2009 год. Саяно-Шушенская трагедия

Николай Стародымов
Актуальная тема
Валентина ПЕТРЕНКО:
«ИЗ ТРАГЕДИИ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ ГЭС МЫ ДОЛЖНЫ ИЗВЛЕЧЬ УРОКИ»

Наша справка:
Петренко Валентина Александровна, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению. Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от правительства Республики Хакасия с апреля 2001 года.  Владеет английским, испанским, польским языками; удостоена ордена «За личное мужество» (будучи депутатом Верховного Совета РФ, предложила себя в качестве заложницы вместо захваченных террористами в Минеральных Водах детей; террористы отклонили это предложение).

В кабинете у председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентины Петренко собралось всего несколько журналистов. Символично, если разобраться. Уж больно тема для разговора мелкая – проблема отдельного человека на фоне циклопической катастрофы. Ну разве это сопоставимо, в самом деле: техногенная трагедия общероссийского масштаба на одной из крупнейших в мире электростанций, огромный экономический ущерб, пострадавшие интересы государства и олигархов – а тут Валентина Александровна с вопросом о том, как сможет получить образование ребёнок, родившийся уже после трагической гибели  на станции его отца! Тут бы с сегодняшними проблемами разобраться – о будущих подумать ещё успеем!
Однако Валентина Александровна хорошо знает: стоит только чуть попустить «технократам» - и человек («за болтами и шпильками») будет забыт напрочь и навсегда.
- Человек не должен быть лишь инструментом для извлечения прибыли, - высказывает своё кредо председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению. – Он должен достойно жить, гордиться своей работой и быть уверенным в завтрашнем дне.
Право же, лучше не скажешь! Однако на практике мы сплошь и рядом видим иное. На той же Саяно-Шушенской ГЭС сегодня идут восстановительные работы, специалисты-«технари» разбираются, отчего же всё-таки произошла трагедия, экономисты тщатся доказать, что грядущее подорожание электроэнергии никак не связано с трагедией… А от вдов, сирот и оставшихся без кормильцев стариков просто отмахиваются: дали вам по миллиону – и не мешайте решать общегосударственные задачи.
- Ведь отмахиваются? – прямо спрашиваю у Валентины Александровны.
- Не позволим! - твёрдо отвечает она.

1. СТАНЦИЯ-КОРМИЛИЦА
- Хакасы ко всему окружающему миру относятся как к живому, - делится Валентина Петренко. – К земле, к деревьям, к реке… И к станции. Она ж для них – как мать-кормилица.
В самом деле, жители посёлка Черёмушки, расположенного рядом с плотиной, все напрямую связаны с ГЭС. Соответственно, иначе относиться к станции они не могут.
Как известно, при катастрофе погибло 75 человек. Тела всех найдены и преданы земле. Остались их семьи – родные, близкие люди, для которых погибшие были кормильцами. И какая судьба теперь уготована для вдов, сирот, престарелых родителей?..
Ну скажем прямо, как говорится, без экивоков: бетон, турбины, нарушенное электроснабжение рано или поздно будут восстановлены, потому что станция нужна государству. А люди? Погибших не вернёшь, как ни кощунственно это звучит – они стали жертвами технического прогресса и ошибок (будем называть именно ошибками), допущенных при эксплуатации комплекса… А оставшиеся в живых? Они-то и вовсе теперь обуза, в первую очередь для компании «РусГидро», которой принадлежит станция!  Государство и РусГидро выдали семьям за каждого погибшего по миллиону рублей… И теперь их взоры устремлены в будущее самой станции: разобраться в причинах трагедии, принять меры, чтобы подобное не повторилось впредь, восстановить плотину и турбину – и гнать, гнать киловатты!
У Валентины Александровны – иная точка зрения.
- Разобраться в причинах трагедии, конечно, необходимо, - считает председатель Комитета. – Только внимание комиссии сосредоточено в первую очередь на болтах и шпильках. Но ведь нельзя упускать из виду и другое – власть и деньги имущие должны понять: за производительностью труда и прибылями стоит человек!..
Фраза, конечно, красивая. Однако она и оставалась бы просто броской фразой для плакатного глянца, если бы не была наполнена конкретным содержанием.
Главный урок, который необходимо извлечь из трагедии, по мнению Валентины Александровны, это законодательно закрепить взаимоотношения между предприятием, работником и «посёлком Черёмушки» (примем это название как обобщающий символ населённых пунктов, существующих при подобных градообразующих комплексах).
- Человек, становясь сотрудником предприятия, должен знать, что за добросовестный труд он будет пользоваться заботой и социальными гарантиями – сам и его семья. И эти взаимоотношения, взаимные права и обязанности, должны быть прописаны законодательно! – считает Валентина Александровна.
 
