Особые условия службы

Игорь Караваев 2
Есть такое выражение: «Особые условия службы», или, сокращённо, «ОУС». Оно имеет вполне конкретный смысл и обозначает службу на кораблях с ядерными энергетическими установками. За это людям полагаются денежная надбавка и определённое количество дополнительных суток к отпуску.

Правда, приходилось мне встречать и другое, вольное, толкование ОУС.

Когда в некоторых экипажах подводники начинали ворчать, что их задерживают на службе до 22, а то и до 23 часов, начальники возражали: мол, всё законно, это и есть те самые «особые условия службы», за которые вам идут такие «бешеные» льготы.

Но, как выяснилось, у людей есть ещё одно понимание особых условий службы, причём касающееся экипажей не только атомных лодок.

В соответствии с давней традицией, в тот год на рейде Североморска состоялся очередной парад кораблей в честь Дня Военно-морского флота.

Над морем чуть заметно колыхались длинные гирлянды флагов расцвечивания, сияли свежей краской борта, горела надраенная медь. Радостно и громко звучали военные марши.

Праздник чувствовался во всём.

На Севере стояла на редкость прекрасная погода: светило солнце, был почти полный штиль. Чувствовалось тепло нагревшихся камней, от воды исходил лёгкий запах йода и мазута. Цвёл пробившийся сквозь трещины в асфальте иван-чай.

Над площадью возвышалась массивная бронзовая фигура матроса с автоматом. Чётко и ясно, во всех деталях, виднелся дальний берег. В нереально гладкой воде виднелось отражение кораблей, лишь изредка искажаемое лёгким ветерком. Глядя вдаль стволами орудий главного калибра, на рейде хищно вытянулись два красавца-крейсера, «Мурманск» и «Александр Невский».

Недалеко от набережной, заполненной зрителями, стояла, радуя глаз своим изящным силуэтом, дизельная подводная лодка проекта 641.
Стоявшая в толпе старушка, внимательно рассмотрев лодку, произнесла, не обращаясь конкретно ни к кому:

- Как же она плавает-то? Мало того, что железная, так ведь ещё и вся в дырках!!!

Стоявший рядом нахал-матрос мгновенно отреагировал и ответил:
- А вот так вот, бабуся, по самые я...  в воде и служим!