Заха Хадид, - британский архитектор

Юрий Прокуратов
Заха Хадид (1950, Багдад), британский архитектор. Изучала математику в Американском университете в Бейруте (1968 – 1971).. В 1972 году, , Хадид приехала в Лондон и поступила в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации. В 1977 она присоединилась к мастерской Кулхаса "ОМА", в 1980 - основала собственную архитектурную фирму "Zaha Hadid Architects". Притцкеровская премия - 2004.

* * *

Для моей комнаты родители купили асимметричное зеркало. Я влюбилась в него, и именно с него началось мое увлечение всем асимметричным.

Мы работаем в мировом масштабе и хотели бы воздержаться от спекулятивного влияния на нашу архитектуру местных национальных черт.

Архитектура – это не обслуживающая дисциплина. Это дисциплина формирующая!

Нужно быть честолюбивым. Амбициозным. Но не в отношении личной славы, а в стремлении совершить открытие!

Конкретным результатом моего увлечения Малевичем было то, что я использовала живопись как метод проектирования. Этот способ самовыражения стал моей первой территорией пространственных изобретений. Я чувствовала неудовлетворенность из-за бедности традиционной системы рисования в архитектуре и пыталась найти новые способы репрезентации.

Я поставила себе задачу выяснить, сколько вариаций решения в рамках ограниченного пространства можно найти, я делала это на примере одной квартиры. После непрерывной многодневной работы стало ясно, что возможно не менее семисот альтернативных вариантов, и это при неизменных параметрах. Такого рода упражнение дает некоторое представление об амплитуде, в рамках которой можно оперировать с организацией пространства …

Человек может начинать очень слабо – и потом взмыть вверх, как ракета. Или обладать роскошными исходными данными – и никак их не воплотить… Талант – это семя внутри. При неправильном обращении может зачахнуть. Может прорасти и пожрать обладателя...

Нам всем ничего не остается, как рано или поздно принять себя как данность. Все. Дальше остается работать. Делать свою очень обычную – или очень необычную – работу. То есть думать вовне, а не внутрь. Думаю, это самый правильный вариант строительства жизни…

Каждому дается шанс встретить нужных людей, оказаться на нужном месте. Дальше уже твой выбор. Воспользоваться или нет. Если полагаться исключительно на свои чувства, решения принимать сложно… Потому что правильные решения требуют холодной головы.

К сожалению, в XVII и XVIII веках архитекторы занимались не столько организацией пространства, сколько созданием «интерьерной моды».

В каждом проекте я пытаюсь что-то изобрести заново.

Я хочу создать бесконечную композицию, чтобы у здания не было одного входа и одного выхода, чтобы проект не предусматривал только одного способа использования пространства.

Для меня же в каждом проекте важен поиск динамической организации. Это может проявляться в том, что у здания будет несколько уровней, которые постоянно переходят друг в друга … В любом случае речь идет о новом способе организации. Ведь очень сильно изменился образ жизни: многие люди живут и работают в одном пространстве, едят не на кухне и не в столовой, а на диване в гостиной перед телевизором.

Каждый мой проект — это своего рода ландшафт. Очень важно то, как вы расположите в этом ландшафте необходимые вам элементы, какой будет его топография, каков будет угол падения света.

В проекте обязательно должна присутствовать значительная доля странного. Проект, как любой подлинный объект желания, сначала должен казаться загадочным, словно незнакомая территория, которая ждет, чтобы ее открыли и исследовали.

… Здания могут висеть в воздухе. То есть я знаю, что на самом деле они опираются на землю, но выглядит это так, будто они не касаются поверхности. Для инженеров, с которыми я работаю, мои проекты - это постоянная головная боль.

Мне интереснее строить здания, в которых инженерная составляющая становится невидимой. Например, вы не видите колонн, но не потому, что у здания отсутствует структура, а потому, что нет колонн: вся структура спроектирована по-другому.

Люди не любят ставить под сомнение свои представления о правильном и неправильном. Мне, напротив, больше всего нравится менять свои мнения… И меня очень удивляет, насколько люди привержены какому-то одном способу существования. Это надо менять, и причем менять постоянно.

Женщине очень тяжело стать архитектором, потому, что профессия оказывает на человека сильное давление и отнимает чудовищное количество времени, которое женщине хочется потратить на семью и детей. Посмотрите на меня: я все время работаю, и у меня ни семьи, ни детей. Но у меня другая цель. Вся моя жизнь была непрестанной борьбой за то, чтобы воплотить свои идеи в бетоне.

* * *
Она не просто любит органическую природу. Она любит ее с хирургическим уклоном. (Ревзин)

Я это честно говорю своим друзьям и знакомым в России – не любите вы себя, а любите… Заху Хадид. (Бавыкин)