Райский сад

Инга Томан
     Есть мнение, что идиллия однообразна.  И действительно: описания  райского блаженства, золотого века, земли обетованной нередко похожи. Что касается  посвященных аду произведений искусства,  то тут  куда больше живости, фантазии  и вдохновения. Потому, видимо, во все времена находились люди, спешившие любой ценой  зарезервировать себе местечко в аду: там, по их мнению, куда интереснее.
    Впрочем, есть основания  усомниться в подобной точке зрения. Во-первых, идиллия не так уж    однообразна, а, во-вторых, райские кущи таят в себе куда больше  загадок, нежели преисподняя. «Не  видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим его», - обмолвился как-то апостол Павел (1-е послание  к коринфянам, гл.2).  Так что есть о чем задуматься…

     Несмотря на полную непроходимость райских кущ для человеческого разума,  средневековые художники  все же  пытались   изобразить скрываемую ими идиллию. Одним их тех, кому  удалось  силой своего воображения приоткрыть завесу Божественной тайны, был неизвестный  верхнерейнский художник начала  XV  века. Его картина «Райский садик»  является в настоящее время  главной достопримечательностью  Штеделевского института   искусств во Франкфурте-на-Майне.
     На нем изображен миниатюрный садик, защищенный  невысокой стеной  от внешнего мира. Защищенный, но не изолированный. Здесь благоухают земные цветы и распевают земные птицы. Ученые насчитали  в нем 24 вида  растений и 12 видов пернатых. Почему же художник, у которого хватило смелости и фантазии поведать нам о тайнах райских кущ,  скрупулезно и терпеливо срисовывал  флору и фауну родной земли, дабы заполнить ею потустороннюю реальность?  Хотел ли он показать, что созданный Богом мир земной  так же прекрасен, как и небесный?  Или хотел показать, что райская стена  преодолима, и раз попадают в Божественный сад земные цветы и птицы, то и людям  туда путь не заказан? Как знать…
      В центре Сада  сидит Дева Мария и  читает Священное Писание.  Он не просто   место ее вечного блаженства, но и символ, означающий красоту и целомудрие Богоматери. У ее ног – Младенец Христос. Лицо Марии безмятежно и спокойно: она больше не тревожится за своего Сына, ибо здесь, в раю,  ему уже ничто не угрожает.

    Святая Екатерина подает Младенцу Христу цитру. Про нее известно, что   была она родом из Александрии  и славилась  красотой и ученостью. Однажды Екатерина увидела во сне Младенца Христа, который надел ей на палец обручальное кольцо. С тех пор она целиком посвятила себя Богу  и отказалась от земного счастья. Многие сватались к ней, но напрасно;  даже римский император получил отказ.  Тогда он призвал  лучших философов империи и велел им убедить  Екатерину отказаться от христианской веры, однако юная девушка   оказалась столь умна и красноречива, что обратила в свою религию всех ученых мужей.  Разъяренный император  приговорил ее к колесованию, но орудие страшной казни было разбито по воле Бога, и Екатерине отсекли голову. 
     Около Екатерины – святая Варвара. Она сидит у неглубокого колодца и набирает воду  маленьким черпачком, напоминающим  ложку, - благо спешить в Раю некуда.  Форма колодца напоминает фундамент башни, в которой жила Варвара, скрываясь от  нескромных взоров юношей, покоренных ее красотой. Когда отец узнал, что его дочь христианка, он заточил ее в темницу. Здесь она получала в день только одну кружку воды, которой Варвара, страдая от жажды,  поливала цветы, выросшие между камней ее тюрьмы. Варвара, как и Екатерина, была обезглавлена за христианскую веру, но не палачом, а собственным отцом. 
     Еще одна обитательница райского садика -  святая Доротея, усердно собирающая фрукты. Это  занятие напоминает  о чуде, завершившем ее земной путь.  Когда Доротею привели на казнь, один из присутствовавших воскликнул: «Я поверю в Христа только тогда, когда ты  пришлешь мне из райского сада  цветы и фрукты!» - «Да будет по слову твоему», - кротко, но твердо ответила девушка.  Так и случилось. Как только Доротея умерла, с неба посыпались цветы и плоды несказанной красоты, источавшие сладостное благоухание.  Вот почему  эта святая считается покровительницей  садоводства и  в раю занимается своим любимым делом.
     Некоторые читатели, наверное, заметили, что, в то время как женщины  даже в раю  усердно трудятся (Доротея собирает фрукты, Варвара достает  воду из колодца,  Екатерина  учит Младенца  Иисуса играть на цитре), мужчины пребывают  в  блаженной задумчивости. Не будем спешить с выводами, ибо здесь, по-видимому, символически представлена  жизнь деятельная и жизнь созерцательная.  Они не противопоставлены, но взаимно дополняют друг друга, ибо в равной степени  необходимы для полноты и гармонии жизни.