2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД СЕМЬЯМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ!
Для решения этой проблемы составлен план, в котором прописано, что обязаны сделать государство, Хакасия, министерства и ведомства… На самой станции создан Комитет по социальным проблемам. Члены семей погибших сформировали т.н. «родительский комитет», который отстаивает интересы всех пострадавших – прямо или опосредовано…
Всё это правильно, всё это должно быть. Только совместными усилиями можно добиться положения, чтобы максимально помочь людям, у которых погибли близкие. Ведь «усреднёнка», столь любезная чиновнику, никак не должна лежать в основе размеров и формы оказания помощи каждому конкретному человеку. Тому же чиновнику легче всего было бы попросту «откупиться» от семей погибших всё тем же миллионом – и забыть об их существовании!
- Не позволим! – вспоминается решительно сказанная фраза Валентины Александровны.
Сегодня на каждую семью, на каждого человека заведён так называемый социальный паспорт. В этом документе его составители постарались максимально учесть, в какой конкретно помощи нуждается человек. Вот лишь несколько показателей, учитывавшиеся в «паспорте».
Погибший зарабатывал некую определённую сумму – в силу своей специальности, квалификации, опыта… У него на иждивении состояло разное число близких – жена, дети, родители… При этом имеют место случаи, когда у погибшего работника кто-то из родственников является инвалидом… Кто-то выплачивал кредиты… У кого-то не было жилья…
Короче говоря, у всех, у каждого – своя, уникальная, не похожая на других ситуация.
Вот, скажем, один ребёнок родился буквально на следующий день после гибели отца. Имеет ли он формальное право на помощь со стороны государства и РусГидро?.. У одного из погибших работников на иждивении была взрослая сестра. Опять же, формально, она под программу помощи не подпадает…
Формально… А по совести?
Все эти факты, все пункты учитываются при определении размера материальной помощи пострадавшим. Да ещё и коэффициент инфляции необходимо заложить в документ.
Валентина Петренко рассказала, чего сумели добиться члены названных выше комитетов. Помимо разовой выплаты социальных пособий, каждому члену семей погибших гарантируются и последующие выплаты. Скажем, осталось в таких семьях 47 детишек. Плюс двое младенцев на момент подготовки данной публикации ещё не появились на свет. Каждому из них РусГидро выдаст сертификат, на основании которого ребёнку гарантируется оплата обучения в школе и вузе. И не просто обучение – минимальный «комплект школьника» ему также гарантируется. Каждой семье, у которой нет своего жилья, квартира будет предоставлена. Все кредиты, которые остались невыплаченными погибшими, погасят…
Заслуга это людей, которых на встрече с журналистами олицетворяла Валентина Александровна Петренко? Несомненно. Большое дело они сделали? Не вызывает сомнения.
Только сами-то они считают, что сделанное – только часть того, что сделать предстоит, причём, часть меньшая.
Как-то так складывается, что именно в нашей стране время от времени происходят самые масштабные техногенные трагедии. На какое-то время на них сосредоточиваются взоры всей страны. И в этом перекрестии миллионов взоров решаются социальные проблемы пострадавших – трудно, неповоротливо, непоследовательно, но как-то решаются. Если же происшествие не удостоилось «статуса» всенародной трагедии, не попало в фокус внимания СМИ, там вспомоществование пострадавшим если и оказывается, то по самому скромному счёту.
- Нередко получается, что, чтобы получить положенное, человек должен умереть, - горько шутит Валентина Петренко. – Между тем, так быть не должно!
Кто бы спорил! Не сомневаюсь, что абсолютное большинство наших сограждан с ней также согласится. 
Человек, пострадавший на производстве, и уж тем более, по вине работодателя,  члены его семьи – должны получать гарантированную компенсацию, причём, гарантом этого должно выступать как раз государство. При этом необходимо добиться положения, чтобы предприятию было выгодно заключить с работником такой договор, а не уклоняться от него. Для того, чтобы так было, необходима чёткая и строгая законодательная база. Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС должна стать первотолчком для выработки пакета документов, регламентирующих гарантии работодателя, независимо от формы собственности, по отношению к работнику.
Работа огромная. Но грош цена будет всему нашему законотворческому аппарату, если даже такая трагедия не обяжет армию чиновников заняться решением этой проблемы.

3. ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ ПРОБЛЕМЫ
Чрезвычайная фаза ликвидации последствий трагедии на станции завершилась. Спасибо за то Сергею Шойгу и его службе – вот уж кому в нынешние времена скучать не приходится!
Начинаются ремонтно-восстановительные работы, рассчитанные, по предварительным оценкам, на пять лет. Затем, будем надеяться, станция войдёт в плановый режим эксплуатации. К тому времени в посёлке Черёмушки уже сложится новое сообщество, в котором не так много останется людей из числа тех, кто обитал здесь пару месяцев назад. О том, что будущие жители должны быть социально застрахованы от всяческих невзгод, уже говорилось. Только ведь будущий коллектив должен ещё сформироваться!..
Сегодня на плотине работает, или начнут работать в ближайшее время 3–4 тысячи человек. Причём, они будут периодически меняться. Фронтом работы и гарантированным заработком их обеспечат. А вот решение остальных вопросов может стать серьёзной проблемой. Этим людям нужно где-то жить, чем-то питаться, как-то занимать досуг…
Взять, к примеру, такой вопрос, как обеспечение порядка. Мелочь, скажете, несерьёзная тема для разговора? Ой, не мелочь, братцы! Привлечённые теми же гарантиями работы и заработка, сюда вполне может завербоваться (и нет сомнения, что это случится!) какое-то число людей, как бы это сказать, не отличающиеся трудолюбием и законопослушанием. До сего дня, пока спасатели работали в режиме сверхнапряжения, в тех же Черёмушках действовал строгий «сухой закон». А когда ритм жизни перейдёт в более размеренное русло, да когда запустится вахтовый метод и начнётся текучка кадров – как тогда?.. Ну а где спиртное, там и нарушения порядка… Сегодня Хакасия выделила для поддержания порядка в районе станции четыре десятка милиционеров. Во-первых, достаточно ли такого их числа? А во-вторых, вряд ли это правильно, чтобы решением такого вопроса занималась только республика. 
Впрочем, быть может, это и в самом деле перестраховка, быть может, этого числа сотрудников милиции окажется вполне достаточно.
А вот где жить приезжим? Как обеспечить резко возросшее число потребителей светом и теплом? Как обеспечить своевременным и качественным питанием?.. Эти вопросы уже не из числа предполагаемых – из числа самых что ни на есть насущных! Всё же зимы-то тут бывают лютые, а грядущую синоптики уже спрогнозировали как чрезвычайно суровую.
Опять же, комплекс проблем, связанных со здравоохранением. Люди будут приезжать из самых разных уголков страны. В этих условиях требуется принять жёсткие профилактические меры, чтобы не допустить возникновения эпидемии, скажем, того же банального гриппа. А значит, организовать вакцинацию, оборудовать дополнительные места в больнице…
Ещё один взгляд в будущее. А кто будет трудиться на станции в грядущем? Структурам, которые станут заниматься подбором кадров, что в Хакасии, что в других регионах, необходимо направить чёткий перечень специальностей, мастеров которых необходимо искать. В условиях, когда профессиональное обучение в нашей стране находится далеко не на должном уровне, уже сегодня нужно озаботиться, чтобы по мере возобновления работы станции в цехах оказывалось необходимое количество классных спецов.
Каков блочок проблем? Впечатляет?
Однако и это ещё не всё!
Валентина Петренко во время беседы с журналистами затронула ещё одну сложнейшую проблему. Это взаимоотношения промышленных монстров и местных властей.
Возьмём всё ту же Саяно-Шушенскую ГЭС. Практически все её работники проживали в городке Черёмушки – по сути, это просто жилой сектор станции. Только вот табачок-то у них – врозь! Черёмушки имеют статус самостоятельного населённого пункта, и потому вынужден решать все свои проблемы самостоятельно. В городке имеется несколько предприятий торговли, да соцкультбыта, ну и здравоохранения… Какие могут быть поступления в городскую казну при таком положении дел? Правильно: мизерные. Ну а там, где нет денег, там и развития нет! Скажем, здесь вовсе не имелось станции «скорой помощи», родильное отделение местной больницы имели оснащение попросту убогое.
- Взаимоотношение станции и городка необходимо урегулировать, - считает Валентина Александровна.
И вообще, она ставит вопрос шире. Данный вопрос необходимо решить во всероссийском масштабе на законодательном уровне! Чтобы градообразующее предприятие занималось и проблемами населённого пункта, в котором проживают его работники. Забота о человеке не должна ограничиваться турникетом проходной – иначе коллектив не сложится.
Представим себе картину, что посёлок Черёмушки и в самом деле стал бы жилой зоной самой же станции. Хочешь – не хочешь, а забота о здоровье работников легла бы на плечи руководства станции, соответственно, и больница, и поликлиника, и родильное отделение обеспечивались бы куда лучше. И подготовку кадров можно было бы организовать здесь же… Да и «социалка» развивалась бы…
На деле же этого нет.
Вот и ратует Валентина Александровна за более тесную связку гигантов индустрии с местными властями. Ведь в совет директоров Саяно-Шушенской ГЭС не входило ни одного представителя местных властей! Потому и получалось, что проблемы пришлых энергетиков и местных властей разделялись плотиной, не менее могучей, чем та, что перегородила Енисей.

