Оборона

Игорь Караваев 2
Формировался новый экипаж подводной лодки.

Чтобы несколько десятков уже набранных туда лейтенантов и прочих молодых офицеров не болтались без дела, штаб дивизии привлекал их к несению всяких нарядов, а также планировал с ними разного рода занятия.

В тот день было занятие по противоподводно-диверсионной обороне.

Проводил его Виктор Владимирович, флагманский минёр дивизии – человек с лицом скучающего интеллигента (в общем-то, как позже выяснилось, нормальный мужик и хороший специалист, при этом, известный всем резкостью и независимостью своих высказываний).

Представившись и назвав тему занятия, флагманский минёр обвёл взглядом аудиторию. Разглядев среди лейтенантов восьмерых капитан-лейтенантов и двух капитанов 3 ранга, Виктор Владимирович саркастически усмехнулся и промолвил:

- Ну что же, как я посмотрю, здесь не только молодёжь, но и несколько офицеров, которые уже успели немного устать. Ничего, это занятие будет полезно и для вас!

После такого вступления флагманский минёр сухо и мрачно, неспешно и как бы нехотя, дал ряд официальных формулировок по излагаемой теме и прочёл несколько абзацев из какого-то документа.

Затем зловеще улыбнулся и промолвил:

- А что же мы здесь видим на самом деле? Как вы думаете, сколько надо на этих сопках поставить пулемётов, чтобы никого из вас отсюда не выпустить?

И сам же ответил на свой вопрос:

- Да двух хватит за глаза и за уши! А можно и без пулемётов — подводный диверсант умеет убивать самыми разными способами. Вот придушит он кого-нибудь из ваших друзей, заберёт его документы, наденет его форму. Вы к нему подойдёте - а он вас тут чем-нибудь как п....нёт! И всё.

Вот вы у причалов выставите охрану, патрулей, с воды глаз сводить не будете. А диверсанты вылезут где-нибудь в другом месте и придут к вам через сопки.

Вот строители военные наши построили у дороги доты, которые там торчат, как фурункулы на заднице, а толку с этого? Не будем говорить о том, как их строили. А что за вояки будут из этих строителей, которые в военное время там должны держать оборону - вам, надеюсь, тоже ясно.

Но дело даже не в этом! Их не надо будет ни стрелять, ни резать - они сами там вымерзнут, как тараканы!

Офицер продолжал свою речь спокойно-издевательским тоном:

- Но не воображайте, что вы для диверсантов - главная цель. Главное для них - это, конечно же, уничтожить наши корабли.

Что они могут сделать? На борт им проходить не обязательно - можно и к подводной части прилепить магнитную мину. Не улыбайтесь, там может быть и малогабаритный ядерный заряд! И устроена она так, что если даже её вовремя найдёшь - не снимешь: взорвётся при попытке оторвать её от корпуса.

Что же остаётся делать, если вдруг удалось обнаружить, что лодка заминирована?

Флагманский минёр снова посмотрел на хранящих гробовое молчание молодых (и не очень молодых) офицеров и откровенно сказал:

- Отбуксировать её в полигон на выходе из бухты и ждать, когда взорвётся и утонет. А вас снимут с борта, спишут в морскую пехоту и будут убивать уже там...

Эта речь произвела впечатление даже на капитан-лейтенантов, а лейтенантов вообще шокировала. Наверное, многим из них впервые после окончания училища вот так вот говорили суровую правду. Такое изложение учебного материала очень походило на критическое выступление, вполне уместное для партийного собрания.

А меньше, чем через год, началась так называемая перестройка. Во что всё это вылилось — рассказывать не надо.

Постепенно то, что «было изложено в приведённом выступлении вышеупомянутого товарища», перестало быть актуальным — и не потому, что исправилось, а потому что, увы, отмерло...