     Дерево, с которого  собирает плоды Доротея, - не простое. Это -  древо жизни, росшее извечно в раю. Именно с него  могли собирать  плоды и первые люди, однако они предпочли  изобилию  доступных и разрешенных благ один единственный  запретный плод – плод древа познания. Древо жизни состоит из двух стволов, тесно переплетенных между собой. Его форма напоминает  о двойной природе Христа -  божественной и человеческой.  Кстати, как гласит  предание, именно из семени древа жизни выросло  то самое дерево, из которого был сделан  Крест Господень. Это семя добыл в раю младший сын Адама -  Сиф, родившийся  после гибели Авеля и изгнания Каина. Узнав  о долгожданном даре, Адам  умер от счастья и семя древа жизни было  посажено на его могиле.  Во время   всемирного потопа Ной спас  дерево, которое еще много веков росло, покуда  не было срублено для строительства храма Соломона в Иерусалиме. Однако чудесное дерево не подошло для воздвижения рукотворного храма, его надолго отложили  и в конце концов  использовали  при сооружении моста.  Царь Соломон, несмотря на свою  мудрость,  никогда бы, возможно, не догадался  о драгоценной реликвии, если бы не царица Савская.  Где правила  она,  точно неизвестно, однако многие историки считают, что царица  эта  прибыла в Иерусалим из Эфиопии.  Слава о  царе Соломоне достигла ее страны, и она решила лично посетить  столь великого владыку. Царица Савская  была поражена мудростью Соломона и признала его превосходство, однако, если верить легенде, именно ей, обладавшей  редкой интуицией и глубоким религиозным чувством,  Бог открыл  то, что  скрывал  от самого  прозорливого на свете правителя.  Когда  царица Савская подошла к мосту, часть которого была сделана из райского дерева, она, повинуясь  внезапно  снизошедшему  на нее озарению, преклонила колени и стала молиться, а затем  перешла реку вброд.  После этого случая  царь повесил  драгоценное бревно   над входом в храм, однако через много лет  недостойный внук  Соломона спрятал его, дабы священное древо  не стало свидетелем  того, как крадет он золото  из храмовой казны.  Много веков  бревно пролежало  в земле, пока  не вышло на поверхность и не попалось на глаза тому самому плотнику, который   соорудил из него Крест Господень.

     Однако вернемся в  райский садик. Справа растет древо познания, на котором нет больше плодов. Под ним  собрались трое мужчин. Они тихо и неспешно беседуют или  погружены  в благочестивые размышления.  Стоит, обхватив дерево руками, святой Освальд.  Это английский король, живший в VII веке. По преданию, он славился своим мягкосердечием и был убит язычниками. Устало подперев голову рукой, сидит архангел Михаил.  В густой траве  у его ног  пристроилось маленькое и довольно  сердитое существо, похожее на обезьянку.  Но это не она.  Это… сам Сатана. Тот самый, которого, по свидетельству Апокалипсиса,  после тяжелой и жестокой битвы поразил  архангел Михаил. Сатана – и в раю?!  Да как его сюда пустили?  Впрочем,  можно  попытаться  объяснить  и беспечность  небесных стражей,  и дерзость художника.  Во-первых, присмотримся к  скорчившемуся в траве  Сатане. Хорошо ли ему здесь, в раю? Вот уж нет!  Мордочка сморщена, зубки оскалены, красноватые глазенки горят недобрым огнем. Все напрасно. Он побежден  окончательно и бесповоротно, и никто даже  внимания не обращает на его  ворчание. Итак, некогда грозный Сатана  в образе безобидной обезьянки  - символ  поверженного Зла, терпящего наказание… в раю – месте ему глубоко чуждом и ненавистном. Кроме того, это существо является  атрибутом, то есть своего рода опознавательным знаком   святого Михаила. Не будь его, как бы мы догадались, что это именно архангел Михаил?  Так что прав был  святой Августин, считавший, что зло служит для проявления добра.
     Здесь, в раю, Сатана не одинок. На переднем плане справа  лежит лапками кверху какое-то маленькое  земноводное.  В своей земной жизни  оно было драконом-людоедом, вознамерившимся  в один прекрасный день полакомиться  принцессой. Однако возмездие настигло его. Когда дракон, облизываясь, уже подходил к трепещущей жертве, откуда ни возьмись появился  всадник  и поразил  кровожадное чудовище.  Этим героем   оказался  святой Георгий – римский воин, впоследствии принявший мученическую смерть за христианскую веру. Именно он сидит здесь сейчас в  райском саду и в благоговении  взирает на Деву Марию.  Но, позвольте спросить, как бы мы догадались, кто это, если бы не его заклятый враг?

     Итак, мы познакомились со всеми персонажами картины. Но почему именно эти святые  обитают в райском саду?  А где  остальные? Да здесь они, в том же саду. Просто мы их не видим, поскольку художник показал нам только маленький фрагмент  рая. В этом легко убедиться, если сосчитать его обитателей: их ровно восемь (сатана и дракон не в счет). Столько же и зубцов на стене. А число восемь является символом  бесконечности, так что  число праведников в раю может увеличиваться до бесконечности, ибо размеры его  также бесконечны.  Поэтому не случайно, что  стена ограничивает  рай не со всех сторон. Большая часть его не огорожена,  в том числе  та  сторона, которая обращена к зрителю. Это не сразу заметно, поскольку  художник не знаком был с правилами перспективы, и  потому композицию он строит не в глубь, а  по вертикали, однако, если  понять, что  низ  ее к нам ближе, а верх – дальше, становится  ясно: рай открыт не только для земных птиц и цветов, но и для нас …

Московская немецкая газета, 2007, №6