Спецрепортаж о выборах Президента Казахстана

Владимир Ташпеков
Глава первая. Приезд.
Вот и снова, еду в поезде "Москва-Алматы" и в третий раз подряд привычным маршрутом Саратов-Актобе. Как и семь лет назад на выборы, в отличии от предыдущих поездок ( 2004 и 2007 гг. выбирали депутатов Парламента) теперь на досрочные президентские.
Мне как и моим 15 землякам-саратовцам доверена ответственная миссия, представлять на выборах делегацию стран Содружества Независимых Государств, в качестве международных наблюдателей. Несмотря на неблизкий путь до Актобе (почти сутки) и двукратное пересечение государственных границ, мы к 15-00 по местному времени выходим из вагона. Нас встречает представительная делегация состоящая из руководителей областных департаментов и управлений. После коротких взаимных приветствий рассаживаемся по микроавтобусам и в составе колонны с полицейским экспортом сопровождения отправляемся в гостиницу. За последние три с половиной года моего посещения Актобе по пути вижу новую мечеть и церковь, открытую в один день на очередном форуме приграничных территорий главами двух наших дружественных государств.
Нас размещают в гостинице и через полчаса мы собираемся в холле, где  председатель избирательной комиссии по Актюбинской области Гульнара Кунбаева в торжественной обстановке вручает нам удостоверения международных наблюдателей и методические материалы по выборному законодательству Республики Казахстан. Нам это тридцати международным наблюдателям из России, еще 15 нашим соотечественникам из Оренбурга. Среди них встречаю моего давнего друга Виктора Коршунова, руководителя Оренбургского регионального отделения общероссийской организации малого и среднего бизнеса. Тепло здороваемся и на ходу обмениваемся впечатления и новостями, все-таки почти не виделись четыре года.
Затем нас приглашают на обед, где мы в непринужденной обстановке беседуем о нашем участии на выборах 3 апреля. Мне и Александру Алексеевичу Степанову, моему коллеге по работе в Общественной Палате и экс-министру экономики Саратовской области предлагают поехать в Мугалжарский район. Мы отвечаем, что готовы. Последующее время проводим в увлекательной экскурсии по городу и в гостинице, где знакомимся с законом о выборах Президента Казахстана. Хотя, Александр Степанов не первый раз в суверенном Казахстане, но он был удивлен качеством дорог, относительной чистотой улиц, несмотря на весенее время года и осещением, "да у них тут как в Лас-Вегасе".

Глава вторая. День голосования.
Позавтракав в гостинице мы отправились в Мугалжарский район. Утро выдалось солнечным, что предвешало хороший день. Географически район находится южнее областного центра на трассе ведущей в сторону городов Атрау, Астрахань, Актау. Приблизительно через полтора часа мы уже на территории района. По ходу движения избирательный участок. Вхожу и мгновенно опытным взглядом отметил, что как и у нас в России утром голосуют пенсионеры. В школе, на территории которой размещался избирательный участок царил образцовый порядок. Обстановка была торжественная. У дверей избирателей встречали школьницы одетые в национальные костюмы и через определенный промежуток времени исполняли танцы. Как человек професссионально занимающейся избирательными технологиями, я был приятно поражен гласности в работе избирательных комиссий. На каждом избирательном участке были вывешаны списки избирателей. И любой избиратель мог просто подойти к стенду, чтобы найти не только себя в списке, но и любого знакомого, проживающего в данном населенном пункте. Но отличительной гордостью является безусловно прозрачная урна, в которой очень узкая щель для опускания бюллетеня. Взброс сделать при таких урнах невозможно. Практически на всех участках которые я объехал присутствовали местные наблюдатели, представители ветеранский организаций, общества "Казак тили" и общества "Ардагер".
Ближе к обеду активность избирателей уже усилилась. У столов скопилась очередь для получения бюллетеней и на некоторых участках явка превысила 60 %. Причем люди шли на выборы добровольно. Таких негативных явлений, которые случаются у нас в России, как взброс, карусель и подвоз нетрезвых граждан я не зафиксировал.
По пути следования на избирательный участок я спросил сопровождающего меня члена территориальной избирательной комиссии, что за шикарное здание? Это новая районная больница. Любопытство одолело меня: " не очередная ли потемкинская деревня?"-, подумалось. Но когда побывал внутри был приятно поражен. Больница была оснащена современным оборудованием и лекарственными препаратами. Недокомплекта медперсонала отсутствовал.
После обеда мы решили перекусить. И так получилось, что пришлось обедать с нашими коллегами наблюдателями из миссии ОБСЕ - Кареном Хайрапетяном и Гюнтером Роттом из Баварии. После короткого знакомства решили обменяться впечатлениями о выборах. Что меня удивило, то что мы сошлись во мнении, что нарушений не было, выборы проходят спокойно, на волеизявление избирателей никто не оказывает давления. Узнав, что в городе находятся международные наблюдатели, причем с разных миссий в наше кафе приехал аким Мугалжарского района Шангутов Серик Тлеулесович. Он поинтересовался обеспечены ли мы транспортом, сопровождающими лицами, какое составили мнение о выборах.
В свою очередь Серик Тлеусович рассказал немного нам о районе. Численность населения 70 тысяч, половина из которой живёт в районном центре Кандыагаше. Район динамично развивается, практически уже газифицирован. Сельское хозяйство представлено как растинееводством так и животноводством. "В районе есть люди у которых имеются табуны в две тысячи голов. Кроме того много кандыагашцев занято в газовой промышлености. Безработицы практически нет.".
В феврале по роду деятельности я объездил многие села Новоузенского района Саратовской области. Разруха, медленное угасание произвели тягостное впечатление. Особеннно положение дел в отделениях, где за последние годы были ликвидированы малокомплектные школы, фактически приостановлена работа ФАПов, разбитые дороги, проблемы с водоснабжением...
Иную картину я увидел здесь. Малокомплектные школы работают, в центральных селах для детей с чабанских точек специально создают интернаты. Коммунальные платежи (за ЖКХ газ и воду) значительно ниже чем у нас. Государство становится социально-ориентированным. Думаю, в этом разгадка того, почему конкуренты Н.А.Назарбаева набрали так мало голосов.
Аким района поинтересовался у меня был я в Айтебикинском районе? Да, был  в 2007 году. Он тут же набрал на сотовом телефоне номер, и протянул - поговори с акимом Есимбаевым Есимканом Калмагамбетулы. Мы продолжительное время обменивались новостями, пока мои сопровождающие попросили, что пора закругляться, надо ехать в Актобе.
По приезду в город мы отправили отчеты в штаб миссии СНГ в Астану и стали готовится к отъезду.
Пользуясь случаем, я хотел бы выразить благодарность от имение саратовских наблюдателей акиму Актюбинской области Елеусину Науразбаевичу Сагиндикову и от себя лично  Сагингали Кайржановичу Турмагамбетову, заместителю начальника Управления государственнного Архитектурно-строительного контроля за теплый приём и отличную организацию нашей работы.

