Письмо на рыбе

Шура Шестаков
   Камень ждал. Я несколько раз прошёл по площадке, выбирая камни. Одни их них были малы по размеру, другие пронзали изрядные трещины, предупреждая, что работа с ними не доставит радости. Кварцитопесчаник был хорош, но я понимал, что оставшегося времени, а я приехал на неделю позже, не хватит для достойной обработки камня. Да и настроился я уже на доломит. И камень дождался. Я обошёл его несколько раз, внимательно рассматривая все трещины. Положил руку на шершавую, измятую складками времени поверхность и понял - мой.

   Камень лежал на боку. И это давало мне возможность подготовить основание. Узнав, что кран для установки будет через день, я ретиво взялся готовить основание для скульптуры. Для того, чтобы камень было возможно установить прямо на траву без подсыпки - нужна плоскость. Мне показалось, что за день я успею пропилить её. Я ошибся. Даже оставшись после ужина, я успел пробить чуть больше двух третей. Так-же вскрылись две большие трещины, которые проходили камень насквозь, грозя превратить его в триптих. На всё воля Божья - решил я.

   Наутро кран не пришёл. Я благополучно закончил плоскость и пошёл помогать Ингрид.
Через день пришёл манипулятор. При установку камень несколько раз выскальзывал и падал. Но мне уже было не страшно. Я решил - если что - сделаю триптих. Но вот уже камень благополучно установлен на рабочий стол, и я начинаю внимательно ходить вокруг него, впитывая его энергию и форму. Обойдя его несколько раз, я понял: композицию, которую я задумал, нужно менять.

   Камень своими формами подсказывал другую, более интересную. В его грубых сколах уже читались кисти рук, пока ещё не заметные всем. Но со мной он уже делился своим видением нашей будущей работы. Он показывал мне объёмы и плоскости, по которым его надо рубить. Я был благодарен камню и хотел максимально сохранить его природную красоту. Решение пришло быстро. Я решил оставить архаику камня такой как есть, и только несколькими плоскостями подчеркнуть ту форму, которая была заключена в нём. Я обозначил только рыбу, стило и кончики пальцев - остальные пластические ходы уже были заботливо предоставлены камнем. Получилось очень выразительно и символично. Он как росток прорывает плоскость травы наружу. Его основание, почти нетронутое, является воплощением первобытной природы - прародительницы всего сущего. И только тщательно проработанный верх композиции олицетворяет связь с человеком.

   А что же человек? Он пишет письмо-просьбу помочь девочке найти своего брата. Письмо на рыбе, которая будет брошена в котёл. Предварительно трижды прочитанная. Финка запомнит все слова Лапландки наизусть, а варёной рыбой накормит Герду. В этом мире нет мусора, и в немногословности прячется истинная глубина человеческих отношений и взаимосвязи с природой. И несмотря на то, что рыба будет съедена, этому письму суждена долгая жизнь. Про это финно-угорское письмо напишет замечательный датский сказочник.

   Когда работа подходила к концу, было особенно приятно услышать лестные отзывы коллег скульпторов.

   А мы, вместе с камнем, получили стипендию: За высокопрофессиональное воплощение широкого круга ассоциаций в скульптурной форме, на III Международном скульптурном симпозиуме "Финно-угорский мир. Точка пересечения" (3-23 августа 2009 года, г. Сыктывкар, Республика Коми).