Не знаю как кому, а мне предложения, идеи, высказанные председателем Комитета Совета Федерации по здравоохранению и социальной политике Валентиной Петренко, показались вполне логичными и резонными. Позднее поделился ими с коллегами. Один из приятелей высказался в том духе, что все мы критиковать горазды, и где они все, такие умные, раньше были, а задним числом все мудры…
Что тут скажешь? Ведь в значительной степени прав мой коллега. Единственное, что я ему возразил: что за техническое состояние станции и грамотную эксплуатацию отвечает всё же не Валентина Александровна. Так мы и расстались – всяк при своём мнении.
И только потом мне пришёл аргумент, как следовало ответить (после драки, так сказать).
Жизнь – не киноплёнка, её назад не отмотаешь. Трагедия свершилась, это факт, который отменить невозможно. Зато можно, даже необходимо проанализировать, почему такое могло произойти, дабы предотвратить подобные катастрофы впредь. Не случайно же, на станции побывало немало практиков-эксплуатационщиков и теоретиков-проектировщиков ГЭС из целого ряда стран.
Однако напрочь исключать вероятность новых трагедий, на других объектах нельзя. Они будут – это, увы, факт, который также необходимо признать и принять.
Так вот. Из свершившегося трагического урока необходимо извлечь пользу – в виде урока на будущее. И права, сто раз права Валентина Александровна: необходим пакет законов, гарантирующих права работника и членов его семьи на случай, если с ним приключится беда. И этот механизм должен включаться автоматически, вне зависимости от того, где это произошло: на промышленном исполине – или в крохотной мастерской.
Насколько бы каждый человек чувствовал себя увереннее, если бы так было!

P.S. Данный материал был подготовлен при содействии журналиста Сигитаса Спангелиса. В марте 2011 года его не стало. Вечная ему память!