Глава третья. Уральск.
Наутро в понедельник, когда стали известны предварительные итоги выборов, стал готовится к отъезду в Уральск. Автомобильная дорога в Саратов проходит через Западно-Казахстанскую область, поэтому я решил навестить друзей и родственников. Пока собирал вещи, раздался стук в дверь. В номер вошел мой давний друг Жаксагали Исламович Иманкулов. Мы с ним знакомы с сентября 2004 года, именно он тогда сопровождал меня в Айтебикинский район. Вообще семья Иманкуловых очень уважаемая в Казахстане. Трудолюбивые и порядочные братья - гордость Актобе. Старший Идельбай Исламович - сенатор Республики Казахстан от Актюбинской области, средний Серик Иманкулович - начальник областного департамента санитарно-эпидемеологического надзора по Западно-Казахстанской области, младший Жаксагали Исламович - начальник Управление природных ресурсов и регулирования природопользования. В каждый свой приезд в Актобе я всегда стараюсь пообщаться с Жаксагали. Обменяться новостями, мнениями в развитиии отношений между Казахстаном и Россией и просто поговорить.
Однако, время торопит, надо ехать. Сажусь в машину и ощущаю, что стало грустно, от того, что покидаю город, где у меня вновь появились новые друзья.
Дорога до Уральска меня поражает. Еще несколько лет назад она была в аварийном состоянии, зато сейчас последние триста километров мы летели со скоростью 150-160 км в час.
В 15-00 Уральск встречает теплой солнечной погодой +10.При подъезде в город ждут друзья. Прямо по пути заезжаю к очень уважаемому мной человеку Гумару Ислямовичу Дюсенбаеву (ныне заместителю акима Атыраусской области), начальнику управления энергетики и коммунального хозяйства ЗКО. Поговорив за чашкой чая о выборах в ЗКО, замечаю тенденцию, что там тоже наши самарские коллеги из мисссии СНГ и западные наблюдатели от ОБСЕ тоже сошлись в мнении, что выборы прошли без нарушений. 
Затем едем в маслихат города Уральска. Там встречаюсь с секретарем городского маслихата Анисом Карисовичем Истелюевым. Через минут пять в кабинет к Истелюеву входят представители пресс-службы и просят дать интервью. После интерьвью Анис Карисович дарит недавно выпущенный альбом с фотографиями Уральска, а я в свою очередь презентую недавно изданный мой поэтический сборник "Разлука- нежелательное слово".
К конце рабочего дня прошу друзей проехать по Уральску, особенно старой его части. Выйдя на набережную реки Урал, достаю записную книжку и переписываю рожденные в голове стихи:

Степь вокруг, сады цветут, и реки
Город окружают с двух сторон.
Справа - там Урал течет навеки,
А Чаганом воды омывают склон.

На ковре висит моя камча -
Заскучала, рядом оберег-тумар.
Отдыхаю я, тут вольницы душа -
Той, инкаль и сказочный Шалкар.

Милая одела шелковый койлек,
Грациозна, словно аргамак.
Припозднился к ней я на ночлег,
Остывает в юрте бешпармак.

Утром наслаждаюсь цветом неба,
Прославляю Кок-Тенгри, творца.
Он создатель и воды, и хлеба,
Вдохновил надеждою сердца!

Саратов-Актобе-Орал-Саратов  1-7 апреля 2011 г.