агитпропом приводятся конкретные факты этих невзгод. Сразу после захвата власти Хомейни поздравил женщин с 8 марта, запретив им выходить на улицу без «хиджаба». Кто не сразу усвоил новую моду, тех «жестоко избивали». Аятолла Монтазери, зять Хомейни, призывал выдавать девушек замуж «как только они достигнут половой зрелости». Добавлю от себя, что левые партии, поддержавшие женщин в борьбе за человеческое достоинство, вскоре были просто истреблены, как в гитлеровской Германии. В частности, коммунисты. Это к сведению тех, прости господи, «левых», которым нравится «антиимпериалистический» иранский режим. Ну, и далее по законодательству. Женщинам запретили работать судьями, адвокатами, геологами, археологами (всего под запретом 91 профессия, требовавшая высшего образования), заниматься спортом и пением. «Право на развод предоставлялось только мужчинам, причем разведённая женщина лишалась всего совместно нажитого имущества… за нарушение целого ряда исламских установок женщина может быть приговорена к бичеванию, отрезанию конечностей, побитию камнями, причем любой приговор, вынесенный шариатским судом, обжалованию не подлежал». В наследстве доля женщины в 2 раза меньше мужской, после смерти мужа вдова получает 18 имущества, и никаких прав на землю и постройки. Любопытные разночтения в книге. Сообщается, что Гражданский кодекс «освобождает жену от опеки мужа в таких сферах, как «финансовые дела и контракты» - и на той же странице: «на основе лидерства мужа закон требует послушания жены… в нескольких сферах семейной жизни, как, например, частота семейного секса, занятость жены вне дома, внесемейное общение жены…». Интересно, как вести финансовые дела без общения?

Но вот что любопытно: столкнувшись с перенаселением в городах, то есть с угрозой нового бунта безработной молодёжи, аятоллы разрешили контрацепцию. Оказались умнее своих католических коллег. Правда, контрацептивные заботы возложены почти исключительно на женщин. Но ведь это и в Европе так. Европейские женщины послушно, как иранские, глотают гормональные таблетки, лишь бы не затруднить партнеров работой с таким наисложнейшим прибором как презерватив. Дальше. Ирану понадобились квалифицированные кадры – в начале 90-х годов сняты многие запреты на профессию для женщин. И сама жизнь сопротивлялась идеологическому давлению. Вопреки предписаниям сверху, подавляющее большинство родителей относилось к своим дочерям по-человечески, и не продавали их в 10- 11 лет. Конечно, уровень развития иранского общества намного выше по сравнению с саудовским или афганским. Наверное, и сам шиитский ислам даже в воинственной редакции – более гуманный (или более практичный), чем ваххабизм. В любом случае книга «Роль и положение женщин…», если читать внимательно, показывает сложную и противоречивую картину. Разрешили работать в хирургии – и тут же ввели раздельную перевозку женщин и мужчин в общественном транспорте. Ясно, что в клерикально-бюрократической олигархии есть разные группировки, у каждой свои интересы и игры, о которых в книге, изданной при участии Иранского посольства, рассказывать нельзя. Спасибо и на том, что рассказали. И ведь научные выводы сделали: «оптимальным вариантом развития является синтез всего лучшего, что есть у Запада (образование, наука)» - с некой «высокой духовностью», которую мы имеем в Иране. Видит бог, меня трудно заподозрить в симпатиях к современному западному либерализму. Я понимаю, что многие народы ищут в древних традициях хоть какую-то опору против «постмодернистского» разложения. Но какую такую «духовность» олицетворяет человек, публично призывавший - я называю вещи своими именами - насиловать детей? Или, может быть, «духовность» - это «международные конференции» по реабилитации гитлеровских палачей, якобы оклеветанных «мировым сионизмом»?

Это ведь не альтернатива нравственному разложению. Это его разновидность. Причем, крайне агрессивная.

Рецензия была озвучена в программе «Поверх барьеров» на радио «Свобода» [Оригинал статьи]